1120

Под контролем или под давлением?

В нацпалате предпринимателей “Атамекен” во вторник разгорелись горячие споры вокруг законопроекта о введении обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО) компаний, связанных с пассажирскими перевозками. Документ, уже одобренный мажилисом в первом чтении, вызвал особую тревогу у агрегаторов такси.

Под контролем или под давлением?

Юрист компании “Апару” Виктор НЕЩЕРЕТНЕВ настаивает на том, что агрегаторы такси, являясь IT-компаниями, не обязаны вступать в саморегулируемые организации.

- Мы не должны там состоять в одной СРО с перевозчиками. Мы - разработчики программного обеспечения, которые написали программу для перевозчиков, чтобы облегчить встречу пассажира и водителя. Вместо кнопки “такси” мы можем поставить кнопку “вызов адвоката” или помочь нотариусам найти своих клиентов. А так, получается, нас тогда надо заставлять в нотариальную палату вступать и туда платить взнос? В рамках закона о саморегулировании объединяются по профессиональным признакам. Почему нас принуждают вступать в ассоциацию перевозчиков? - задал он вопрос в ходе дискуссии.

Заместитель председателя комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Минтранспорта Селим КУАНЫШУЛЫ объяснил, что задача нового закона - сделать рынок такси прозрачным и упорядочить его работу:

- Агрегаторы такси напрямую влияют на рынок таксомоторных перевозок, устанавливая тарифы и обслуживая всех перевозчиков, включая тех, кто работает с нарушениями. Вот таксист всю ночь был на вечеринке, но вы даете ему заказ. Таксист отработал 20 часов, хочет дальше работать, и вы также даете ему заказ. И праворульной машине, и с иностранными номерами... Поэтому все незаконные перевозки работают через интернет-агрегаторы. Вы занимаетесь опасным видом деятельности, как такси, связанным с человеческими жизнями. Поэтому агрегаторы обязательно должны быть в СРО в целях эффективного регулирования данного рынка.

Представитель компании InDriver Диас АСАНОВ поставил под сомнение эффективность планируемого СРО. Он задал вопрос, который интересовал многих в зале: “Как можно ожидать, что саморегулируемая организация справится с нелегальными перевозками, если с этим не мог справиться целый профильный госорган?”

Зампред комитета Минтранса ответил с готовностью, словно ждал такого вопроса. Он признал, что текущий уровень контроля на дорогах оставляет желать лучшего. По его словам, всего 180 сотрудников инспекции транспортного контроля охватывают 40 передвижных постов, на каждый из которых приходится по 4000 км дорог, что недостаточно для строгого мониторинга такси.

- Поэтому с самого начала, когда мы заходили в парламент, мы открыто сказали: в этой сфере госорганом конт­роль абсолютно не осуществляется, существующие механизмы контроля неэффективны, поэтому мы хотим внедрить механизм общественного контроля, который позволит участникам рынка самим следить за выполнением требований, - сказал чиновник.

Следующий вопрос поднял учредитель компании “Апару” Максим ДЕМЕНТЬЕВ: законопроект продвигается “под соусом защиты простых таксистов”, но в действительности неясно, как СРО сможет обеспечить их интересы. В ответ Селим Куанышулы привел пример ситуации, знакомой многим водителям такси: сегодня их основной доход в крупных городах зависит от одного крупного оператора.

- Если водителю не нравится комиссия агрегатора, которая может достигать 20 процентов, он вынужден смириться, поскольку выбора просто нет, - пояснил представитель Минтранса. - В случае создания СРО водители смогут объединить свои голоса, чтобы отстаивать интересы не только одного, но тысячи участников. Это создаст более сбалансированные условия для всех.

Куанышулы выразил уверенность, что саморегулирование создаст условия для прозрачного и конкурентного рынка, где интересы водителей не будут полностью подчинены коммерческим интересам платформ.

Несмотря на заверения минис­терства, вопросы о рисках монополизации довольно остры. Бизнес-ассоциации выразили опасения, что одно крупное СРО может начать диктовать условия на рынке, включая контроль над тарифами и стоимостью про­езда для населения. В ответ на это Куанышулы отметил, что СРО как некоммерческая организация не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, включая регулирование тарифов. Он подчеркнул, что целью реформы является не усиление контроля государства.

- То, что вы все приводите пример России, где жесткие меры государства привели к обратному эффекту - уходу перевозок в тень, мы от этого уходим и, наоборот, все функции передаем самим участникам рынка, чтобы они сами регулировали рынок, сами устанавливали правила игры и сами контролировали участников, - заверил он.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть