Домик на окраине
Почему в Атырау стопорится программа по сносу аварийного жилья

Много лет жители старого микрорайона надеялись на решение их жилищного вопроса. И какой-то свет в конце тоннеля забрезжил, когда неподалеку стали возводить многоэтажки. Оказалось, это не про их честь. И люди, живущие в домах 1950-х годов постройки, вновь пребывают в ожидании.
В последнее время все чаще стали выдавать гранты на покупку жилья медикам, квартиры также получают пострадавшие во время ЧС и паводков. Оно понятно: первых акимат привлекает, чтобы в Атырау было кому лечить, ну а вторым положено по поручению правительства. Когда же помогут с жильем тем, кто прозябает десятилетиями в квартирах, где свистит ветер, сырость на стенах и наружная канализация?
Михаилу НЕШЕВУ 79 лет. Въехал он в двухэтажку по улице Баймуханова еще в 70-х годах прошлого века. За всю жизнь ему не раз обещали снести ветхий дом. В последний раз “точно снесут, уж и проект есть” говорили в 2020-м. На дворе уже 2025 год, а сносом и не пахнет. Зато несет зловонием из канализации.
- Бесхозные мы, получается. Помню, в 2020 году нас собрали акиматовские, сказали - дом снесут, а на его месте большую школу построят. Нас вроде как хотели в Береке переселить (новый микрорайон, пригород. - Н. Ш.). Мы пошумели: мол, желаем, чтобы рядом жилье построили. Но на наши предложения никто не отреагировал. А теперь все тихо, никто ничего не предлагает. Мы бы рады уже в любой дом въехать, - вздыхает Михаил Нешев.
Елена КИРИЛЛОВА переживает, что однажды рухнет подъезд. Или вообще вся двухэтажка.

- Взгляните, - показывает она вокруг, - дом в плачевном состоянии. Сзади болото, камыш, что небезопасно, вдруг пожар случится. КСК у нас нет, потому что то один аким, то другой говорят, что дом скоро снесут. Кому хочется браться за дома, которые непонятно какого статуса? А в этом году уже крыша потекла. Мы сами как смогли залатали, но все равно течет. В прошлом году новую электролинию провели, с соседями скинулись, поменяли, а то ведь из-за старой проводки постоянно замыкание было, напряжение садилось, вся техника перегорала.
Дома, а таких по улице Баймуханова шесть, кроме того, что в очень плачевном состоянии, так тут еще развелись крысы.
- Элементарно турник ребенку повесить не могу: стены осыпаются, не выдерживают нагрузки, - жалуется Елена МЕЛИХОВА. - У нас на кухне стена одна сырая, трещина с улицы. Мы с ужасом переживаем, когда идет снег, дождь или дует ветер.
В этом году в районе началось активное строительство жилья. Жители обрадовались: ну, наверное, наконец на их улицу придет праздник.
“Этот дом возводится для обычных граждан. Но точно еще неизвестно, кому именно дадут квартиры в нем. Завершение работ планируется в 2025 году”, - ответили на наш запрос в пресс-службе горакимата.
- Наша соседка ходила в акимат, ей там сказали, что дом предназначен для многодетных и малоимущих. А куда наши пенсионеры пойдут, неясно, - бросила нам на прощание Мелихова про строящееся жилье. - А другая соседка, которая работает в акимате, узнала, что этот дом якобы вообще на продажу построили.

Житель улицы Еркинова Рахим ГАМИРОВ тоже ждет не дождется сноса. Он рано овдовел, с ним вместе живут сын и внучка. Дом расползается от сырости, а отремонтировать его нет никакой возможности - все тут же осыпается.
- Одно время мы сдавали нашу квартиру, была такая необходимость. А сейчас даже квартиранты сюда не идут - страшно у нас, - говорит Гамиров.
В 2022 году городской акимат презентовал новую программу по масштабному сносу ветхого жилья, реализация которой запланирована до 2026 года. В предварительный список под снос вошло 236 ветхих домов, а это свыше трех тысяч квартир. Из них сто двухэтажек не соответствуют санитарным и строительным нормам. Правда, в прошлом году аким поменялся, и какие у него планы насчет переселения - неизвестно.
Тем временем точное число домов, которые подлежат сносу, в Атырау не могут назвать. В акимате сказали так: “Список уточняется”. В целом нельзя сказать, что ветхое и аварийное жилье в нефтяной столице вообще не сносят. Но все идет черепашьими шагами.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау