1473

Бизнес под социальным соусом

Почему запрет на точечную застройку коснулся только жилых зданий, а не административных, которые предполагают не меньшее скопление людей и машин?

Бизнес  под социальным соусом

Более 300 жителей алматинского микрорайона выступили против строительства возле их домов трехэтажного информационно-развлекательного центра. Новое здание планируют возвести на единственной открытой территории, предназначенной для сбора во время землетрясений. Кроме того, на этом участке проложены теплотрасса и газовая труба. Акимат вроде бы встал на сторону жителей и не выдал владельцу талон на строительство, но схлопотал за это иск в суд.

Мы встречаемся с жителями микрорайона 10а на том самом мес­те, где планируют возвести тот самый Open Space. О том, что вся эта территория (243 квадратных метра) находится в частной собственности, жители узнали только летом этого года. И вот ведь парадокс: все эти 17 лет территория обслуживалась службами акимата на деньги налогоплательщиков: здесь убирали мусор, обрезали сухие ветки, асфальтировали тротуарную дорожку, поливали деревья. А по закону все это должен был делать владелец участка по фамилии УМБЕТОВ.

- Оказывается, тут хотели развернуть стройку еще в прошлом году, ведь по новому закону государство забирает участок назад, если он не используется по целевому назначению. Но акимат потребовал провести сначала общественные слушания, - вспоминает жительница микрорайона Гульмира КАУДИНОВА. - 10 июня наш КСК скинул объявление о публичных слушаниях по строительству центра на этом клочке земли. Причем вывесили объявление только в одном доме в первом подъезде. Видимо, владелец участка надеялся, что никто не придет. Но мы оповестили весь микрорайон, и на слушания пришло более 100 человек.

Чтобы не быть голословными, жители оформили свое протестное мнение протоколом. Потом, пройдясь по квартирам, собрали еще 200 подписей против стройки и отправили во все госорганы.

Отдел архитектуры и строительства акимата Ауэзовского района, проанализировав все это, отказал Умбетову в утверж­дении эскиза и не дал разрешения на строительство. Тогда владелец участка в октябре этого года подал на ведомство в суд.

- Мы считаем, что Ауэзовский акимат со своей стороны выполнил все обязательства по защите интересов жителей, - пояснили жители микрорайона. - Но что будет дальше? Какое решение примет суд?

                                                                             ***

А пока идут судебные разбирательства, мы расскажем, почему, собственно, жители против строительства. Сама оглядываю территорию независимым взглядом и понимаю, что строить здесь будет крайне сложно. Участок тупиковый, и единственный въезд на него с улицы Шаляпина. То есть по этой дороге и будет заезжать строительная техника, блокируя выезд для автомобилей жителей.

При этом парковка в проекте не предусмотрена. И владелец участка обещает, что работники будут ходить пешком. А как заставить сделать это потенциальных клиентов центра?

На придворовом участке хотят построить трехэтажный информационно-развлекательный центр.

- Эксплуатация центра неизбежно приведет к увеличению шума и транспортной загруженности, - констатирует Гульмира. - Это негативно скажется на качестве жизни жителей микро­района, особенно на пенсионерах, которые составляют почти 80 процентов населения. Получается, центр будет в окружении домов и попасть в него можно будет только через наши дворы.

В проекте владелец участка описал стройку как социально значимый объект. Но жители микрорайона категорически с этим не согласны.

- Социальный объект - это объект социальной инфраструктуры, необходимый для жизне­обеспечения населения. А этот проект подразумевает в подвале парикмахерскую (64 кв. м), на первом этаже торговый зал (68 кв. м), на втором - комнату для занятий детей (76 кв. м), на третьем - рабочее пространство Open Space (117 кв. м), - перечислила хотелки предпринимателя Гульмира. - То есть это совсем не социальный объект, а объект малого и среднего бизнеса. Причем на каждом этаже будет санузел.

Кстати, в управлении городского планирования и урбанистики Алматы пояснили, что целевое назначение этого участка - “строительство информационно-развлекательного центра”. Получается, это будет здание с арендными площадями, которые потом можно будет сдавать под что угодно, хоть под ночной клуб.

                                                                             ***

Другая проблема в том, что жителей лишат даже… доступа к мусорке!

- Если здесь построят офис, то он закроет четырем много­этажкам проход к мусорной площадке. Нам придется обходить чуть ли не полмикрорайона, чтобы вынести мусор. Почему нам создают неудобства на ровном месте? Владелец здания будет получать коммерческую прибыль, а мы… страдать! - возмутилась жительница микрорайона Татьяна ДИДЕНКО.

Кроме того, через весь учас­ток тянется газовая труба. Получается, для заезда спецтехники придется обрезать ее, и на какое-то время жители микрорайона останутся без газа.

- Посмотрите на эту тропинку на территории, она здесь не замерзает даже зимой. Все потому, что под землей проходит теплотрасса, - продолжает Диденко, - которая питает микрорайон. К тому же здесь очень слабая электрическая фаза, она не выдерживает повышенного напряжения. В случае каких-то перебоев свет отключается сразу во всем микро­районе. А если построят здесь какой-то центр, то он присоединится к нашим сетям, как паразит. Больше некуда. Дополнительная нагрузка на сеть может привести к авариям.

Микрорайон-то типовой, построен в советское время. Вся инфраструктура была рассчитана именно на то количество домов, которое в итоге и построили.

А еще трехэтажное здание перекроет жителям близлежащих домов доступ к солнечному свету.

Все 17 лет частный участок обслуживался за деньги налогоплательщиков.

- Согласно СНиПам при проектировании зданий должна быть обеспечена 2-4 часа инсоляция (солнечный свет) не менее чем на одну комнату. А возведение этого здания исключит такую возможность для квартир, все окна которых выходят на восточную сторону. Высота дома приблизительно 12 мет­ров. Получается, постройка закроет окна с 1-го по 3-й этаж и, вероятно, 4-го этажа, так как он стоит ниже, - прикинули жители.

А при чрезвычайных ситуациях к дому №16 не будет доступа с восточной стороны, так как он будет заблокирован этой постройкой. Кстати, владелец участка пошел на такую хитрость: он вписался в свою территорию по фундаменту в границах земли, но по воздуху за эти пределы вышел! То есть второй этаж значительно больше по пощади, чем первый, это видно по эскизу.

Кроме того, на этом участке растут краснокнижные дубы, посаженные здесь 50 лет назад. В своем исковом заявлении Умбетов указал, что сдвинул здание на 4 м в юго-западную сторону, и пообещал, что не затронет краснокнижные дубы. Но жители все равно переживают, что при строительстве рабочие повредят корневую систему. Все мы были свидетелями аналогичных случаев…

                                                                      ***

Жителей привлекли к судебному процессу в качестве третьих лиц. На заседании они помимо перечисленных выше проблем отметили, что эта земля - единственная открытая территория для сбора во время землетрясения. Там они и собирались после январской и мартовской тряски.

- В суде Умбетов отметил, что есть официальные пункты сбора, которые будут функционировать во время масштабных землетрясений. Но ведь до этих пунктов еще надо дойти! К тому же они открываются не сразу. А если землетрясение произойдет днем, то куда денут детей из школы? Ведь там и есть наш пункт сбора, - парировала Каудинова. - На чаше весов сейчас благосостояние одного человека или спокойная жизнь более 300 человек. Кого выберут?

Сами жители намерены добиваться того, чтобы в план детальной планировки внесли корректировку и изменили целевое назначение участка на сквер.

- По поручению президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА с 29 октября 2019 года в Алматы действует запрет на точечную застройку. И это не должно ограничиваться только жилыми зданиями, - напомнили жители микрорайона.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть