929

Когда продавец не прав!

Случается так, что за свои же деньги у покупателей может возникнуть куча проблем. Представьте, получили вы платье с маркетплейса и уже дома заметили - молния плохо работает. Или открыли дома коробку с новеньким телевизором, а на экране дефект. Или еще хуже: приобрели авто из салона, а оно ни дня без поломок... Как быть, если продавец отказывается принимать брак или менять его на качественную продукцию?

Когда продавец не прав!

Решить все эти вопросы покупателям из области ђлытау помог местный департамент торговли и защиты прав потребителей. Об итогах своей работы и интересных случаях его специалисты рассказали на брифинге Региональной службы коммуникаций Ұлытау.

За девять месяцев этого года, поделился цифрами заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Жасулан ДАУЛЕТБАЕВ, к ним поступило 361 обращение от потребителей. Из них 175 отправили онлайн, через специальный чат-бот в телеграмм-канале. Еще 155 зарегистрировано через портал e-otinish. Ну и в письменном виде оформлена 31 жалоба. Случаи разные. Одни из самых частых связаны с маркетплейсами. Ведь такой формат покупок сейчас весьма популярен.

- Покупают товар, оплачивают онлайн. А при его получении оказывается, что он не соответствует заявленной характеристике, - поясняет Даулетбаев. - Или же покупатель дома обнаруживает какое-то несоответствие, брак. И в таких моментах некоторые продавцы отказывают в возврате денег. Хотя согласно закону потребитель имеет право вернуть товар, который ему не понравился, в течение 14 дней. При условии, конечно, что он не был в упот­реблении, сохранены его вид и потребительские свойства. На руках должен быть и документ, подтверждающий покупку.

- Есть, правда, товары, которые не подлежат возврату, - продолжает спикер. - Это медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные товары, лекарства… В других случаях мы оказываем правовую помощь, пишем претензионное письмо продавцу, и чаще всего удается решить вопрос медиативно.

В противном же случае по­дается иск в суд. И тут департамент может выступать в качестве третьей стороны и защищать права потребителя. Такие случаи есть. Например, магазин бытовой техники доставил клиенту купленный им телевизор. Открыл тот коробку, установил долгожданную плазму, включил, а на весь экран - полоса. В возврате оплаты или замене техники ему еще и отказывают. И это несмотря на то, что она находится на гарантии.

- Да, дело доходит до суда. Мы вступаем на защиту потребителя. Доказываем его правоту, ссылаясь в том числе на нарушение со стороны продавца по пункту 2 статьи 29, которая гласит, что продавец при продаже товара обязан продемонстрировать свойства покупки, ее работоспособность. В нашем случае этого не было: курьер доставил коробку и ничего не показал. В итоге продавца обязали вернуть деньги и за телевизор, и за судебные издержки, - вспоминает Жасулан Даулетбаев.

Потребитель может даже потребовать возмещения морального ущерба. Ведь столько времени и нервов на суды потрачено! А еще, продолжает эксперт, бывает возврат и очень крупных покупок. Например, автомобиля!

- Житель нашей области за ее пределами купил в салоне автомобиль китайского производства. И по истечении какого-то времени начинаются поломки в аппаратуре. Он едет в салон, там ему делают ремонт. Но все опять повторяется, и не раз. Конечно, ему надоело ездить так далеко и так часто. Он потребовал обмена машины. Параллельно обратился к нам. Мы написали претензию автосалону, и он согласился с тем, что машину надо поменять. Что и было сделано, - привел пример спикер.

И еще, напомнил он, в любом магазине или салоне красоты должен быть уголок потребителя. Это такая информационная мини-площадка, где указаны адреса, телефоны, названия организаций, куда вы можете обратиться, если ваши права были нарушены. Если такого уголка нет, то предпринимателю грозят административные меры. Кроме того, говорит Даулетбаев, в регионе регулярно ведется мониторинг продукции в рамках программы “Сапалы өнім”.

- Мы проводим эти мероприятия совместно с общественным объединением и территориальным департаментом санитарно-эпидемиологического контроля. В рамках мониторинга закупается продукция, направляется в лабораторию Национального центра экспертизы для проведения проверки соответствия техническим регламентам, стандартам. За 9 месяцев текущего года несоответствие выявлено по 99 видам продукции.

Нарушения разные: где-то нет маркировки на госязыке, в некоторых случаях состав продукта не указан. Конечно, есть и просрочка. Таких образцов - 68. Здесь к проверке предпринимателей подключается СЭС. В общем, подводит итог эксперт, покупателям стоит помнить, что у них есть права и те, кто может их защитить.

Мадина ДАИРОВА, область Ұлытау

Поделиться
Класснуть