3727

Тарифное обострение

В Алматы неожиданно реанимировали тему минимального тарифа для содержания многоквартирных домов: 40, 60 или 100 тенге за “квадрат”?

Тарифное обострение

Южная столица остается единственным городом республиканского значения, где местные власти так и не утвердили минимально возможный тариф собственников квартир на содержание своих многоэтажек. Почему он так важен и каким должен быть именно для южной столицы?

Ежемесячный размер расходов на управление и содержание жилья (в народе их раньше называли “целевые”, теперь это - РСЖ) определяет, как известно, высший орган управления многоквартирного дома - общее собрание собственников квартир. Напомню, что не следует путать этот тариф с ежемесячными взносами для накопления на капремонт общедомового имущества.

Четыре года назад в статью 10 закона о жилищных отношениях внесли поправку: местные представительные органы городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения утверждают минимально возможный размер этих самых РСЖ. То есть этот минимальный тариф является тем самым пределом, меньше которого платить нельзя, иначе содержать многоэтажные дома, по версии властей, станет практически невозможно, грубо говоря, они начнут разваливаться без должного обслуживания.

Законодательством предусмотрена и методика расчета минимального тарифа. Она была утверждена приказом министра индустрии и инфраструктурного развития 30 марта 2020 года и состоит из двух частей. Первая должна помочь собственникам квартир самим рассчитать нужный им ежемесячный тариф на управление и содержание дома в соответствии с обязательным перечнем услуг. Вторая часть методики написана для маслихатов, которые должны утвердить в своих регионах минимально возможный уровень расходов на управление и содержание дома в зависимости от местных условий.

Практически во всех городах Казахстана, даже в областных центрах, такой тариф утверж­дали, и не раз (по правилам в идеале его нужно пересматривать каждый год, учитывая индекс инфляции). Но только не в Алматы. Что, с одной стороны, удивительно: все же он считается самым продвинутым городом страны, а с другой - все довольно логично: такого разнообразия и разброса строений по возрасту зданий, типажу, классу, расположению относительно гор (верх/низ), розы и направления ветров нигде, ни в каком городе республики нет. Как тут найти консенсус?

Были попытки, но они не увенчались успехом.

Весной 2021-го тогдашний замруководителя управления жилищной политики Алматы Жандос КАЙЫРХАНОВ рассказал “Времени”, что его ведомство вместе с экспертами рассчитало тариф по предложенной методике и он получился от 80 до 100-120 тенге за один квадратный метр площади жилья. Градоначальство не осмелилось тогда утверждать такой тариф.

- Ведь если мы сегодня повысим тариф, то завтра к нам с жалобами придут жители города. Мы не хотим этого допустить - пенсионерам будет тяжело платить такие деньги, - признался тогда Кайырханов.

Местные власти попросили центральный уполномоченный орган пересмотреть методику, посчитав ее слишком сложной.

Однако ничего из этого маневра не вышло. Министерство никак не отреагировало, а Кайырханова тем временем назначили на другую должность в другом городе…

В 2022 году свою атаку на РСЖ предпринял ставший депутатом городского маслихата общественный деятель Талгат МУХАМЕДГАЛИЕВ (сегодня он президент Национальной палаты ЖКХ). В интервью газете “Время” он тогда убеждал: тариф одно­значно нужен, ведь сейчас мы наблюдаем увядающий жилой фонд, в основном представленный домами советской постройки.

- Я пока не могу сказать какой-то точный тариф. Вряд ли он будет 100 тенге. Тот опыт ОСИ, который мы уже рассмотрели, показывает, что минимальный тариф порядка 50-60 тенге за квадратный метр должен быть достаточным, - пояснял тогда Талгат Мухамедгалиев.

Однако в маслихате эксперт пробыл недолго и тоже не успел завершить начатое. Тем более что инициативы одного депутата недостаточно, это ведь все-таки должно быть коллективное решение…

В прошлом году разговоры об утверждении тарифа на официальном уровне в Алматы даже не велись. По крайней мере, мы об этом не знаем. Зато управдомы каждый месяц о нем спрашивали и отчаянно ждали: ну когда же?.. Это даст им хоть какую-то точку, от которой можно оттолкнуться.

И вот на днях Ассоциация КСК Алматы, устав ждать идей от безынициативных властей, обратилась к ним с просьбой все же утвердить такой минимально возможный тариф.

“Тарифы на содержание и управление многоквартирными домами в Алматы варьируются от 7 до 700 тенге за квадратный метр, в зависимости от района города и типа дома, - отметил в официальном письме председатель Ассоциации КСК Алматы Аркадий РУБЦОВ. - Средний тариф, составляющий всего 40 тенге, не покрывает базовые расходы на обслуживание и ремонт, а также не позволяет компенсировать расходы на дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию, которые также являются неотъемлемой частью комплекса работ по содержанию зданий”.

“Все эти работы необходимы для того, чтобы многоквартирные дома оставались в исправном состоянии, а их жильцы - в безопасности, - считает Рубцов. - Иначе, как показывает практика, управляющие компании и собственники многоквартирных домов будут вынуждены сталкиваться с дефицитом средств и невозможностью эффективно управлять имуществом”.

Мы обратились к Рубцову с несколькими уточняющими его позицию вопросами. И узнали много интересного.

- Все же принимали ли в Алматы минимально возможный тариф на содержание многоэтажек?

- Более 10 лет назад акимат Алматы устанавливал тариф в размере 32 тенге с квадратного метра квартиры, но только для жителей, проживающих в аренд­ных государственных домах. То есть в зданиях госфонда. Был еще тариф в размере 25 тенге, но он действовал в тех государственных многоэтажках, где отсутствовал лифт. И эти тарифы начали по аналогии применять и КСК. С момента этих инициатив никаких движений больше не происходило.

Да, 7 января 2020 года в законе о жилищных отношениях зафиксировали компетенцию местного маслихата утверждать минимальные тарифы на управление и содержание многоэтажек. Но Алматы сегодня остается единственным городом республиканского значения, который такой тариф не утвердил.

- Насколько эта методика по расчету тарифа практична и полезна? И жилинспекция, и независимые эксперты говорили, что она перегружена статьями расходов...

- Методика не поспевает за теми изменениями в законодательстве, которые навешивают те или иные обязанности на председателя ОСИ. Вот, например, в этом году в обязанности председателю ОСИ вменили “обеспечение комплекса безопасности” всего, что находится в доме и на придомовом земельном участке. Однако в методике таких затрат нет! Поэтому, что бы ни посчитал маслихат Алматы, расходы на безопасность туда уже не будут заложены.

- Может, в Алматы стоит принять несколько минимально возможных тарифов? К примеру, один для новых домов и жилкомплексов, другой - для вторичного рынка жилья...

- Методика не предполагает собой расчета нескольких тарифов, не дает считать раздельно первичку и вторичку. Это будет единый минимальный тариф. Но в методику включены различные коэффициенты, которые как раз таки разделяют дома по количеству этажей и по их возрасту. Именно повышающие коэффициенты будут определять и дифференцировать разные типы МЖД.

- Ну если КСК/ОСИ сами утвердили когда-то свои тарифы, то сами сейчас и меняли бы. В чем проблема? Другими словами, зачем акимат или маслихат должен утверждать минимальный тариф, что это даст органам управления?

- Методика расчета тарифа и действующее законодательство предполагают, что если ваш тариф ниже минимального, тогда есть возможность применить именно минимальный тариф на управление и содержание дома. Если он больше, то тогда для жителей ничего не изменится.

Еще один большой не­оспоримый плюс от введения минимального тарифа - это возможность местному исполнительному органу организовывать конкурсы для определения временных управляющих компаний для тех домов, где вообще нет органов управления. В Алматы есть десятки таких многоквартирных жилых домов, а также многоэтажек, от управления которыми отмахиваются все. То есть отсутствует законный механизм, основа для назначения на такие дома временной управляющей компании.

- По вашему мнению, по вашим расчетам, каким сейчас должен быть в Алматы минимально возможный тариф?

- Мы подсчитали - 60 тенге. Но хотят сделать 40. С повышающими коэффициентами он как раз и составит 60 тенге за “квадрат”.

А если тариф, утвержденный маслихатом, окажется выше, чем тот, который утвердили жильцы конкретной многоэтажки на своем собрании, что им делать? Талгат Мухамедгалиев ответил, что минимальный тариф будет обязательным для исполнения в таких случаях. То есть орган управления автоматически выставит счета по новому минимальному расчету.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть