599

Тапки есть, а дети где?!

Актюбинские общественники, посетившие государственный детский центр, вместо малышей обнаружили там только их сапоги и ботинки

Тапки есть, а дети где?!

Еще зимой этого года общественникам и депутатам гормаслихата поступила жалоба на безобразия в дворовом клубе “Акжелкен”. Клуб, финансируемый из бюджета, имеет два филиала в разных частях города. По уставу он оказывает бесплатные дополнительные образовательные услуги детям. Для них открыто множество секций и кружков, в том числе по робототехнике, журналистике и английскому языку.

Игнорировать обращение активисты и народные избранники не стали и решили нанести визит в детский центр. Сюрпризы не заставили себя долго ждать.

- Оказавшись в филиале “Акжелкена”, расположенном в ауле Беккул-баба, мы увидели множество детской обуви у двери. Создавалось впечатление, что в помещении много детей. Но казус был в том, что никого из учеников внутри не оказалось! - говорит член городского общественного совета Динмухамед АНАПИН.

Во второй раз в дворовый клуб общественники и депутаты пришли уже в компании представителей городского отдела образования. Детей, по словам Анапина, вновь не было. Создав рабочую группу, отдел образования после этого провел служебное расследование. Как итог - выявленные многочисленные ошибки в работе клуба.

К примеру, приказы на сотрудников “Акжелкена” были изданы как попало, их номера не совпадали с теми, что указаны в трудовых книжках. Квалификация некоторых педагогов не соответствовала требованиям, другие и вовсе работали без трудового договора. Для тех, кого принимали в клуб на работу, его руководитель Гулдарига БАКИТЖАНОВА устанавливала год испытательного срока вместо положенных по закону трех месяцев.

Гулдарига БАКИТЖАНОВА считает случившееся происками врагов.

А еще несколько подчиненных Гулдариги Шараповны признались, что… ежемесячно отдавали ей большую часть своей заработной платы.

К примеру, преподаватель анг­лийского языка оставляла себе 50 тысяч тенге, а остальные 183 тысячи переводила на банковскую карточку Бакитжановой. Точно так поступала и преподаватель кружка по робототехнике: себе - 79 тысяч, а на карточку руководительницы - 154 тысячи тенге. Или преподаватель по вокалу (с дипломом дирижера ударно-духовых инструментов): себе - 20 тысяч, бастыку - 114 тысяч тенге!

По прикрепленным к объяснительным скриншотам банковских переводов в гороо убедились, что продолжалось это не один месяц.

- И вот пос­ле всего этого с Бакитжановой просто так распрощались - в начале августа она уволилась по собственному желанию. Хотя мы считаем, что ее, пока в этом вопросе не поставлена окончательная точка, должны были временно отстранить от работы, - сетует депутат Актюбинского городского маслихата Шынар ЕРШИЛИК. 

- К тому же перед уходом ей еще вручили благодарственное письмо от отдела образования!

                                                                                   ***

В самом гороо подтверждают: да, служебное расследование провели, его итоги для принятия соответствующих мер отправили в компетентные органы, Бакитжановой объявили строгий выговор, еще она заплатила штраф. А потом Гулдарига Шараповна написала заявление об увольнении по собственному желанию - удерживать ее никто не стал.

Вручение благодарственного письма уже экс-руководителю “Акжелкена” в гороо объяснили ее “вкладом в развитие сферы образования”, который был учтен. К тому же она во время паводка активно помогала пострадавшим.

                                                                                    ***

У Гулдариги Бакитжановой своя правда. Все претензии в свой адрес она отметает. Денег от подчиненных, как уверяет, не брала, а скриншоты переводов уверенно назвала подделкой. Она уже запаслась письменными признаниями бывших коллег. Одна из них пишет, что деньги у Гулдариги Шараповны брала в долг,

его и возвращала перечис­лениями на карточку. Другая и вовсе отказывается от своих прежних претензий в адрес экс-шефа, извиняется и обещает, что “такое больше не повторится”.

Публикации в пабликах о трудовых буднях не совпадают с отчетом аудиторов.

И вообще, все случившееся с ней Бакитжанова считает не чем иным, как происками со стороны Анапина. По ее словам, она отказала общественнику в предоставлении на базе дворового клуба места для полицейских: мол, после этого и начались у нее все беды.

- Он мне сказал: “Если не дадите, то приведу к вам все проверки!” Я сказала: “Приводите!” - кипятится Гулдарига Бакитжанова. - Какие только есть проверки, всех привел. Но все проверки я благополучно прошла! После этого я решила уйти. Если бы у меня были нарушения, разве меня просто так отпустили бы?!

                                                                              ***

Обращение к Бакитжановой с просьбой выделить помещение Анапин отрицать не стал. Но никого из сотрудников против Гулдариги Шараповны не настраивал и травлю из-за отказа не устраивал, уверяет он.

- В аул пенсию до сих пор на машине привозят, и у участковых там нет своего угла. В Беккул-баба других административных зданий нет, поэтому и обратился к Бакитжановой, - признается общественник.

По его словам, он и депутаты всего лишь добиваются, чтобы “департамент экономических расследований обратил внимание на этот случай и разоб­рался”.

                                                                               ***

Тем временем материалы внутреннего госаудита, проведенного представителями аппарата акима Актюбинской области, уже отправили в ДЭР. Аудиторы тоже заинтересовались “Акжелкеном” и выяснили, что в филиалах дворового клуба содержались сверх­штатные единицы и с января 2023 года по май 2024-го им было выплачено почти 9 миллионов тенге.

А результаты выборочной проверки соответствия проведенных уроков и начисленной зарплаты и вовсе привели к расхождениям. К примеру, преподаватель по квиллингу, как было указано в табеле, еженедельно проводила по 18 часов занятий. Однако в журнале учета посещаемости детей было записано всего 12 часов. Подтверждающих записей о проведении занятий на разницу в шесть часов в клубе не могли предоставить. Правда, на зарплате это никак не отразилось: преподавателю, по подсчетам аудиторов, было переплачено почти миллион тенге.

То же самое выяснилось в отношении еще 13 преподавателей, которым за последние поч­ти полтора года переплатили 3,5 миллиона тенге.

В некоторых группах также вместо 12-15 детей занимались всего по три ребенка. То есть, как отметили аудиторы, наполняемость групп не соблюдалась, соответственно, затраты на их содержание являлись неэффективными.

Аудиторы отметили, что в некоторых группах вместо 12-15 детей училось меньше.

Обратили внимание специалисты аппарата акима области и на то, что часть педагогов и работников, числившихся в организации, в действительности не приходили на работу. К примеру, в своем заявлении уже бывшая заместитель руководителя клуба “Акжелкен” призналась, что 13 педагогов не проводили занятия в кружках, однако журналы учета посещаемости детей заполнялись и им ежемесячно начислялась заработная плата. Данные еще девяти работников - уборщиков и операторов, не появлявшихся на работе, назвала аудиторам заведующая хозяйством клуба. Расчет зарплаты всех 22 педагогов и техработников клуба за период с января 2023 года по май 2024-го выдал цифру 54,5 миллиона тенге.

Правда, в связи с тем, что часть сотрудников уволена, а часть находится в трудовых отпусках, взять объяснительные с вышеуказанных лиц у аудиторов не получилось. Сделать это, как и установить, был ли нанесен урон бюджету, возможно, попытается ДЭР, у которого на это есть полномочия.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть