1172

Взлётно-посадочная чехарда

Интересно, кто же купит павлодарский аэропорт?

Взлётно-посадочная чехарда

Вот-вот его снимут с торгов. По крайней мере, до 2027 года эту аэрогавань точно не продадут. Реконструкция взлетно-посадочной полосы, запланированная на следующий год, будет произведена за счет республиканского бюджета. А что дальше?..

В конце ноября аким Павлодарской области Асаин БАЙХАНОВ с площадки Службы центральных коммуникаций анонсировал предстоящую реконструкцию взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта за 16,5 млрд тенге из средств республиканского бюджета. А 3 декабря павлодарскую аэрогавань неожиданно выставили на торги со стартовой ценой 1,076 млрд тенге. С условием, что новый собственник потратит все те же 16 с лишним “ярдов” на модернизацию взлетки.

Подобная чехарда с “воздушными” планами не на шутку взволновала павлодарцев. Дело в том, что в ходе своего выступления в Астане глава Павлодарского Прииртышья особенно акцентировал внимание на том, что без полной реконструкции ВПП аэропорт если не в 2026-м, то в 2027 году наверняка вообще не получит разрешение на прием воздушных судов. “Нас уже предупредили, что не сертифицируют нашу взлетку в 2026 году, если в 2025 мы ее не реконструируем”, - сообщил аким Байханов.

Тогда же стало известно о графике ремонта этой самой взлетки, согласно которому все основные работы на ней должны были начаться летом следующего года. И тут вдруг на тебе - торги, еще больше подогревшие слухи о том, что бюджет страны трещит по швам!

Бюджет бюджетом, но что в итоге с павлодарским аэропортом, откуда улететь сегодня можно только в Алматы и Астану?

Как выяснилось, еще в 2020 году было принято решение о передаче 49 процентов акций АО “Аэропорт Павлодар” в доверительное управление, а приватизация порта была запланирована на 2024 год.

- Включение павлодарского аэропорта в комплексный план приватизации на 2021-2025 годы предусмотрено соответствующим постановлением правительства. А если есть постановление, мы обязаны его исполнить, - комментирует ситуацию руководитель управления финансов Павлодарской области Женис ШАКАТОВ.

Павлодарские власти в своих письмах к правительству и уполномоченным центральным госорганам до этого просили и сейчас просят исключить АО “Аэропорт Павлодар” из плана приватизации. Но пока реакции на это предложение нет. Единственное, чего павлодарцам удалось добиться, - отсрочить эту приватизацию, поскольку модернизация ВПП уже не терпит отлагательств, и совсем не факт, что под это дело своевременно отыщется потенциальный доверительный управляющий.

- На заседании рабочей группы при государственной комиссии по модернизации экономики под председательством заместителя премьер-минис­тра Нурлана БАЙБАЗАРОВА принято решение о переносе срока приватизации павлодарского аэропорта на 2027 год. Это самая свежая новость по этому вопросу. Как только это решение будет утверждено, АО “Аэропорт Павлодар” будет снято с торгов, - сказал Женис Шакатов.

Таким образом, реконструкция ВПП, рулежной дорожки и перрона пройдет, надо полагать, в утвержденные управлением автодорог области (заказчик проекта) сроки. И за счет республиканского бюджета. В общем, павлодарцам не стоит переживать, что их воздушную гавань не сертифицируют.

А что касается приватизации, то это еще бабка надвое сказала. И дело не в том, что до 2027 года еще сто раз может все измениться, включая исключение АО “Аэропорт Павлодар” из комплексного плана приватизации. Просто потенциальному доверительному управляющему поставлены изначально очень, скажем так, нелегкие условия. Будущий инвестор должен в течение трех лет вложить как минимум 16,4 млрд тенге в улучшение технического состояния аэропорта (это, замечу, помимо тех 16,5 млрд, запланированных государством для реконструкции взлетки).

То есть бизнесмен обязан будет удлинить уже модернизированную к тому времени ВПП. А еще - реконструировать пассажирский терминал с увеличением его площади, нарастить мощность существующей котельной либо установить автономную систему отопления здания аэровокзала, капитально отремонтировать склад горюче-смазочных материалов и резервуар для керосина, обновить спецтехнику и оборудование, погасить соразмерно доле кредиторскую задолженность АО “Аэропорт Павлодар”, обеспечить безубыточную деятельность стратегического объекта.

А в случае отказа от выкупа 49 процентов акций (в трехлетнее управление аэропорт передается с правом именно последующего выкупа) доверительный управляющий обязан будет выплатить в бюджет Павлодарской области штраф в размере 15 процентов от цены продажи акций.

Не нужно забывать еще и о том, что после реконструкции взлетки изменится и стартовая цена аэропорта, увеличившись как минимум на 16,5 млрд тенге.

Ну и как тут не вспомнить костанайский аэропорт, также включенный в комплексный план приватизации. В этом году его дважды выставляли на торги, но их признавали несостоявшимися из-за отсутствия желающих. А аэропорт Костаная, к слову, к прошлогоднему форуму межрегионального сотрудничества Казахстана и России отшлифовали - прямо шик и блеск. В отличие от него павлодарский имеет бледный вид в прямом и переносном смысле.

Короче, шансов, что кто-то всерьез заинтересуется павлодарским аэропортом в качестве объекта доверительного управления, ну очень мало. Даже с учетом такого конкурентоспособного преимущества, как дешевый по сравнению с другими аэропортами авиакеросин: его производит местный нефтехимический завод - ПНХЗ. Но это преимущество что-то никак себя не проявляет…

Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира и Валерия БУГАЕВЫХ, Павлодар

Поделиться
Класснуть