Власть пошла ва-банк
В Павлодаре чиновники не только вынудили инвалидов по зрению согласиться на нежеланный переезд ради строительства комфортной школы, но ещё и превратили его в акт вандализма
Строителей в павлодарском обществе слепых, нежданно-негаданно начавших разбирать кровлю в то время, когда в здании еще работали люди, называют не иначе как вандалами. И с этим трудно не согласиться. В производственном цехе, где еще совсем недавно не утихал мерный гул швейных машинок, сейчас раздается звук капающей воды. Это потопы с наполовину разобранного потолка.
Почти все швеи, работая в сыром и промозглом помещении, ушли на больничный. Заказы сейчас выполняют всего две сотрудницы, которые начинают работу с семи утра. Раньше их окружало море комнатных цветов в горшках и кашпо, создавая домашний уют, а сейчас - реальное море и емкости под капающую с потолка воду. Куда ни глянь - повсюду ведра и тазы, половые тряпки на полу.
- Промокшие матрасы, постельное белье с грязными подтеками, предназначавшиеся на продажу в рамках заключенных договоров, мы уже выкинули. И без них сырости тут хватает, - с горечью рассказывает заместитель директора павлодарского филиала Казахского общества слепых Сандугаш АБДИКАРИМОВА.
Ущерб, нанесенный павлодарским инвалидам, составляет несколько миллионов тенге. Точную сумму понесенных убытков здесь еще подсчитывают. Но, скорее, для себя. Предъявили было инвалиды акимату имущественные претензии, но были посланы в... суд.
- Какой суд! Там кучу экспертиз нужно проводить, чтобы показать сумму ущерба, а у нас все сроки горят. Да и бесполезно все! Мы все инстанции прошли, вплоть до Генеральной прокуратуры и администрации президента, когда просили не выселять нас с насиженного места. Все без толку! - директор павлодарского филиала Казахского общества слепых Аргынгали БЕРДИЕВ уже зарекся доказывать что-то чиновникам.
После получения уведомления об изъятии земли под строительство школы собственники территории пытались найти компромисс. Например, предлагали поделиться той частью своей собственности, где находятся мастерские и боксы. Им важно было оставить за собой производственный швейный цех, который кормит десятки людей с инвалидностью, давая им возможность жить не только на пособие по инвалидности (см. “Отзовите уведомление!”, “Время” от 28.2.2024 г.).
Инвалидов не услышали, еще и пристыдили, обвинив в отсутствии у них социальной ответственности.
А 25 июня между центральным офисом Казахского общества слепых в Астане и павлодарским акиматом был подписан договор о продаже всей территории павлодарского филиала под государственные нужды. Согласно этому документу хозяева помещений должны были освободить их до 25 сентября. Они начали делать это поэтапно. Первыми отдали свое административное здание, а также мастерские и боксы. Потихоньку начали перевозить швейные машины из производственного цеха, не останавливая его работу на прежнем месте, и параллельно ремонтировали свои новые владения.
2 сентября работники производственного цеха, как обычно, пришли на работу и обнаружили, что там уже работают строители.
- Была договоренность, что мы будем передавать помещения под снос постепенно. Все шло по плану, пока не появились эти разрушители. Совершенно неожиданно, без согласования с нами они стали сразу разбирать кровлю. Приостановить снос мы смогли только под вечер. До этого времени с восьми утра они успели демонтировать жесткую кровлю, и вся дождевая вода хлынула к нам. Нам пришлось обесточить весь второй этаж, где находится швейный цех, потому что из электрощитков лилась вода. На первом этаже у нас мебельный цех. Там вода на уровне 15 сантиметров стояла. Естественно, вся уже готовая мебель пошла на списание. Еще и оборудование электрическое залило, которое теперь нужно ремонтировать, - сетует Аргынгали Бердиев.
Усугубляет ситуацию незавершенный ремонт нового места обитания павлодарского филиала Казахского общества слепых. На словах вынужденным переселенцам обещали золотые горы взамен их территории. А на деле просто ее выкупили и даже не помогли с поиском подходящей альтернативы.
Инвалиды сами искали помещения по объявлениям. Было четыре варианта - и ни одного нормального. Но так как сроки поджимали, пришлось выбирать из того, что есть. А есть, скажем прямо, не ахти что. Участок хотя и большой, но территориально относится к промышленной зоне. Коммуникаций нет. Состояние помещений - тушите свет!
- Нам нужно проводить туда больше 500 метров труб для воды и канализации. Везде очень долгие сроки согласования. Сейчас мы подали документы на изготовление технического проекта на эти виды работ, только после этого сможем приступить к поиску подрядчиков, - рассказывает директор местного общества слепых.
Инвалиды обращались в акимат с просьбой ускорить сроки согласования, чтобы поскорее завершить ремонт. Но вместо помощи чиновники им еще одну головную боль добавили, решив поторопить незрячих с выездом.
В городском акимате сейчас ссылаются на меморандум, заключенный с центральным офисом Казахского общества слепых в Астане.
- Согласно заключенному соглашению снос производственного цеха был перенесен на 1 сентября. Соответственно, 2 сентября строители к демонтажу и приступили. Павлодарцы об этом знали, но в связи с тем, что затягивается ремонт на их новом месте, съехать не успели, - прокомментировала ситуацию заместитель акима Павлодара по социальным вопросам Светлана ГЛАДЫШЕВА.
Получается, формально в акимате знали, что в здании, которое они собрались демонтировать, еще работает производство, да не какое-нибудь, а людей с ограниченными возможностями, но все равно пошли ва-банк. Мол, сроки поджимают, школу нужно быстрее строить. Но вот парадокс: уже освобожденные помещения как стояли с лета нетронутыми, так и продолжают стоять!
- И это самое обидное. У новых собственников нашего земельного участка есть достаточно большой фронт работ. Если у вас сроки горят, то начинайте пока сносить то, что уже свободно. Расстояние между бывшими нашими мастерскими и еще работающим производственным цехом это делать позволяет. Зачем нужно было начинать демонтаж кровли именно с того здания, где еще работают люди?! - недоумевает Сандугаш Абдикаримова.
Но это вопрос, видимо, риторический…
Ирина ВОЛКОВА, фото автора, Павлодар