Помочь нельзя штрафовать
Пока в этой фразе руководство фонда медстрахования предпочитает ставить запятую после второго слова
О кредиторской задолженности больниц, которая после перехода системы здравоохранения страны на рельсы медстрахования только растет, говорили и писали уже не раз.
Еще в начале прошлого года тогдашний министр здравоохранения Ажар ГИНИЯТ, посещая региональные медицинские организации, уверяла: разработаны планы финансового оздоровления больниц, заключены межведомственные меморандумы по погашению долгов медорганизаций за счет местных бюджетов. Однако на дворе конец 2024-го, а воз и ныне там. Только в Акмолинской области долги медицинских организаций перед поставщиками товаров и услуг составляют 7,9 млрд тенге. И задолженность продолжает расти.
Проблему обсуждали на днях на совместном заседании маслихата и общественного совета Акмолинской области. По мнению общественников, в масштабах страны система медстрахования все еще требует серьезной доработки. Сегодня в долгах как в шелках не только маленькие районные больницы, но и крупные, которые в малом количестве пациентов или неграмотном менеджменте обвинить трудно.
Сложнее всего ситуация складывается у Степногорской городской больницы, чьи долги превысили 700 млн тенге. Больше года облздрав и местные исполнительные органы ищут пути решения проблемы. Больница уже вошла в нацпроект по модернизации сельского здравоохранения и стала межрайонной, для нее закуплено новое оборудование, на котором будут оказывать дорогие и хорошо оплачиваемые фондом медстрахования услуги. Чтобы занять пустующие площади огромного здания, в больнице открыли отделение кокшетауского высшего медицинского колледжа. Но все это пока не помогает...
По мнению членов общественного совета и руководителей медицинских организаций, немалую роль в росте кредиторской задолженности больниц играет система оплаты оказанных медицинских услуг фондом медицинского страхования. Сейчас в задачи фонда входит и оплата оказанных больницами услуг, и проверка работы медорганизаций, и накладывание штрафов, если услуги, по мнению экспертов фонда, оказаны некачественно. А при такой системе фонд совершенно не заинтересован в том, чтобы больницам помогать, скорее наоборот...
Вот и на этом заседании бравурный отчет директора филиала НАО “Фонд социального медицинского страхования” по Акмолинской области Талгата ТУРМАГАНБЕТА вызвал массу вопросов.
По его данным, в этом году эксперты фонда выявили в регионе на 14 процентов больше дефектов в оказании медпомощи, чем в прошлом. Общая сумма штрафов, наложенных на медорганизации, составила 1,5 млрд тенге. При этом количество обращений граждан и жалоб, по его же словам, сократилось практически в 10 раз. Резонный вопрос депутатов “Где логика?” Талгат Турмаганбет обошел, рассказав о видах мониторинга, которым занимается фонд, и сославшись на усиление контроля качества медицинских услуг.
Но от этого вопросов меньше не стало.
- Сколько раз мы просили вас приехать в Степногорск, чтобы на месте разобраться с проблемами больницы. Прошел практически год, но ничего сделано не было. Президент уже критиковал работу ФСМС, а сейчас вы создаете условия для того, чтобы кредиторская задолженность еще больше выросла. Вы работаете только на штрафы, хотя должны организовывать качественную помощь населению, - говорил председатель городского маслихата Степногорска Олжас ДЖАГПАРОВ.
- Детская областная больница получила штрафы на 109 млн тенге за месяц - это зарплата всех сотрудников организации. И все потому, что не хватает узких специалистов с дипломами педиатров. Но ведь факультеты педиатрии закрыли еще в 2009 году, и курсов повышения квалификации таких нет. Но за это штрафуют! Уровень районных больниц ниже плинтуса, оснащения нет, на месте они не могут делать ни лабораторные анализы, ни, например, ФГДС. Ответьте, соответствует ли работа фонда его миссии - обеспечивать доступность и качество медицинской помощи? - спрашивал член областного общественного совета, председатель локального профсоюза работников здравоохранения Senim Серик КАКЕНОВ.
По словам Серика Кабдушевича, медицинские организации страны и так недополучают финансирования, плюс к тому миллиарды тенге уходят из регионов Акмолинской области в Астану вместе с пациентами, которые едут лечиться платно. Если прибавить к этому суммы штрафов, региональные больницы оказываются в положении выживания, накапливают огромные задолженности перед поставщиками...
- Только за работу врача отделения пульмонологии без сертификата пульмонолога на нас наложили штраф на 89 млн тенге, - подтвердил информацию главный врач Акмолинской многопрофильной детской областной больницы Мухтар ДОСХОЖИН.
- А все потому, что ФСМС смотрит только на выписки, не углубляясь в истории болезни. В отделении ежедневный осмотр она ведет совместно с заведующим отделением - врачом-пульмонологом, значит, никакого нарушения нет. Но по решению фонда деятельность доктора за девять месяцев года просто аннулирована. Еще случай: когда челюстно-лицевой хирург был в отпуске, в больницу поступали дети, которым нужно было срочно оказать помощь. Всегда врачи-хирурги эти манипуляции проводили самостоятельно. Но теперь приходит ФСМС и говорит: не имеете права. Оказывается, и пострадавшим в ДТП мы не можем оказывать экстренную помощь, когда наш штатный нейрохирург в отпуске или заболел...
- У каждого врача должен быть сертификат. Без него в стационаре работать нельзя. Незнание приказов не освобождает от ответственности, - отвечал Талгат Турмаганбет.
Однако главных врачей и членов общественного совета это не устроило. Они уверены: Минздрав выпускает стандарты, которые невозможно исполнить.
- На уровне республики было принято решение закрыть все частные учебные заведения, которые занимались повышением квалификации. И только в июне этого года вступил в силу приказ, который утверждает, что такое обучение могут проводить только государственные вузы. Сейчас еще только формируется реестр специальностей, а учиться докторам необходимо непрерывно. Иначе мы должны все районные больницы просто закрыть - там врач общей практики нередко консультирует и за кардиолога, и за невропатолога, - говорила директор Высшей школы медицины Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова доктор медицинских наук Светлана МУРАТБЕКОВА.
Руководителю областного филиала фонда медстрахования пришлось выслушать и другие претензии: что в других регионах штрафов гораздо меньше и что главные врачи не оспаривают санкции ФСМС в судах из страха получить новые штрафы...
Главврач поликлиники города Косшы Марал АРХАБАЕВА сделала акцент на несправедливости системы “линейной шкалы”. По информации на сайте Минздрава, она была введена, чтобы избежать “приписок, гипердиагностики, отсутствия у государственных организаций амбулаторно-поликлинической помощи стремления развивать на своей базе лабораторно-диагностические услуги, консультаций узких специалистов”. На практике из-за линейной шкалы больницы лишены возможности перераспределять средства с одних услуг на другие и зачастую работают бесплатно.
- В вузах мы все учились оказывать медицинскую помощь, а нас заставляют оказывать медуслуги. Получается, что население у нас должно болеть по плану. Но если болеют сверх плана, мы же все равно их лечим. Мы не можем отказать в помощи экстренным пациентам. Людям, которые призжают на скорой, нет разницы, есть у врача сертификат или нет, - порой их нужно спасать. В итоге постоянно работаем бесплатно: то услуги закончились, то денег нет - не знаешь, откуда грянет беда, - говорила Марал Архабаева.
Прозвучавший на заседании вопрос о том, что выше - Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения или приказ Минздрава, остался без ответа.
Впрочем руководитель филиала Талгат Турмаганбет признал: денег в системе не хватает, средства выделяются с учетом возможностей бюджета. - О линейной шкале вопрос обсуждается, но пока ее ликвидация не рассматривается, - добавил он, вызвав новую волну негодования в зале.
Она немного улеглась только после выступления главного врача областного центра крови Ермека МУХАМЕДИЕВА:
- Не хочу быть ничьим адвокатом, но считаю, что все озвученные проблемы носят системный характер. В качестве примера приведу тарифы, утвержденные для одного из компонентов крови, которые мы производим. Если в 2021 году тариф составлял 5,5 тысячи тенге, в 2022-м - 6,5, в 2023-м - 6,4, то в этом году - 2,1. Как можно быть рентабельными, когда мы не покрываем даже коэффицент инфляции? Но вменять это в вину региональному филиалу ФСМС не имеет смысла. Нужно обращаться с письмами в сам ФСМС, в Минздрав...
А пока больницам и дальше придется решать свои проблемы самостоятельно.
Владислава КОКОРИНА, Кокшетау