13257

Нахапают, а потом не справляются

Почему из года в год срывают сроки сдачи школ после ремонта

Нахапают, а потом не справляются

В этом году капитальный ремонт проводят в 280 казахстанских школах. Из них в 58 могут не успеть завершить работы к 1 сентября, сообщило Министерство просвещения. Почему из года в год чиновники наступают на одни и те же грабли, срывают правительственную программу “Комфортная школа”?

Скоро снова в школу

С 1 сентября в 7,9 тысячи организаций образования сядут за парты 3,9 млн детей. Неделю назад Минпросвещения отрапортовало: текущий ремонт завершен во всех школах страны, капитальный продолжается в 280 учебных заведениях. Отрас­левое ведомство рекомендовало акиматам регионов принять меры, чтобы не сорвать сроки ввода школ. Но уже есть предпосылки к тому, что отстать от графика могут 15 объектов в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях и даже в Алматы.

Еще как-то можно понять регионы, пострадавшие от наводнения. Масштабы повреждений здесь катастрофические: надо и дома строить, и восстанавливать инфраструктуру. Но в Алматы, Алматинской области ситуация другая. Школяры, их родители, учителя чаще страдают по вине недоб­росовестных подрядчиков, выигравших тендеры.

К примеру, в Алматы учащихся проблемных объектов распихали по другим и без того переполненным учебным заведениям, падает качество обучения, поскольку ситуация тянется не первый год.

Разве здесь можно учиться?

Родители учеников алматинской школы №9 отправили письма в администрацию президента, Генеральную прокуратуру. Как следует из письма, 25 ноября 2022 года между городским управлением строительства и ТОО “SHEBERBUILD” был заключен договор о государственных закупках работ, по условиям которого подрядчик обязался выполнить сейсмо­усиление с восстановительными работами и капитальный ремонт здания школы №9 в 12-м микрорайоне. Общая сумма договора - 1 миллиард 883 миллиона 539 тысяч с хвостиком тенге. Завершить должны были 1 февраля текущего года.

- Управление строительства города и местные власти изначально обещали, что срок окончания ремонта - март, потом апрель, затем уже май. Сообщили, что в феврале на компанию подали в суд, - раскрывает нюансы алматинец Евгений КОЛЫХАЛОВ. - Якобы работы завершены на 85 процентов, ведутся отделочные, но, даже наблюдая со стороны, видно: в школе уже второй месяц нет движения.

- Ученики школы №9 более полутора лет раскиданы по трем учебным заведениям района, классы переполнены, старшеклассники сидят в одном кабинете, к ним приходят учителя. Они не всегда успевают дойти пешком из одной школы в другую, а машин нет. Зимой не было развозки детей, несмотря на обещания акимата и закуп автобусов. Все это негативно влияет на качество образования, дети просто не хотят идти в школу, - констатирует родитель. - По инициативе главы государства в Казахстане реализуется проект “Комфорт­ная школа”. “Наш долг - обеспечить подрастающее поколение качественными детскими садами и школами. Поэтому эти задачи должны быть выполнены в полном объеме”, - сказал президент. А на местах элементарно не могут в срок завершить работы в имеющихся учебных заведениях, и это при наличии средств!

- Почему наши дети должны страдать из-за халатности долж­ностных лиц, в чью компетенцию входит контроль этих вопросов? - возмущается Колыхалов.

На днях инициативная группа родителей отправилась на объект. В редакцию они прислали около 20 видео, где демонстрируют тонкий линолеум, который можно порвать руками, протекающие потолки с разводами в спортзалах и столовой. Сняли и туалетные комнаты после ремонта, в которых нет перегородок и кабинок, а в женском заведении вместо традиционных унитазов установлены напольные чаши “Генуя”.

Возмущены родители и “благо­устройством” пришкольной территории, в частности качеством покрытия на футбольном поле, забором из бетонных вставных плит, отсутствием арыков. Не понимают, для чего в мес­те массового скопления школьников установили пластиковые качели на цепях, которые могут оборваться, травмировать детей. Много вопросов у родителей к качеству сейсмоусиления: кто-нибудь вообще проверял, что там, под слоем штукатурки?

- Во время обхода школы представитель субподрядчика нам сообщил: работы не ведутся, потому что нет денег, - продолжает разговор собеседник. - Якобы у компании, выигравшей тендер, заморожены счета из-за судов, она не может оплатить субподрядчику.

В пресс-службе акимата Алматы на запрос редакции ответили, что общая готовность объекта уже 88 процентов. Подрядной организацией проводятся работы по изысканию финансовых средств для его завершения. Планируемый срок - сентябрь текущего года. От графика отстают еще три объекта, и везде подрядчик - ТОО “SHEBERBUILD”.

В открытом доступе есть информация, что у компании SHEBERBUILD еще несколько объектов в Алматинской области, есть даже подряд на ремонт теплосетей, и везде возникли проволочки.

В частности, данная компания выиграла конкурс на капремонт средней школы №12 в селе Нура Алматинской области.

В прошлом году начала ремонт, на который из бюджета выделили 1,1 млрд тенге. Работы затянулись. Отдел образования Талгарского района подал в суд на подрядчика, обвинив его в срыве сроков. По данным областного акимата, специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области признал ТОО “SHEBERBUILD” недобросовестным участником госзакупок, но апелляционная инстанция отменила решение. В связи с этим отдел образования планирует расторгнуть договор с ТОО в одностороннем порядке и провести новый конкурс для завершения ремонта школы.

Всюду - бестолковость и безалаберность

- Долгострои, затянувшиеся ремонты в школах - это диагноз. Причина прежде всего в бестолковом менеджменте школ. Нет хозяйственников, которые бы четко понимали, чем они должны заниматься. У некоторых директоров мы спросили: почему пропустили текущий ремонт, хотя деньги выделены? В ответ услышали банальные отговорки. К таким руководителям будут приняты меры вплоть до освобож­дения от занимаемых должностей, - комментирует ситуацию член общественного совета Алматы Рафаэль ГАСАНОВ. - Что касается капитальных ремонтов, это безалаберное отношение подрядчиков. Так, остановился капремонт интерната №10. Дошло до того, что с объекта сняли охрану. И таких объектов в городе достаточно.

В прошлом году к началу учебного года не успели завершить ремонт в 68 школах страны. То есть проблема носит системный характер и касается не только объектов образования.

Может, на сайте акиматов формировать список недобросовестных подрядчиков, как это сделали с алматинскими ЖК, построенными с нарушениями, без документов?

- Одним списком мы не обойдемся, - считает Рафаэль Гасанов.- Нужно кардинально менять нормативно-правовые акты, мажилис этим должен заняться. Есть конкретные проблемы в госзакупках. Надо запретить компаниям брать в одни руки одновременно по 10-20 объектов. Они физичес­ки не справляются. Тщательно проверять конкурсную документацию: насколько компания соответствует заявленным требованиям? Есть подозрение, что многие компании, выигравшие конкурсы, не соответствуют им.

- Мы приезжаем на объект, спрашиваем: почему затягиваете сроки, не сдаете вовремя школу? Нам отвечают: денег нет. Интересуемся в управлении строительства: деньги выделяли? Отвечают: в полном объеме. Значит, проблема внутри самой компании! Или участники тендера одну смету рисуют, потом оказывается, что не хватает денег, снова рисуют новую, и снова затягивание. Нет грамотного подхода к процессам, - заключает Гасанов.

Искоренить трёхсменку

А страдают дети! Например, в Алматинской области до сих пор в 36 школах трехсменное обучение. Добавилось проблем после землетрясения 4 марта: две школы - №40 в поселке Боралдай (на 600 мест, открыта в 2016 году) и средняя школа №20 в селе М. Тюменбаев (на 900 мест, открыта в 2013 году) - признаны “объектами чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера”. А ведь здания-то не старые!

Как сообщили в пресс-службе областного акимата, строительные и ремонтные работы в этих школах еще не завершены, ученики школы №20 будут временно обучаться в ближайших учреж­дениях №19, 44, 53, а ученики школы №40 - в учебных заведениях №17, 54.

В целом по области в рамках проекта “Комфортная школа” до 2025 года запланировано построить 53 школы на 54 600 ученических мест. Тем самым проб­лема трехсменок и дефицита мест в области будет решена, надеются чиновники.

Только если выигрывать тендеры будут компании с подмоченной репутацией, не имеющие достаточно ресурсов, опыта и так далее, то и этот важный для страны проект заморозится. Причем повсеместно.

Елена КОЭМЕЦ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть