В погоне за просмотрами
Какую ответственность несут блогеры за свои посты и рилсы?
Собственные аккаунты в социальных сетях имеют около 14 млн 100 тысяч казахстанцев, или две трети жителей страны. Блоги на разные темы - от кулинарии до политики - ведут все кому не лень: школьники, студенты, домохозяйки, пенсионеры, артисты и журналисты. Плодятся и фейки: по данным Министерства культуры и информации, за последние четыре года распространение ложных сообщений увеличилось в два раза. О чем должны знать все, кто считает себя блогером?
Любой может стать СМИ
На недавнем семинаре для сотрудников медиасферы представители Министерства культуры и информации напомнили, что создание, размещение, распространение онлайн-рекламы в стране регулирует закон “Об интернет-рекламе и онлайн-платформах”. В нем также дано понятие, кто такие блогеры.
Согласно этому закону инфлюэнсер (блогер) - это пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности. Это может быть физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшееся и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе.
Юрист международного фонда защиты свободы слова “Əділ сөз” Сергей УТКИН рассказал, что новый закон “О массмедиа” (он действует с 20 августа 2024 года) четко разделил: все, кто зарегистрирован и состоит на официальном учете в Министерстве культуры и информации (печатные издания, ТВ, интернет-платформы), - это средства массовой информации (СМИ). Соответственно, в них работают журналисты. А вот те, кто не состоит на учете в Мининформе, - просто интернет-ресурсы, их ведут блогеры.
- Впрочем, любой пользователь соцсетей, даже если у него нет специального образования, мало подписчиков, может зарегистрировать свою платформу как СМИ и иметь все права журналиста, - разъясняет Сергей Уткин.
Вещай, но закон не нарушай
В законе “Об интернет-рекламе и онлайн-платформах” расписаны обязанности и права блогеров, регулируется онлайн-реклама (она должна содержать маркировку).
Прежде всего блогеры должны платить налоги. По данным комитета госдоходов Министерства финансов, это обязаны делать все, кто использует труд наемных работников или чей годовой доход превышает 12 минимальных заработных плат (в 2024 году эта сумма составляет 1 020 000 тенге). Многие блогеры давно зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и официально платят налоги. В середине этого года комитет называл цифру 745 блогеров - список составлен из частных лиц, имеющих более 20 тысяч подписчиков в социальных сетях TikTok, Instagram, YouTube. Они уплатили налоги на сумму более 1 млрд 226 млн тенге.
Блогер также несет ответственность за размещение и распространение противоправного контента, к которому относятся призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, войны, культа жестокости и насилия, самоубийства, порнографии, психотропных веществ, мошенничества и другого.
В феврале текущего года депутат сената Геннадий ШИПОВСКИХ в депутатском запросе на имя главы правительства предложил повысить ответственность блогеров и известных лиц, рекламирующих строительные компании.
Всем следить за языком!
Впрочем, отвечать за свои публикации должны все: и журналисты, и блогеры, и рядовые пользователи соцсетей.
- Каждый, кто входит в соцсеть, должен нести ответственность за свои слова, за распространение фейков, пусть даже в комментариях, - высказал мнение глава Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур КИСИКОВ.
Если почитать закон, то для блогеров, как и для журналистов, действует запрет на публикацию изображения человека без согласия изображаемого лица или его представителей. Согласия не требуется, если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях, а также если контент содержит изображение лица и сведения, связанные с его служебной и (или) публичной деятельностью. Нет запрета, если изображение размещено самим лицом либо его представителем в открытых источниках.
Разрешено также публиковать изображение человека, если фото используется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Последний пункт с нравственностью достаточно спорный - как его трактовать, толком никто не знает.
В соответствии со статьей 16 закона “Об интернет-рекламе и онлайн-платформах” пользователи, инфлюэнсеры имеют право на получение, производство, размещение, распространение контента любым не запрещенным законами способом, cвободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами, защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке, создание аккаунта, публичного сообщества, обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод. Они могут отказаться от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, ограничить демонстрацию неинтересующего контента.
Пользователи и блогеры обязаны проверять достоверность размещаемого контента, не размещать и не распространять ложную информацию. При сборе добровольных пожертвований соблюдать требования, установленные законодательством, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Какие есть отличия для блогеров и журналистов? По словам Сергея Уткина, статья 26 закона “О массмедиа” дает журналистам право посещать госорганы и организации всех форм собственности, быть принятыми их должностными лицами в связи с исполнением служебных обязанностей, а вот у блогеров таких прав и полномочий нет. Опять же, если кто-то будет препятствовать работе журналиста, его защитит 158-я статья Уголовного кодекса. К блогерам она не относится. Нет привилегий у инфлюэнсеров при отправке и рассмотрении запросов госорганами.
Тогда почему блогеры не спешат регистрировать свои каналы в качестве СМИ?
- Полагаю, есть некий страх, что при регистрации будет больше ответственности, рычагов, - считает юрист.- Кстати, из плюшек - для журналистов появился срок исковой давности подачи претензий в суд один год. Для блогеров срока давности нет.
47 процентов доверяют соцсетям
Какая ответственность ждет авторов - распространителей фейков?
К примеру, под новую статью 456-2 “размещение, распространение ложной информации” Кодекса об административных правонарушениях подпадают все: как автор фейка, так и сделавшие репост на свои страницы, переславшие друзьям, родным информацию о несуществующих выплатах, выдуманных маньяках, болезнях. Для рядовых пользователей соцсетей штраф составит от 20 МРП (сейчас это 73 840 тенге), а для блогеров-инфлюэнсеров - 30-40 МРП (110 760 -147 680 тенге). Ну а если в течение года повторно поймают на фейках, то блогера могут и арестовать на 15 суток. И это в случае, если действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Особенно много фейков появляется в период крупных ЧС, стихийных бедствий, например во время весенних паводков.
- Мы их фиксировали, после передавали в органы внутренних дел. Они составляли протокол и отправляли материалы в суд, - рассказал спикер дискуссионной площадки прошедшего Media Құрылтай, директор РГП “Центр анализа и информации” комитета информации Михаил КОМИССАРОВ. - Фейки имеют вирусный характер: первоначальное распространение раз в 10 превосходит по популярности опровержение.
Журналист, блогер Жазира БЕГАЛЫ ежедневно получает из регионов видеокадры:
- Всегда прошу первоисточник информации, перепроверяю в госорганах. Бывает, при проверке выясняется: видео снимали неизвестные лица, непонятно где, когда. Может быть старое. Зачастую в процессе съемок нарушаются права детей, которых сняли без разрешения родителей. Да, журналисты и блогеры работают рука об руку. Но принцип нашей работы - не навредить, а погоня за просмотрами не должна стоять на первом месте.
Блогосфера, социальные сети набирают все больший вес в медиапространстве. Директор направления ТВ и радиоисследований “K Research Central Asia” Александр ЕМЕЛЬЯНОВ привел такие данные: в крупных городах с населением 100 тысяч и больше (возрастная категория 15+) первое место у потребителей онлайн-форматов занимают социальные сети, на втором - видео. 57 процентов доверяют телевидению, 49 процентов - прессе, сайтам и форумам, 47 процентов - соцсетям и 43 процента - блогам. При этом каждый четвертый опрошенный вообще не доверяет никаким источникам информации.
Елена КОЭМЕЦ, Алматы
Опрос в тему
Представьте, что вы попали в неловкую ситуацию и благодаря видео, выложенному блогером, стали “звездой” соцсетей. Ваша реакция?
- Потребую удалить видео либо подам в суд на блогера.
- Посмеюсь вместе с остальными, для меня любой пиар хорош.
- Зависит от того, негативно или положительно я там выгляжу.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Кому вы можете пожертвовать деньги на благотворительность?
- Перевожу деньги в благотворительные фонды, которые у всех на слуху..........................................................3%
- Если меня тронула чья-то история из СМИ или соцсетей, закидываю деньги на указанный счет..................................18%
- Откликаюсь на разные просьбы о помощи, но всегда проверяю их достоверность.........................................4%
- Помогаю только тем, кого знаю лично или через знакомых......55%
- Подаю нуждающимся на улице............................................20%