2686

Паяльные лампы и асфальтовые волны

Символ Семея - “новый” мост - вновь оказался в центре скандала. Ремонт, который обошелся бюджету в 100 миллионов тенге, продержался… всего лишь неделю. Теперь дорожное полотно напоминает скомканное одеяло! Даже местные водители, не избалованные качеством дорог, с таким тотальным браком столкнулись впервые.

Паяльные лампы и асфальтовые волны

Почти полвека главной переправой Семипалатинска через Иртыш был авто­гужевой мост, построенный еще в 1957 году. Последнее десятилетие он пребывает в аварийном состоянии. Семейчане его называют “старый мост”. А “новый висячий мост” строили с 1998 по 2000 год. Возведение подвесного моста, которому не было аналогов в странах СНГ, в стремительно угасающем городе в 1990-х воспринималось как настоящее чудо.

Это стало возможным благодаря тому, что Япония выделила Казахстану кредит в размере 157,7 миллиона долларов. Мосто­строители - японская компания IHI и турецкий подрядчик “Алсим Аларко” - показали местным жителям, что такое заграничное качество.

Красавец мост длиной 1086 метров с высотой пилонов 98,5 метра быстро стал главной достопримечательностью города на Иртыше. Его шесть полос позволили разгрузить как автогужевой мост, так и республиканские и международные трассы. Порадовала горожан и современная реконструкция всех прилегающих дорог общей протяженностью 14,5 километра.

Однако уже через шесть лет активной эксплуатации мост, прозванный “новым”, заметно обветшал. Иностранные специалисты схватились за голову, когда узнали, что все это время переправа оставалась без обслуживания. В 2007 году власти все-таки создали компанию, отвечающую за эксплуатацию подвесного моста. Но при этом чиновники заявили, что 450 миллионов тенге, необходимых для его содержания в год, в бюджете города нет и взять негде.

Долгое время на жалобы на неудовлетворительное состояние уже не нового моста власти отвечали в духе: “Денег нет. Но вы держитесь!” Пока в 2021 году семейчан не разозлило умное освещение, которым оснастил акимат аварийную переправу, давно требующую капитального ремонта. Проект обошелся бюджету в сумму, превышающую 400 миллионов тенге. Разноцветную иллюминацию общественники сравнили с шикарным кольцом с бриллиантом на заскорузлом пальце бомжа.

И вот летом 2022 года забрезжила надежда на решение застарелой проблемы. Тогда в Семей прибыла делегация из Японии с намерением бесплатно провести обследование состояния моста. Правительство Страны восходящего солнца выделило средства для технико-экономического обоснования по восстановлению подвесного моста на реке Иртыш, построенного земляками.

Специалисты ведущих компаний ITOCHU Corporation и IHI Infrastructure System Co, Ltd уже после беглого осмотра отметили массу изъянов. Среди них существенное разрушение дорожного полотна, коррозия металлических конструкций, неисправность лифтов, электрооборудования и электрических сетей. Но полного отчета в свободном доступе так и не появилось.

А в феврале 2024 года “новый” мост и вовсе начал расходиться по швам!

- Раскрытие деформационных швов составило около 70 мм на опоре №1 и 60 мм на опоре №10 между гребнями деформационных швов, - констатировали в акимате. - Это произошло из-за колебания температуры наружного воздуха. В течение длительного времени в ночное время температура опускалась ниже -30 °C.

Тогда же чиновники поспешили успокоить семейчан, заявив, что не обнаружено видимых повреждений конструкций моста.

- Состояние опор моста находится в удовлетворительном, рабочем состоянии. Угрозы обрушения моста не выявлено, - заверили в пресс-службе акимата области Абай.

После “развода” моста власти все-таки поделились результатами обследования, проведенного японцами в 2022 году. Якобы инженеры тогда сделали вывод: ничего катастрофического не выявлено. Тем не менее на основании этого исследования в 2023 году начались работы по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта моста.

- Новый проект включает в себя все необходимые мероприятия для обеспечения надлежащего функционирования моста, в том числе переустройство инженерных сетей и кабелей, устранение коррозии, покраску металлоконструкций, ремонт водоотводных систем и несущих конструкций, - сообщили весной 2024 года в акимате.

Во время капитального ремонта предполагается также полная замена асфальтового покрытия проезжей части моста с использованием современных технологий. Правда, это будет еще не скоро. Разработка ПСД планируется только к концу текущего года. После получения положительного заключения государственной экспертизы будет подана бюджетная заявка на финансирование строительно-монтажных работ из респуб­ликанского бюджета на период с 2025 до 2027 года.

А в этом году акимат выделил 100 миллионов тенге на текущий ремонт дорожного полотна моста. Чиновники расписали на все лады, какой будет чудесный ремонт по немецкой технологии!

“Будет использован порис­тый мастичный асфальтобетон, включая добавку из Германии под названием “эватерм”. Основное требование технологичности укладки данного вида асфальта - это высокая наружная температура воздуха +20-25 °C. Работы по текущему ремонту будут начаты сразу после устойчивого потепления”, - говорилось в апреле в официальном сообщении.

Но подрядчик приступил к текущему ремонту моста во второй половине лета, когда температура воздуха ночью опускалась ниже заявленной. А потом общественники и вовсе заметили, что при ремонте дорожного полотна используются паяльные лампы!

В ответ на всплеск возмущения горожан и. о. руководителя отдела административных дорог и пассажирского транс­порта Адильбек УВАСИЛОВ нашел что ответить. По его словам выходило, что паяльная лампа и есть “специальная немецкая технология”: мол, она применяется для герметизации соединений сварочных швов, что позволяет повысить долговечность и надежность конструкций моста.

- Конструкция моста металлическая. На металле асфальт просто так не держится. Между ними есть определенные материалы, которые образуют связку, и, перед тем как класть на металл, мы ее огнем греем и приклеиваем, - разъяснял Увасилов.

Впрочем, уже через неделю после окончания неодно­значного ремонта бессмыс­ленно было искать оправдания. На отремонтированном дорожном полотне зияли глубокие ямы и… возвышались высоченные выступы, напоминающие окаменевшие гребни волн! Автовладельцы начали массово жаловаться на сорванные подвески после езды по “семейским горкам”.

- Действительно, как скомканное одеяло, - замечает член общественного совета Семея Илья БАРОХОВСКИЙ. - А вот тут просто сверху нашлепки. Как будто ходили с лопатой и сверху ямы нахлобучивали! Честно скажу: в первый раз вижу такое безумие. Понятно, что даже до чиновников дошло: дальше упорствовать нет смысла. Уже после разгоревшегося скандала стало известно, что акимат за “неудовлетворительные работы” подает в суд на горе-подрядчика.

Это “ТОО Санита Строй”. Из 100 миллионов тенге они уже успели получить 66 миллионов. Удастся ли вернуть деньги в бюджет? Вопрос остается открытым.

- Сейчас акимат в срочном порядке привлекает к повторному ремонту другого подрядчика. Обычная практика для Семея. Когда выявляются недостатки, акимат почему-то не может добиться выполнения гарантийных обязательств от проштрафившегося подрядчика. В лучшем случае для устранения недостатков привлекается другая компания. Остается за кадром: на каком основании это делается и как оплачивается? - задается вопросами общественник.

Тем временем власти возлагают надежды на новый автогужевой мост - третий по счету. Чиновники утверждают, что строительство очередной переправы через Иртыш находится в “фазе активной реализации”. По их оценке, выполнено уже 40 процентов всех строительных работ. Обещано построить такой нужный горожанам мост в следующем году. Главное, чтобы радужные ожидания не обер­нулись громким провалом уже в который раз…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть