902

Тёмная сторона декора

Как бизнес отравляет жизнь простым людям

Тёмная сторона декора
Облицовка магазина оптики закрывает солнечный свет.

Алматинка Маргарита ПОГОРЕЛОВА живет в двухэтажном малоквартирном доме по улице Масанчи вот уже 62 года. Здание 1950-х годов постройки из тех, которые обычно признают ветхими и готовят под снос. Однако его расположение, выгодное для коммерции, не дает этого сделать: весь первый этаж и частично второй выкуплены под бизнес. Вот и получилось, что люди, которые живут здесь, терпят неприятное соседство с коммерсантами и периодически судятся с ними.

Эта конкретная история противостояния пенсионерки и бизнесмена началась в июле 2023 года. Погорелова возмутилась, когда начали менять фасад здания, на что жильцы не давали согласия. Пенсионерка обратилась в управление градостроительного контроля Алматы. И. о. руководителя Олжас ТУЛЕБАЕВ в своем официальном письме сообщил, что владельцем нежилого помещения на первом этаже является индивидуальный предприниматель Дулат АСЫЛБЕКОВ. Ему еще в 2022 году управление городского планирования и урбанистики выдало архитектурно-планировочное задание и согласовало эскизные проекты на реконструкцию фасада и перепланировку! Как же так?

- Когда я пошла разбираться, выяснилось, что у Асылбекова должно быть нотариально заверенное согласие на все это от смежного соседа, то есть от меня. Таковы требования правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства. А согласия от меня не было! - возмущается Маргарита Владимировна.

Целый месяц Погорелова пыталась попасть на прием к руководителю управления градостроительного контроля Нурлану БОРАНБАЕВУ, чтобы выяснить, как так вышло, что без ее согласия Асылбекову выдали разрешительные документы. Но не получалось.

- За это время рабочие как раз закончили реконструкцию фасада здания. И только потом я получила письмо от Боранбаева, в котором он сообщил, что отменены все разрешительные документы, выданные Асылбекову, - рассказала пенсионерка.

А отменили вот почему: оказывается, проектная документация не прошла обязательную экспертизу, а работы не сопровождал авторский и технический надзор, как это положено по закону. То есть это нарушение двух статей Административного кодекса.

Те самые металлические кассеты, уложенные по всему фасаду, закрыли пенсионерке доступ к солнечному свету. Они выступают на целый метр от крыши дома и, по сути, выполняют чисто декоративную функцию. Но эта так называемая “красота” портит Погореловой жизнь. Надзорный орган составил в отношении Асылбекова административные протоколы за нарушения и потребовал устранить их. Но ничего так и не изменилось.

Кусок железа, оставленный рабочими, так и висит у окна пенсионерки.

В феврале прошлого года управление градостроительного контроля подало в суд на Асылбекова, потребовав “демонтировать металлические конструкции с облицовочными кассетами по фасаду дома”. Маргарита Погорелова участвовала в этом процессе как третье лицо. В итоге судья специализированного межрайонного экономичес­кого суда Вероника ТИССЕН полностью удовлетворила иск госоргана. Но владелец помещения не согласился с этим решением и обжаловал его.

На заседании судебная коллегия пришла к выводу, что работы по реконструкции фасада здания нарушают права и законные интересы Погореловой, поскольку естественное освещение комнаты принадлежащей ей квартиры не соответствует требованиям положения о естественном и искусственном освещении.

- Кроме того, облицовка наружных оконных откосов выполнена некачественно и нарушает отвод дождевых и талых вод от окна жилой комнаты, - пояснили в суде.

В итоге судебная коллегия во главе с председательствующей Гульбарам ЕСЖАНОВОЙ изменила решение суда первой инстанции. А именно: обязала Асылбекова демонтировать только облицовку наружных оконных откосов, а не всего фасада дома.

“Определить, изменились ли размеры козырька (фриза) фасада здания в результате замены керамогранитных плит на металлические кассеты в верх­ней части, не представляется возможным”, - пришли к выводу судьи.

Теперь с таким решением не согласна Погорелова. Женщина переживает за безопас­ность и жильцов дома, и случайных прохожих, на которых может упасть тяжелая облицовка.

Разрешительные документы отозвали, когда фасад уже реконструировали.

- Плитка уже начала обваливаться, - говорит пенсионерка. - Изначально под моим окном был металлический козырек. А при реконструкции его убрали. Теперь, когда идет дождь, то вся вода брызжет от облицовки рикошетом. В итоге окно постоянно в грязных разводах. Вода попадает и в щели между плитами. В квартирах появилась сырость, а скоро будет и плесень!

В декабре рабочие Асылбекова пришли “исполнять” решение суда - снять откосы возле окна пенсионерки. Но сделали только еще хуже, чем было!

- На место откосов стали прикручивать железо, сузили окно с левой стороны. Я попыталась это остановить, рванула железо и порезала руку, - вспоминает не без печали пенсионерка. - Вызвала полицию. Но пока она приехала, рабочие уже скрылись.

Погорелова все равно написала заявление в полицию. Стражи порядка выписали протокол за нарушение, оштрафовали заказчика работ. Но снова ничего не изменилось.

Маргарита Погорелова заявила, что не сдастся, и ждет обжалования апелляционного решения уже в кассационном суде.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Маргариты ПОГОРЕЛОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть