2089

В погоне за просмотрами

Какую ответственность несут блогеры за свои посты и рилсы?

В погоне за просмотрами

Собственные аккаунты в социальных сетях имеют около 14 млн 100 тысяч казахстанцев, или две трети жителей страны. Блоги на разные темы - от кулинарии до политики - ведут все кому не лень: школьники, студенты, домохозяйки, пенсионеры, артисты и журналисты. Плодятся и фейки: по данным Министерства культуры и информации, за последние четыре года распространение ложных сообщений увеличилось в два раза. О чем должны знать все, кто считает себя блогером?

Любой может стать СМИ

На недавнем семинаре для сотрудников медиасферы представители Министерства культуры и информации напомнили, что создание, размещение, распространение онлайн-рекламы в стране регулирует закон “Об интернет-рек­ламе и онлайн-платформах”. В нем также дано понятие, кто такие блогеры.

Согласно этому закону инфлюэнсер (блогер) - это пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности. Это может быть физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшееся и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе.

Юрист международного фонда защиты свободы слова “Əділ сөз” Сергей УТКИН рассказал, что новый закон “О массмедиа” (он действует с 20 августа 2024 года) четко разделил: все, кто зарегистрирован и состоит на официальном учете в Министерстве культуры и информации (печатные издания, ТВ, интернет-платформы), - это средства массовой информации (СМИ). Соответственно, в них работают журналисты. А вот те, кто не состоит на учете в Мин­информе, - просто интернет-ресурсы, их ведут блогеры.

- Впрочем, любой пользователь соцсетей, даже если у него нет специального образования, мало подписчиков, может зарегистрировать свою платформу как СМИ и иметь все права журналиста, - разъяс­няет Сергей Уткин.

Вещай, но закон не нарушай

В законе “Об интернет-рекламе и онлайн-платформах” расписаны обязанности и права блогеров, регулируется онлайн-реклама (она должна содержать маркировку).

Прежде всего блогеры должны платить налоги. По данным комитета госдоходов Минис­терства финансов, это обязаны делать все, кто использует труд наемных работников или чей годовой доход превышает 12 минимальных заработных плат (в 2024 году эта сумма составляет 1 020 000 тенге). Многие блогеры давно зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и официально платят налоги. В середине этого года комитет называл цифру 745 блогеров - список составлен из частных лиц, имеющих более 20 тысяч подписчиков в социальных сетях TikTok, Instagram, YouTube. Они уплатили налоги на сумму более 1 млрд 226 млн тенге.

Блогер также несет ответственность за размещение и распространение противоправного контента, к которому относятся призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, войны, культа жестокости и насилия, самоубийства, порнографии, психотропных веществ, мошенничества и другого.

В феврале текущего года депутат сената Геннадий ШИПОВСКИХ в депутатском запросе на имя главы правительства предложил повысить ответственность блогеров и известных лиц, рекламирующих строительные компании.

Всем следить за языком!

Впрочем, отвечать за свои пуб­ликации должны все: и журналисты, и блогеры, и рядовые пользователи соцсетей.

- Каждый, кто входит в соцсеть, должен нести ответственность за свои слова, за распространение фейков, пусть даже в комментариях, - высказал мнение глава Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур КИСИКОВ.

Если почитать закон, то для блогеров, как и для журналистов, действует запрет на публикацию изображения человека без согласия изображаемого лица или его представителей. Согласия не требуется, если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях, а также если контент содержит изображение лица и сведения, связанные с его служебной и (или) публичной деятельностью. Нет запрета, если изображение размещено самим лицом либо его представителем в открытых источниках.

Разрешено также публиковать изображение человека, если фото используется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Последний пункт с нравственностью достаточно спорный - как его трактовать, толком никто не знает.

В соответствии со статьей 16 закона “Об интернет-рекламе и онлайн-платформах” пользователи, инфлюэнсеры имеют право на получение, производство, размещение, распространение контента любым не запрещенным законами способом, cвободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами, защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке, создание аккаунта, публичного сообщества, обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод. Они могут отказаться от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, ограничить демонстрацию неинтересующего контента.

