Выбирайтесь своей колеёй
При протоколировании ДТП часто используется формулировка, что водитель “не учел дорожных и метеорологических условий”. Сам, в общем, виноват в аварии. Автомобилистки из небольшого города Риддера в Восточном Казахстане пытались развеять стереотипы о женщинах-водителях и доказать, что при наличии этих самых условий водителя нельзя привлекать к ответственности.
Несколько автоледи, которые минувшей зимой оказались в аварийных ситуациях на дорогах в черте города, объединились и под началом адвоката Ольги КАЙГОРОДОВОЙ подали коллективный иск в суд. Истицы пытались доказать, что коммунальщики недобросовестно выполняли свои обязанности по содержанию дорог, и намеревались выбить энную сумму в качестве возмещения вреда с отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Риддера.
У трех автомобилисток ситуация, в общем-то, почти одинаковая. Как следует из материалов дела, они (в разное время - 29 декабря, 26 января и 8 февраля) не выбрали безопасную скорость, не учли дорожные и метеорологические условия, выехали на встречку и совершили столкновение своих авто с другими машинам.
В случае с четвертой исти-цей - владелицей “тойоты” - появилось что-то новенькое: она, дескать, “не учла дорожно-метеорологических условий при въезде в колею”. Это заветное слово “колея”, как оказалось, очень много значит.
“Тойота” при заносе угодила в грузовик. Удар пришелся в колесо, что, в общем-то, для большегруза обошлось без последствий, чего не скажешь о легковушке.
Все истицы в суде уповали на то, что за всю свою практику за рулем ни разу не совершали ДТП. У одной автомобилистки, к примеру, стаж вождения 10 лет.
Коммунальщики, естественно, отпирались. Еще бы! Если сложить все суммы, которые дамы требовали в качестве возмещения ущерба, выйдет больше 7 миллионов тенге. Представитель отдела ЖКХ Е. ХОХЛОВА, видимо, зная, где собака зарыта, заявила: колею никто не измерял (а допустимая ее глубина, согласно межгосударственному стандарту (ГОСТ), не более четырех сантиметров), экспертизу не проводили. Да и вообще, автоледи сами виноваты: если видели колею, то почему не снизили скорость, чтобы держать своего железного коня под контролем? Главный специалист отдела на личном авто объезжает участки, дает сигнал подрядчику, и тот в течение двух часов устраняет недочеты на дорогах.
Подрядчик, чистивший дороги зимой, тоже занял позицию коммунальщиков. А вот заместителя руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Риддера Рауана КУРМЕТУЛЫ неоднократно привлекали к ответственности за то, что не обеспечил безопасного содержания дорог. В том числе ему досталось за ДТП, которое совершила одна из истиц, едва не врезавшись в большегруз.
***
В суде допросили и полицейских, которые выезжали на место аварии.
И вот тут решающую роль сыграл тот факт, была ли на дороге колея. Поскольку с тех пор прошло много времени, стражи порядка не могли вспомнить, была ли она. Тогда, как водится, обратились к тому, что написано в документах. К схемам ДТП, в частности. В одном случае, к примеру, написано, что колея была допустимой глубины. В другом информации о колейности вообще нет. А вот в случае с владелицей “тойоты” указано, что колея действительно была, да еще какая! Глубиной целых 10 сантиметров.
***
В итоге суд принял во внимание и акты выполненных работ, предоставленные подрядной организацией. По бумагам выходило, что работы по зимнему содержанию велись, и очень даже неплохо...
А посему вышло, что три автомобилистки, которым “не повезло” с колеей, сами виноваты - допустили, по выражению сотрудников суда, грубую неосторожность.
Колея, точнее ее наличие, помогла водителю “тойоты”. По документам коммунальщиков выходило, что на той улице, где произошла авария, никаких работ, кроме сгребания снега, не проводилось. Поскольку суд решил, что автоледи в совершении ДТП тоже виновата, то снизил размер требуемого ею ущерба. Если решение Риддерского горсуда вступит в силу, коммунальщикам придется раскошелиться на 690 866 тенге.
Елена СУПРУНОВА, фото Леонида ТРОЦЕНКО, Усть-Каменогорск