1004

Гуляйте отсюда

Новые расценки на посещение устанавливают нацпарки. По какому принципу будут взимать плату?

Гуляйте отсюда

Проект приказа с новыми тарифами пока обсуждается. Но активные туристы считают их нелепыми: к примеру, группе из пяти человек будет дешевле заехать на охраняемую территорию на авто, чем пройти пешком.

Налога нет, но платить придётся

Напомним, 8 июля 2024 года президент подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам особо охраняемых природных территорий и электроэнергетике”. Увидев среди поправок, что из Налогового кодекса исключены нормы по взиманию платы за посещение национальных парков, многие посчитали, что теперь за проход на заповедные земли вообще платить не придется. Ошибочно.

Поправки изменили порядок финансирования таких территорий (ООПТ) - теперь плата за их использование будет попадать не в республиканский бюджет, а прямо на спецсчета нацпарков. И расходоваться должна на конкретные нужды - зарплату сотрудников, обустройство территории и инфраструктуры, улучшение старых и прокладку новых туристических маршрутов, меры безопасности и, конечно, автоматизацию контрольно-пропускных пунктов. В переходе на безнал видится хороший способ борьбы с ушлыми охранниками, которые пропускают на территорию за купюру в карман или по корочкам.

Пока все хорошо и правильно - не зря же руководители нацпарков все как один сетовали на низкие зарплаты сотрудников, дефицит людей, способных контролировать территорию, и нехватку ресурсов на создание туристических объектов.

Однако вслед за поправками был поднят вопрос и об изменении в тарифах. Их дифференцируют и привяжут к МРП. Проект соответствующего приказа выложили на сайте “Открытые НПА”, срок обсуждения - до 25 июля. Вот к этому-то проекту у экологов и активно вовлеченной в туризм общественности есть вопросы.

Что почём?

В проекте приказа комитета лесного хозяйства и животного мира перечис­лено 27 объектов - это национальные парки, резерваты и заповедники. Предусмотрено шесть категорий, по которым взимается плата: за въезд мопедов, мото- и квадроциклов (от 0,4 до 1 МРП - 1476-3692 тенге), легковых машин (от 0,3 до 1,5 МРП - 1107-5538 тенге) и автобусов разной вместимости (от 2 до 13 МРП - 7384-47 996 тенге).

Разницу в цене объясняют рекреационной нагрузкой, хотя, как отметили в ответе на наш запрос в Иле-Алатауском национальном парке, точной методики ее расчета и документа, на основании которого он мог бы производиться, нет. Но учет посетителей, конечно, ведется. Так, за полгода 2024-го в нем побывали уже свыше 358 тысяч человек, на 84 с лишним тысячи человек больше, чем за тот же период в году предыдущем.

Проход пешего туриста, очевидно, вписан в пункт “Услуги по санитарной очистке и благо­устройству территорий для физических лиц из расчета на одного человека в день”. Больше нигде конкретно в проекте приказа не оговаривается, сколько стоит войти в нацпарк на своих двоих. Так, удовольствие подышать чистым воздухом и насладиться красотами обойдется от 0,1 до 0,3 МРП, то есть от 369 до 1107 тенге. Из чего складывается разница - не ясно. Парадоксально, Иле-Алатауский нацпарк с его колоссальной антропогенной нагрузкой в новых расценках значится едва ли не одним из самых “дешевых” для посещения.

Ходят тут - со своими выхлопами...

- Пешие туристы много лет возмущались, что при посещении особо охраняемых природных территорий плата бралась только за человека: люди, которые шли пешком и приезжали на своем авто, платили одинаково. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что автомобиль негативнее влияет на уникальные экосистемы, разрушает поч­венный покров и так далее, - рассказывает экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества “Зеленое спасение” Светлана СПАТАРЬ.

- Однако в нынешнем проекте приказа все еще более запутано: есть пеший турист, есть плата за въезд для транспорта, а вот о том, нужно ли оплачивать за себя дополнительно еще и пассажирам, ни слова. В комитете лесного хозяйства и животного мира подтвердили: да, плату планируют взимать только за авто - пассажиры ничего дополнительно оплачивать не будут. Если машина полная - им поездка обойдется дешевле! А это сводит на нет все усилия развивать пеший экотуризм, - считает эксперт.

- Добиваемся мы того, чтобы пересмотрели и льготные категории граждан. Пока что плата не взимается с пенсионеров, ветеранов и детей дошкольного возраста. Нам кажется правильным утвердить для лиц до 18 лет ставку в 50 процентов от стоимости. Это стимулирует развитие детского туризма, - подчеркивает член правления ОО “KazAlphineClub” Вадим ВИНОКУРОВ. - На пользу развитию организованного туризма пойдет и снижение ставки на въезд в нацпарк автобусов.

- Рискну высказать мнение, которое многие сочтут непопулярным, но я за то, чтобы увеличить плату за вход в некоторые нацпарки. Такие удаленные парки, как “Алтын-Эмель” или Жонгар-Алатауский нацпарк, нуждаются в потоке посетителей - там тариф можно снизить или оставить на таком же уровне. А вот Иле-Алатауский нацпарк я считаю недооцененным. Нужно, чтобы каждое посещение было для человека осознанным, - отстаивает свою точку зрения Вадим Винокуров. - Отличная мера - разница в тарифах для посещения природных парков казахстанцами и иностранными туристами. Для наших он должен быть ниже.

Впрочем, дело-то не только в тарифах - проблем в нацпарках в избытке. В том же самом близком к мегаполису Иле-Алатауском нацпарке активисты постоянно указывают на болевые точки. Это незаконная застройка и закрытие пешеходных маршрутов, ограничение доступа к рекам, необустроенные родники и почти полное отсутствие контроля со стороны руководства. А инфраструктура, подаренная в свое время спонсорами или выбитая из бюджета, но так и не поставленная на баланс нацпарка, уже обветшала и пришла в негодность.

Отдельная боль - визит-центры. Тут любому посетителю заметно: большинство из них - обычные кафе, завернутые в красивую упаковку. Задай вопрос тамошнему сотруднику о маршрутах и тропах - поставишь в тупик.

- У всех на слуху и недавний скандал в визит-центре Чарынского нацпарка (его открыли в 2023 году), когда одна из посетительниц пожаловалась на сток канализационных вод прямо на почву, - вспоминает Светлана Спатарь. - В визит-центре тогда признались: просто не рассчитали нагрузку в лице посетителей. А ведь работают они по договору аренды, и дирекция нацпарка могла бы выдвигать им жесткие требования. Но на деле мы видим довольно равнодушное отношение к их работе и нарушениям.

Не парк аттракционов!

Очень наглядный пример в этом отношении - нацпарк “Көлсай көлдері” (“Кольсайские озера”). Буквально неделю назад в соцсети выпулили сразу несколько шокирующих видео - гладь озера, усыпанная катамаранами, дикий фастфуд на берегу, мусорные кучи, толпы людей, окровавленные лошади на конном маршруте и… боксерская груша в качестве развлечения для туристов. Не созерцание жемчужины, а какой-то парк аттракционов! А ведь только в прошлом году, по официальным данным, на Кольсае отдохнуло больше 200 тысяч человек!

О проблеме говорили, и не раз: развивая туристический кластер в селе Саты, населенный пункт превратили в село подпольных миллионеров. Буквально в феврале этого года на круг­лом столе Казахстанской туристской ассоциации и дирекции нацпарка опять напомнили, что не решена проблема с черным рынком гостевых домов: в официальном реестре их 17, а на деле - 130! Говорили и о нехватке лицензированных и добросовестных транспортников - таких на маршруте не более 30 процентов. Остальные на безопасности не заморачиваются - гонка идет за свежеприбывших клиентов.

- Пару лет назад приняли поправку, что акиматы могут финансировать инфраструктуру и туристические объекты на ООПТ. При этом нет четкого понимания и контроля этих работ. Ну и важно помнить, что главная задача нацпарков - это прежде всего сохранение уникальных экосистем, - отмечает Светлана Спатарь.

Рычаги влияния на предпринимателей у дирекции нацпарка есть. А уж согнать с теплых мест дикий бизнес и вовсе - была бы добрая воля! Взять случай с гостиницей, принадлежащей ТОО “Js Travel”, выигравшей тендер на 49 лет. Большой скандал вышел, когда в этом году было обнаружено, что отходы сливали прямо в озеро. В дирекции нацпарка на наш запрос отчитались: и ТОО уже оштрафовали, и сам нацпарк, и областное управление экологии поч­ти на 2 миллиона тенге. До устранения нарушений часть помещений объекта была закрытой, одну пристройку снес­ли. Следующее нарушение - и расторгнут договор аренды.

- По сравнению с прошлым годом, когда на озере работало более 130 катамаранов и возникали споры между компаниями, мы провели тендер и запустили не больше 80 плавсредств. Возьмемся и за арендаторов: то, что не вписывается в ландшафт и генплан развития, будем удалять. Лучше разместить то, что соответствует традиционному стилю, - пообещал заместитель директора РГУ ГНПП “Көлсай көлдері” Хамит АХМЕТОВ.

- Большой поток туристов у нас приходится на однодневные туры и так называемые селфи-зоны. Наверх поднимается значительно меньше туристов. Снизить рекреационную нагрузку поможет обустройство современными тропами - лестницами, а также разделением конных и пеших маршрутов. Поработаем и над ценами. Сегодняшний тур в 20 тысяч тенге - очень дорого для страны номадов, - продолжает Хамит Ахметов. - В прошлом году областным управлением туризма на обустройство инфраструктуры нижнего озера выделено 120 миллионов тенге, в этом - еще 184 миллиона. По расчетам, ежедневно озеро может принять до 2000 человек. Но снизить этот поток поможет цифровизация: не будет человеческого фактора на КПП, все отрегулирует программа. Над этим мы также работаем.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Поможет ли сохранению природы, если плату за посещение нацпарков сделать высокой, например 2-3 тысячи тенге?

- Конечно, ведь поток посетителей снизится.

- Вряд ли, скорее это поможет обогатиться руководству нацпарков.

- А о людях, которые лишатся возможности подышать свежим воздухом, вы не подумали?

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Забирая на штрафстоянку мопед с двигателем меньше 50 куб. см за отсутствие документов, полицейские нарушают закон. Что делать?

- Срочно менять закон..........................................18%

- Наказывать полицейских.....................................26%

- Премировать полицейских, которые подставляют себя, но борются с беспределом на дорогах.......................56%

Поделиться
Класснуть