Пользователи и блогеры обязаны проверять достоверность размещаемого контента, не размещать и не распространять ложную информацию. При сборе добровольных пожертвований соблюдать требования, установленные законодательством, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Какие есть отличия для блогеров и журналистов? По словам Сергея Уткина, статья 26 закона “О массмедиа” дает журналистам право посещать госорганы и организации всех форм собственности, быть принятыми их должностными лицами в связи с исполнением служебных обязанностей, а вот у блогеров таких прав и полномочий нет. Опять же, если кто-то будет препятствовать работе журналиста, его защитит 158-я статья Уголовного кодекса. К блогерам она не относится. Нет привилегий у инфлюэнсеров при отправке и рассмотрении запросов госорганами.

Тогда почему блогеры не спешат регис­трировать свои каналы в качестве СМИ?

- Полагаю, есть некий страх, что при регистрации будет больше ответственности, рычагов, - считает юрист.- Кстати, из плюшек - для журналистов появился срок исковой давности подачи претензий в суд один год. Для блогеров срока давности нет.

47 процентов доверяют соцсетям

Какая ответственность ждет авторов - распространителей фейков?

К примеру, под новую статью 456-2 “размещение, распространение ложной информации” Кодекса об административных правонарушениях подпадают все: как автор фейка, так и сделавшие репост на свои страницы, переславшие друзьям, родным информацию о несуществующих выплатах, выдуманных маньяках, болезнях. Для рядовых пользователей соцсетей штраф составит от 20 МРП (сейчас это 73 840 тенге), а для блогеров-инфлюэнсеров - 30-40 МРП (110 760 -147 680 тенге). Ну а если в течение года повторно поймают на фейках, то блогера могут и арестовать на 15 суток. И это в случае, если действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Особенно много фейков появляется в период крупных ЧС, стихийных бедствий, например во время весенних паводков.

- Мы их фиксировали, после передавали в органы внутренних дел. Они составляли протокол и отправляли материалы в суд, - рассказал спикер дискуссионной площадки прошедшего Media Құрыл­тай, директор РГП “Центр анализа и информации” комитета информации Михаил КОМИССАРОВ. - Фейки имеют вирусный характер: первоначальное распространение раз в 10 превосходит по популярности опровержение.

Журналист, блогер Жазира БЕГАЛЫ ежедневно получает из регионов видеокадры:

- Всегда прошу первоисточник информации, перепроверяю в госорганах. Бывает, при проверке выясняется: видео снимали неизвестные лица, непонятно где, когда. Может быть старое. Зачастую в процессе съемок нарушаются права детей, которых сняли без разрешения родителей. Да, журналисты и блогеры работают рука об руку. Но принцип нашей работы - не навредить, а погоня за просмотрами не должна стоять на первом месте.

Блогосфера, социальные сети набирают все больший вес в медиапространстве. Директор направления ТВ и радиоисследований “K Research Central Asia” Александр ЕМЕЛЬЯНОВ привел такие данные: в крупных городах с населением 100 тысяч и больше (возрастная категория 15+) первое место у потребителей онлайн-форматов занимают социальные сети, на втором - видео. 57 процентов доверяют телевидению, 49 процентов - прессе, сайтам и форумам, 47 процентов - соцсетям и 43 процента - блогам. При этом каждый четвертый опрошенный вообще не доверяет никаким источникам информации.

Елена КОЭМЕЦ, Алматы

Опрос в тему

Представьте, что вы попали в неловкую ситуацию и благодаря видео, выложенному блогером,  стали “звездой” соцсетей. Ваша реакция?

- Потребую удалить видео либо подам в суд на блогера.

- Посмеюсь вместе с остальными, для меня любой пиар хорош.

- Зависит от того, негативно или положительно я там выгляжу.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Кому вы можете пожертвовать деньги на благотворительность?

- Перевожу деньги в благотворительные фонды, которые у всех на слуху..........................................................3%

- Если меня тронула чья-то история из СМИ или соцсетей, закидываю деньги на указанный счет..................................18%

- Откликаюсь на разные просьбы о помощи, но всегда проверяю их достоверность.........................................4%

- Помогаю только тем, кого знаю лично или через знакомых......55%

- Подаю нуждающимся на улице............................................20%

Поделиться
Класснуть