2558

Эх, “Орлёнок”, “Орлёнок”...

На задворках цивилизации оказался некогда самый престижный в Семее дачный массив

Эх, “Орлёнок”, “Орлёнок”...

В последнее время на нужды дачных поселков, со всех сторон окружающих славный город на Иртыше и фактически превратившихся в жилые массивы, из госбюджета хлынул денежный поток. На этом фоне аттракциона невиданной щедрости проблемы “Орленка”, который так и остался объединением садоводов-любителей, акимат словно упорно игнорирует. Почему? Откуда такая избирательная слепота? В этом разбирались наши корреспонденты.

В это трудно поверить, но это факт: дачные дома в поселках Мурат и Бобровка акимат Семея по-прежнему - вот уже больше полугода - бесплатно (!) обеспечивает электричеством (к этому, можно сказать, волшебному электроснабжению мы вернемся во второй части материала). Более того, проводит в тех массивах уличное освещение, асфальтирует дороги, устанавливает новые остановочные павильоны для пассажирских автобусов, обустраивает детские площадки! Как говорится, завидуй - не хочу. А когда на недавней встрече акима Семея Нурбола НУРСАГАТОВА с жителями окраин дачники пожаловались на сход автобусов в Мурате и на Бобровке, градоначальник пригрозил перевозчикам расторжением договора.

- В такие моменты мы чувствуем себя в параллельной вселенной. Для нашего массива “Орленок” акимат города никогда ничего не делал, не делает и сейчас! - сокрушается закоренелый дачник Николай ИСАЕВ

Николай ИСАЕВ на своем участке.

- В последние годы нас лишили даже общественного транспорта! Владелец единственного маршрута, связывавшего “Орленок” с городом, отказался выпускать автобус на линию из-за разбитой дороги. Люди, не имеющие личного транспорта, вынуждены были бросить свои дачи. А в июле аномальные ливни так размыли наши убитые дороги, что до своих дач не могут добраться и автовладельцы...

И это ведь не “какие-то там” дачи! Об “Орленке” еще с советских времен мечтал чуть ли не каждый уважающий себя садовод-любитель, не считая профессионала в этой занимательной сфере человеческого релакса и увлечения. В живопис­ных местах вдали от города на 336 гектарах изначально предполагалось обустроить 3500 дачных участков, а фактически их разместилось здесь более 5000. Но сегодня здесь чудом уцелели и подают признаки жизни 400 дач.

“По факту же еще множество дачников сохраняют за собой право собственности на свои участки и готовы на них вернуться. Но сейчас нет для этого условий. Дорога на массив, которая проектировалась еще в 60-е годы как дорога стратегического назначения, больше 30 лет не ремонтировалась. Дороги внут­ри массива временами становятся полностью непроездными для легкового транспорта.

Люди вынуждены бросать дачи из-за отсутствия общественного транспорта.

В связи с этим просим изыскать возможность отремонтировать уже в этом году хотя бы часть трассы с твердым покрытием протяженностью чуть более одного километра для наиболее заселенных дач. Просим отгрейдировать и сделать гравийную подсыпку основных дорог внутри дачного массива. Просим обеспечить наш дачный массив общественным транс­портом, субсидируя его как социальный маршрут” - это цитата-плач из обращения отчаявшихся “орленковцев” к акиму области Абай Нурлану УРАНХАЕВУ.

Ранее государство не единожды предпринимало попытки помочь садоводам и дачникам всех мастей в восстановлении на просторах страны их хозяйств и былой славы. Принимались всевозможные “программы комплекса мер по поддержке...”. Чиновники отмечали, что у дачников запросы небольшие: наличие поливной воды, электроэнергии, автобус­ного сообщения и охраны общественного порядка. Однако в Семее ничего из этого сделано не было.

И тут город получил статус областного центра. Случилось это аккурат два года назад. И примерно тогда же - что очень симптоматично! - зароптали-забушевали дачные поселки Мурат и Бобровка, требуя благ цивилизаций: света, дорог, безо­пасности и т. п. Второй год они остаются главными ньюсмейкерами информационного поля Семея. Бунты дачников, круг­лый год проживающих на территории садоводств (их еще называют зимниками), привели к тому, что городской акимат запустил процесс ликвидации дачных кооперативов - со всеми отсюда вытекающими, вплоть до отключения электричества.

Другими словами, за счет этих территорий местные власти и строительный бизнес решили развивать окраины, осваивать новые вожделенные территории: дачникам ведь не нужно платить большие отступные, это же не обжитые - в инфраструктурном понимании - участки. Стало быть, дело выгодное.

Многие участки и строения заброшены.

Но что-то не срослось в планах чиновников и коммерсантов, и после закрытия дачных кооперативов эти поселки так и не присоединили к территории города. Что делать? Наверняка, опасаясь гнева дачного люда, акимат вынужден был взять под свою опеку указанные садоводства. И с января текущего года власти Семея… платят бюджетными деньгами за электричество, которое потребляют жители двух частных дачных поселков - Мурат и Бобровка! (см. “Побочный эффект”, “За ценой не постояли” - “Время” от 15.11.2023 г. и 17.1.2024 г.)

Позже выяснилось, что акимат вручил гарантийное письмо энергетикам, где говорится, что в банке открыт счет на 100 миллионов тенге. Это - предварительная плата за электричество абонентов Бобровки и Мурата до 1 апреля 2024 года. Власти планировали, что к тому времени акимат построит на дачах новые электролинии, а далее местные жители смогут заключить индивидуальные договоры непосредственно с пос­тавщиком света.

Однако к намеченной дате построить электролинии не удалось. Теперь же аким города назвал новый срок - “до конца года”. А это значит, что все это время (как минимум!) акимат будет тратить бюджетные средства на оплату электроэнергии жителей Мурата и Бобровки.

Не ранее как в минувшем июне на встрече, посвященной обсуждению нового генплана развития Семея, чиновники уже в открытую объяснили дачникам, что без массового сноса их застроек и наделов переход в черту города невозможен. Но противников сноса оказалось слишком много, и дачным поселкам оставят статус садоводств до 2040 года. Но при этом аким Семея Нурсагатов заверил собравшихся, что “благами цивилизации мы будем заниматься”:

- Уже на сегодняшний день мы туда протягиваем постоянное электричество. Мы на 30 процентов столбы там выставили. Уже до конца года будет постоянное электричество.

Между тем на дачный сезон число абонентов увеличилось вдвое - к 2000 с лишним семей, круглогодично проживающим на дачах, присоединилось столько же “летников”. И если учесть, что у нас сроки на то и существуют, чтобы их бесконечно переносить, остается только догадываться, сколько времени акимат будет снижать социальное напряжение бюджетными деньгами - платить за электроснабжение огромных частных жилых массивов.

А куда деваться? Сказали “А” - заканчивайте “Я”.

И вот теперь вернемся к “Орленку”: почему его “забыли”? На этот вопрос мы приведем слова Николая Исаева, между прочим, члена общественного совета Семея:

- Надо отдавать отчет, что сейчас местные исполнительные органы помогают не садоводам, а людям, которых нужда заставила поселиться на территории дач, не предназначенной для постоянного проживания. По сути, сейчас чиновники всеми правдами и неправдами вынуждены решать проблему, которую создали их предшественники, разрешив городскую прописку сельским мигрантам, обосновавшимся на дачах. А поскольку из-за отдаленности от города “Орленок” в свое время избежал наплыва переселенцев, сейчас нам, “орленковцам”, не достается даже крошек от бюджетного пирога, который акимат города делит между дачными поселками, ставшими жилыми массивами. А любое неравенство воспринимается очень остро. Люди, которые из последних сил тянут свои шесть соток, искренне недоумевают: почему одним все, а другим ничего? Сейчас осталась последняя надежда на главу облас­ти…

Ни убавить ни прибавить.

Милана ГУЗЕЕВА, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Семей

Поделиться
Класснуть