177

Споры об утильсборе

Сможет ли Казахстан в ближайшие годы избавиться от автохлама на дорогах

Споры об утильсборе

В Алматы прошли слушания по петиции об отмене утилизационного сбора. Правда, без ее заявителя и без министра промышленности и строительства, которых ожидали увидеть участники. Практически все представители профильных ведомств высказались против отмены утильсбора.

Модератором обсуждения выступил депутат парламента Олжас КУСПЕКОВ. Он напомнил, что в рамках рассмотрения петиции была создана рабочая группа, которая провела пять выездных заседаний. Сам он, лично побывав на отечественных предприятиях, не нашел подтверждений тем скептическим высказываниям, которые были отражены в петиции.

А что касается действующих правил по утильсбору, которые вызывают критику и недопонимание в обществе, то депутат предлагает их пересмотреть.

- Мы должны отделить утилизацию от производства. Утилизация - это вопрос экологических требований, - пояснил мажилисмен.

Он озаботился и такой проб­лемой: каким образом в стране появляются автомобили, которые вообще не соответствуют техрегламенту? Ведь это создает аварийные ситуации и повышает смертность на дорогах. Куспеков предложил в случае необходимости разработать отдельный закон об автомобильном производстве.

На слушания не пришел заявитель петиции лидер общественного движения “Нет утильсбору” Санжар БОКАЕВ. Как выяснилось, он сделал это намеренно. Впрочем, все его сторонники объявили о своем отказе участвовать в слушаниях. Они подчеркнули, что такие мероприятия должны проводиться с участием общественности и экспертов.

Напомним, в петиции Бокаев указывал, что из-за недоступных цен на утильсбор автопарк в стране катастрофически устарел. По его данным, средний возраст автомобиля в период с 2016 по 2024 год вырос с ­ 12 до 22 лет. Кроме того, убежден он, введение утильсбора привело к росту цен на автомобили, сельхозтехнику, спецтехнику и всего, что связано с транспортом и механизацией (продукты питания, товары народного потребления, услуги...).

Участники обсуждения ждали министра промышленности и строительства Каната ШАРЛАПАЕВА. Но вместо него вышел директор департамента интеграции и международного сотрудничества Минпрома Адилбек БЕКТИБАЕВ, который признался, что работает в ведомстве всего вторую неделю. Тем не менее он успел изучить петицию. Бектибаев согласился с тем, что обновление автопарка необходимо. Но, утверждает он, утильсбор, наоборот, помогает этому, а не препятствует.

- Последний раз наибольшее количество старых авто было зафиксировано в 2015 году, до введения утилизационного сбора. Но после того как инструмент стал эффективно работать, пошел резкий спад, и количество старых автомобилей стало от 3 до 10 процентов, но не более, - привел свои данные представитель министерства.

Потом появилась новая проблема: в Казахстан начали ввозить старый транспорт из государств - членов ЕАЭС. В 2022 году глава государства принял решение провести разовую акцию и легализовать такие автомобили. В итоге в 2023-м зарегистрировали более 330 тысяч автомашин, средний возраст которых составил 17 лет. Это заметно подпортило статистику. Причем большая часть ввезенных машин не соответствует требованиям техрегламента по безопасности и экологическим показателям.

- Утильсбор выполняет функ­цию сдерживания ввоза в страну старых автомобилей. Это сделано не ради производителей. Если снизить утильсбор, то старый транспорт из ЕАЭС потечет в нашу страну, - уверен Бектибаев.

Представитель министерства не согласился и с высказываниями в петиции о резком росте цен на машины и все остальное.

- На каких статистических данных заявитель делает свои выводы, мы не знаем, - развел руками Бектибаев. - Государство исходит из принципа, что от развития крупных производств должен быть мультипликативный эффект. Наши заводы создали 8 тысяч постоянных рабочих мест, из них 6 тысяч - автопром, 2 тысячи - сельхозмашиностроение. При этом в смежных отраслях, которые обслуживают наши производители, 18 тысяч постоянных рабочих мест. И это за собой тянет кооперационный принцип.

Представитель министерства тут же подкрепил свои доводы статистикой: так, за прошлый год наши казахстанские поставщики товаров, работ, услуг получили контракты на общую сумму 938 миллиардов тенге. А только за пять месяцев этого года - 520 миллиардов. И у этих поставщиков, по примерной оценке, работает около 40 тысяч человек.

Какими бы красочными ни были показатели министерства, автопром и машиностроение нуждаются в реформах. С этим согласен и Бектибаев.

- На сегодняшний день уже внесены изменения в нормативно-правовые акты, согласно которым половина автомобилей в Казахстане к 2027 году должна быть произведена мелкоузловым способом. Изменения коснутся и сельхозмашиностроения в части производства кабин и деталей. Дополнительно это даст 7300 постоянных рабочих мест.

Вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт АЛИЕВ тоже высказался в пользу утильсбора. Он убежден: его отмена может затянуть решение экологических проблем, которые влияют на здоровье казахстанцев.

- 20 процентов населения нашей страны не охвачено централизованным сбором отходов. Повсеместно вблизи свалок отмечаются проблемы со здоровьем населения, преимущественно онкологические заболевания и врожденные аномалии у детей, - сообщил Алиев. - Установлены статистически значимые корреляции между проживанием вблизи мест размещения отходов и заболеваниями органов дыхания и раком.

По данным вице-министра, накопление твердых бытовых отходов в современном мегаполисе сегодня достигает 300 кг на человека в год, а ежегодное увеличение отходов на душу населения составляет 6 процентов.

- Благодаря принципу “расширенные обязательства производителей” доля переработки мусора с 2016 года увеличилась с 2 до 24 процентов. Это произошло за счет внедрения раздельного сбора в регионах, приобретения контейнеров, развития инфраструктуры по переработке отходов, пропаганды и повышения экологической культуры среди населения, - привел свои доводы в пользу утильсбора Жомарт Алиев.

Вице-министр сельского хозяйства Азат СУЛТАНОВ не стал отрицать рост цен на сельхозтехнику в прошлые годы, но объяснил их геополитической ситуацией, ведь “машкомплекты приобретают за валюту”. Но именно в 2023 году произошло существенное снижение цен на сельхозтехнику, заверяет вице-министр. А что насчет продуктов питания?

- Правительство отслеживает рост цен и на социально значимые товары, это 19 позиций, к которым чувствительно относятся. К примеру, цена на хлеб из муки первого сорта стабильна - от 90 до 100 тенге в зависимости от региона, уже много лет не меняется, - отметил Азат Султанов. - А на картошку цены даже снизились.

В общем, вице-министр сельского хозяйства тоже попросил отказать заявителям петиции в их требованиях. Его поддержал и вице-министр национальной экономики Азамат АМРИН.

- Монополия не разрушается изнутри, поэтому было бы удивительно, если бы кто-то из госорганов сказал: “А я поддерживаю отмену утильсбора, отмену первичной регистрации”, - поделился своим мнением председатель ассоциации “Республиканский союз промышленников вторичной металлургии” Владимир ДВОРЕЦКИЙ. Он оказался почти единственным сторонником петиции на публичных слушаниях.

- Если утильсбор за автомашину в 40 раз превышает затраты на то, чтобы ее утилизировать, то это обман. Утилизировать машину стоит максимум 100 тысяч, а вы берете за это четыре миллиона, потом снижаете до двух миллионов. Как это объяснить? - возмутился Дворецкий. - Я считаю, что необходимо отменить утильсбор и первичную регистрацию.

По итогам обсуждений Адилбек Бектибаев выдал предварительное решение: в удовлетворении петиции отказать. А в Министерстве промышленности и строительства подготовили свои меры по предот­вращению нелегального ввоза автомобилей из третьих стран. В том числе “запустить новую программу утилизации старых автомобилей и сельскохозяйственной техники с предоставлением денежной компенсации”.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее