1147

Путешествие во времени и науке

В Астане организовали летние археологические лагеря при школах, где ученики вмес­те с педагогами исследуют уникальные артефакты и документы в разных регионах. Эти находки пополняют коллекции школьных музеев и становятся основой для новых учебных проектов. Об этом рассказала главный специалист отдела дополнительного образования и воспитательной работы управления образования Астаны Мадина СУЛЕЙМЕНОВА.

Путешествие  во времени и науке

Археологические лагеря открылись в 10 столичных школах. В ряды археологического отряда вступили ученики 5-8-х классов. Они изучают историю, археологию и литературу, путешествуя по регионам Казахстана.

- Одним из ярких примеров является школа-лицей №40 имени Алькея Маргулана. Ученики этой школы отправились в Павлодарскую область, родину археолога Алькея Маргулана, где собирали ценные материалы и документы. Вернувшись домой, они с гордостью пополнили музей своей школы новыми экспонатами. Не менее увлекательным оказалось путешествие учащихся гимназии №80 имени Сакена Сейфуллина. Они отправились в Жезказганскую область, чтобы исследовать родину великого поэта и писателя. На месте они погружались в атмосферу, где когда-то зарождались его поэмы “Кулагер” и “Альбатрос”. Дети почувствовали себя частью этой истории, ведь они смогли увидеть места, вдохновившие великого поэта, и исследовать их собственными глазами, - рассказывает собеседница.

А юные археологи из школы-гимназии №69 имени археолога Кемаля Акишева работают с этномузеем Бозок, изучая древнее городище, которое открыл и исследовал сам Акишев. Детям наглядно показали работу археологов, позволив попробовать свои силы в настоящих археологических раскопках. Кроме того, ученики посетили Национальный музей, где ознакомились с археологической находкой “Золотой человек”.

Помимо археологических лагерей в столице стало популярным этническое направление. Сразу в нескольких школах открылись этнолагеря. В них ученики изучают традиции и обычаи народа, учатся нацио­нальным ремеслам, играют в национальные игры асык и тогызкумалак.

Самым “старым” считается этнолагерь школы №86 имени писателя Мухтара Ауэзова. В этом году он отпраздновал свое трехлетие. Именно это учебное заведение первым в городе внедрило такой летний тематический досуг для столичных учеников. На территории школы этим летом даже установили несколько больших юрт. В них детей обучают вязанию, войлоко­валянию, гончарному делу и другим видам ремесел и искусства. В целом уроки разделены на теоретические и практические занятия.

Кроме того, в школе в этом году открылась школа бабушек по инициативе самих апашек учеников. Они выступают своего рода хранительницами традиций, которые будут передавать новому поколению.

Подобное практическое обу­чение летом позволило столичным школьникам глубже узнать историю Казахстана и понять важность археологических исследований. Ученики получили общее представление о науках, научились определять артефакты и места исследований, а также поняли, почему эти дисциплины уникальны и важны.

- Археологические лагеря нам удалось организовать благодаря родителям и спонсорам. В них каждый ребенок прикасается к материалам археологических находок, произведениям поэтов и писателей, расширяет свой кругозор. Практика археологических лагерей существует в Астане третий год. Но в первые годы в этом проекте участвовала буквально одна-две школы, а в этом уже 10, - отметила главный специалист Мадина Сулейменова.

Археологический лагерь дарит детям не только знания, но и незабываемые впечатления от работы на свежем воздухе. Пешие прогулки, туристические экспедиции по историческим местам страны и взаимодействие с природой помогли школьникам узнать много нового и заодно отлично отдохнуть, набравшись сил для нового учебного года. Кто знает, возможно, кто-то из них в будущем станет археологом, историком или писателем, продолжив изучать и беречь культурное наследие Казахстана. Такое насыщенное лето, полное приключений и открытий, вдохновило многих детей.

Подобные тематические лагеря в Астане формируют у детей любовь к родной стране, интерес к науке и культуре, а также желание внести свой вклад в ее развитие и процветание.

К слову, в этом году всеми видами летнего отдыха охвачены более 206 468 школьников, или 96 процентов от общего числа учащихся 1-10-х классов. Например, для оздоровления детей на базе организаций образования города работают 97 пришкольных лагерей, 75 профильных лагерей по интересам учащихся, палаточный лагерь “Батыр” на территории Центра детско-юношеского туризма и краеведения, спортивный лагерь “Ақ желкен” при школе-центре дополнительного образования №43.

Кроме того, чтобы занять детей полезным физическим трудом, летом запланировано 116 мероприятий в бригадах по озеленению “Жасыл ел”, школьных лесничествах, ремонтно-строительных бригадах и других.

А для тех, кто любит творчество, в столице проводится более 300 мероприятий в клубах и кружках по интересам при различных учреждениях. Для развития спорта до конца лета пройдут 483 мероприятия, в том числе трехдневные походы, экс­курсии, туристические ознакомительные поездки по области и республике, выездные спортивные сборы.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть