4160

Изгнание мотодьявола

Полицейские, разруливая ситуацию с мопедами, нашли беспредельное решение: “нет мопеда - нет проблем”. И погнали их на штрафстоянки. Нас ждет мотобунт?

Изгнание мотодьявола

В Алматы за месяц отработки республиканского ОПМ “Правопорядок” стреножили около тысячи водителей “моторашек”. Для сравнения: за весь 2023-й водворили на штрафстоянку 628 мопедов. У половины из нынешних “пленников” причина водворения в том, что документов на технику нет.

Парадокс или даже беспредел! Ведь сегодня по закону документы на мопед объемом меньше 50 “кубиков” иметь вовсе не обязательно. И как теперь вернуть свое имущество?

Ищите в “Кок-Жиеке”

Сюда свозили во время недавней отработки все проштрафившиеся мопеды. Бесспорно, нарушают ПДД “табуреточники” лихо! Это проезд за стоп-линию, на красный, разворот через двойную сплошную, движение в левой полосе и поворот налево, что для мопедов, не признанных механическим транспортным средством, запрещено. Нередко за рулем подросток до 18 лет или водитель без шлема. Хлопают таких ездюков пока что как пешеходов и штрафуют по статье 615 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф - чуть больше 7 тысяч тенге. Кстати, в числе “пленных” и кикшеринговые электросамокаты - их свозят на штрафстоянку, потому что валялись по тротуарам.

Принимают водил также, если они не могут предоставить техпаспорт. Если речь идет о мопедах, где объем цилинд­ра, например, 150 “кубиков”, вопросов нет - они по закону должны быть определяемы в потоке. Проблема в том, что эти же требования пытаются применять и к малолитражкам.

На специализированную штрафстоянку мы приезжаем с начальником местной полицейской службы департамента полиции Алматы Сериком ШУМАЕВЫМ. Он приводит цифры: в Алматы за месяц более 100 человек привлечены к административной ответственности по статье 127 КоАП. Они халатно отнеслись к выполнению родительских обязательств: разрешили своим чадам оседлать мопед в качестве водителя или пассажира. Запрещено и то и другое!

- Ситуация требует незамедлительного решения - с начала года мопеды и самокаты фигурировали в 463 ДТП, травмированы 500 человек, погибших семь, - указывает причину такого пристального внимания к мопедистам Серик Шумаев. - Кроме того, участились кражи мопедов, электровелосипедов, самокатов. Если человек не может доказать, что он владелец, возможно, техника числится в угоне. 32 водворенных на штрафстоянку мопеда числились в угоне.

В мотосообществе растет возмущение: патрульные превышают полномочия! Ведь пробить, в угоне ли мопед, можно и без водворения его на “штрафняк”!

А может, служивых возмущает несоответствие реальной мощности движка мопедов и заявленной на спидометре? Мы уже писали о том, как мотопродавцы без смущения признаются, что объем у мопеда намеренно по документам занижен до 50 “кубиков”, реальный больше. Вдруг полиции дана команда навести с этим порядок?

- Такой задачи перед патрульными не стояло. Тут нужна экспертиза.

- Есть данные, сколько переоборудованных мопедов вывели на чис­тую воду?

- Поймите, что это следствие, а проб­лему нужно решать там, где она возникает. Как к нам попадает эта техника?

Потом они придут за холодильником?

Какие же документы требуют у мопедистов полицейские? На сегодня на руках у ответственных хозяев может быть китайская грамота - листок от завода-производителя с номерами рамы и двигателя. С иероглифами, разу­меется, ведь никто не заморачивается на нотариально заверенный перевод. Да еще чек или лист о купле-продаже от казахстанского реализатора. А если мопед куплен с рук, и такого не будет.

Впрочем, требовать и эти документы сегодня - все равно что прийти к человеку домой и заставить предъявить пас­порт на микроволновку. Нелепое сравнение, но по закону опасный и быстрый мопед механическим транспортным средством пока не является. Для этого, собственно, и затеяли легализацию мопедов, присвоение им номеров…

Мы попросили Серика Шумаева подтвердить законность действий своих сотрудников во время июньской отработки. Начальник местной полицейской службы сделал паузу, многозначительно посмотрел на меня и промолчал.

- Если штрафов за мопедистом не чис­лится, ПДД он не нарушил и технику его сюда водворили лишь за отсутствие право­устанавливающих документов, можно обжаловать действия полицейских. Обращались ли к вам недовольные?

- Чувствую, теперь будут! - в сердцах отвечает Серик Шумаев. - Знаете, я скажу так: лучше пусть будет выговор, пусть будут иски, чем каждый день мы будем выезжать на ДТП со смертельным исходом! Они же безнаказанность свою чувствуют - зацепил, уехал... Кто его найдет? Да, мы ищем, ответственности с себя не снимаем. Но, признаю, находим не всех. Вот недавний случай: парень 2002 года рождения с пассажиркой насмерть сбивает женщину на пешеходном переходе. Поднимает свою пассажирку на мопед и уезжает. Номера подложные российские. Весь гарнизон подняли, но нашли! Так что наши сегодняшние меры можно назвать превентивными.

Тут важно разобраться

Сегодня мопед с объемом цилиндра меньше 50 кубических сантиметров зарегистрировать невозможно - для этого просто нет законных оснований. Пакет поправок к закону “О дорожном движении” прошел одобрение пока только в мажилисе. Сенат планирует рассматривать его лишь осенью, но это не точно. После - виза президента и определенный срок до вступления в силу. Да и в МВД еще разрабатывают регламент постановки на учет такой техники. Несмотря на это, некоторые депутаты и СМИ раздувают истерию: ставьте мопеды на учет, у вас всего полгода!

- Нам приходили тысячи сообщений из разных городов Казахстана с просьбой разъяснить, как поставить на учет мопеды, которые не проходили растаможку и не имеют техпаспорта, - рассказывает президент сообщества Scooters Club Almaty Владимир ФЕЦЕР. - Мы отправились в алматинский автоЦОН за информацией. Но нас развернули - команды сверху еще не было. Попросили бумагу с отказом в регистрации - патрульным предъявлять, и в ней отказали. Как будет присваиваться водительская категория А1, тоже нет ясности. Выход один - ждать и не нарушать.

Мотолюбитель Евгений БЕЗКОРОВАЙНЫЙ многим известен как Джон Пыль Дорог. Он рискует ездить на мопеде в “дальняки” - 12 стран и 50 тысяч километров в пути. Но это на 150-кубовом “китайце”. В городе катается на скутере - без номеров и документов.

Патрульные не раз пытались ему за это предъявить, но пока закон на стороне Джона. А Джон - за легализацию.

- Я за то, чтобы отбирать опасную игрушку у детей и штрафовать их родителей. К нарушителям ПДД отношусь негативно. Но давайте смот­реть на вещи здраво: документы, а это чаще всего чек о купле-продаже, могут быть у тех, кто купил технику недавно. Тем, кто ездит давно, восстановить правоустанавливающие документы вряд ли получится, тем более что раньше этого не требовалось. Мой старый мопед служит мне верой и правдой. Что, мне его теперь на запчасти отправлять? - негодует Евгений. - Попасть на штрафстоянку в этом случае - все равно что проститься с техникой: ты придешь за ней, а там только рама. Стоянщики, случается, продают запчасти, а иногда, переделав замок зажигания, и сами мопеды.

Забрать можно в тот же день

31-летний Данияр К. приехал на штрафстоянку из больницы - провел там около двух недель после ДТП. Говорит, с трудом выяснил, куда увезли его мопед. Мужчина работает ортопедом-ортодонтом, обслуживает на дому людей с инвалидностью. Данияр показывает выписки из больницы, документ о том, что штраф оплачен, и документы на мопед. Но технику свою забрать не может. Говорит, что с него требуют какие-то дополнительные деньги за постой.

Об этих же допсуммах пишут в комментариях к адресу стоянки и пользователи сервиса 2GIS. Такса - около 2 тысяч тенге в день. В целом ощущение, что обстановку нагнетают намеренно: отслюнявь и езжай спокойно. Владельцев на территорию пускают, будто делая одолжение, информации никакой, только через охранника. Для ожидающих нет ни удобной парковки, ни навеса от дождя и солнца.

Все нюансы водворения авто- и мото­техники на спецстоянку расписаны в статье 797 КоАП. Штрафстоянки находятся в коммунальной собственности. И платить нужно, только если владелец подписал договор о хранении транс­портного средства с коммунальным предприятием данной штрафстоянки. Причем подписал по собственному желанию. Если технику не отдают, требуя оплатить дни вынужденной парковки, нужно жаловаться в прокуратуру и управление административной полиции. Важно указать ФИО и звание долж­ностного лица, требовавшего мзду.

Срок хранения техники - пока не будут устранены причины ее задержания. То есть, если задержали за отсутствие документов, их можно предоставить в этот же день инспектору управления административной полиции и забрать технику. Есть список нарушений, при которых технику не отдадут без чека об оплате штрафа. Добровольно погасить его можно за 30 дней. После штраф взыщут принудительно.

В законе оговаривается: водворение на спецстоянку не наказание, а лишь “обеспечение производства по делу об административном правонарушении”. И его можно обжаловать по части 1 статьи 828 КоАП. Обратиться для этого нужно в управление административной полиции или в специализированный административный суд.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Забирая на штрафстоянку мопед с двигателем меньше 50 куб. см за отсутствие документов, полицейские нарушают закон. Что делать?

- Срочно менять закон.

- Наказывать полицейских.

- Премировать полицейских, которые подставляют себя, но борются с беспределом на дорогах.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Что находится в подвале вашей многоэтажки?

- Кладовки жильцов, которые достались им бесплатно.......... 22%

- Кладовки жильцов, которые они выкупили...................... 12%

- Паркинг, места на котором выкуплены....................... 20%

- Коммерческие помещения..................................... 14%

- Не знаю, я туда не спускаюсь................................. 22%

- У нас нет подвала........................................ 10%

Поделиться
Класснуть