Забракованные браки
Многоженцев в Казахстане становится всё больше, причём быть вторыми, третьими и даже четвёртыми жёнами соглашаются даже несовершеннолетние девочки. Что толкает юных дев на это и кто их берёт в жёны в обход законов страны?
На Курултае, прошедшем в этом году в Атырау, президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ осудил тех, кто воспринимает исламские каноны в крайне искаженном виде.
- В стране есть те, кто под видом национальных традиций пропагандирует кражу невест и многоженство. Это неоправданное беззаконие, темнота и вообще постыдные действия. В цивилизованном обществе права, свободы и честь каждого гражданина должны быть бесценными богатствами. Поэтому такие поступки мало критиковать, им должна даваться правовая оценка и ставиться запреты. Мы должны опираться на религиозные знания и духовные ориентиры именно наших предков, - сказал президент.
Он также отметил, что в стране увеличилось число тех, кто носит черные никабы и паранджу, что тоже противоречит нашим традициям. О “девушках в черном”, которые искали счастья в религиозном браке, но не нашли, эти истории.
Первая
Асель (имена изменены из соображений безопасности) познакомилась с будущим мужем, когда училась в школе в Таразе. С ранних лет она совершала намаз и изучала религию. Поэтому, когда она встретила, как ей казалось на тот момент, любовь всей своей жизни, да еще с верой в сердце и из обеспеченной семьи, она была счастлива. Парень дождался, когда окончит школу, и они поженились. Так как избранник был из Алматы, пара переехала в южную столицу.
Асель отлично училась в школе и получила несколько предложений из заграничных вузов. Но выбрала Международную академию бизнеса в Алматы, чтобы не разлучаться с мужем, да и ту вскоре бросила, ведь самой главной ее заботой стала семья.
Молодой супруг вместе с другом открыл известную в стране сеть фастфуда. Они и так жили не бедно, а после этого деньги потекли рекой. Асель родила двоих сыновей, ухаживала за родителями мужа, занималась домашними делами. Так прошло несколько лет. А потом муж вдруг изменился: забросил бизнес, стал реже появляться дома.
- Как-то он пришел и сообщил, что едет в Астану за машиной. А оказалось, что поехал за новой женой. Мне он об этом не сказал. Сработала женская интуиция. Когда он вернулся, я спросила, появился ли кто-то. Он не мог смотреть мне в глаза, а потом признался: он якобы вынужденно женился на 17-летней сироте. Я вернула ему махр (свадебный подарок) и сказала, что развожусь, потому что у нас с ним изначально была договоренность, что, если он возьмет вторую, я уйду, - вспоминает Асель.
Родители мужа отпускать ее не хотели. К делу подключился и клуб первых жен. Оказывается, у женщин есть свои жамагаты - сообщества отдельно для первых, вторых, третьих жен. Подруги по несчастью уговаривали Асель не разводиться: мол, это грех.
Потом в ход пошла тяжелая артиллерия - толибы. Их слушаются многие многоженцы.
- Толиб - это тот, кто якобы знает все по шариату. Он должен быть нейтральным. Но зачастую они поддерживают только мужчин, потому что те их спонсируют, помогают с документами, зарубежными поездками. Мой муж в том числе. Он не признает имамов мечетей и устазов, считая, что у них нет знаний, как у устазов Медины, например. Поэтому я выходила на толибов, чтобы те образумили моего мужа, так как он слушает только их. И мои, и его родители верующие, все совершаем намаз по сунне, признаем имамов, но именно он гонит вот так, - объясняет Асель.
Так прошел целый год. Асель жила в доме родителей мужа. А муж жил на два дома. Напряжение в семье нарастало - и дошло до того, что две жены подрались. Мужчина с новой возлюбленной написал заявление в полицию на первую. Позже он похвастается этим в группе многоженцев в социальной сети, которая имеет гордое название “Суннет иелери”.
Асель забрала детей и уехала к своим родителям, благо они ее поддержали. Она развелась, несмотря на то что ее до сих пор преследуют “братья по вере”, убеждая, что она совершила грех. Сейчас дети ходят в детский сад, а Асель продолжает учебу и занимается бизнесом.
Вторая
О том, каково быть второй женой, нам рассказала другая уроженка Тараза по имени Амина. Она сожительствует с известным в стране спортсменом. Он женился на ней тайно, не поставив в известность ни первую жену, ни семью, не получив согласия родителей.
Когда прошла эйфория от нахлынувших чувств, началась бытовуха и вытекающие из нее проблемы. Вдобавок о сопернице узнала первая жена, которая оказалась беременной четвертым ребенком, хотя муж клялся, что давно с ней не живет.
- Я решила развестись. Но он меня не отпустил. Он просто жалеет первую жену и ради детей не может бросить. Да и имущество все на нее записано. В случае развода ей достанется большая часть, говорит муж, а сейчас у него серьезный проект, и он не может так рисковать, - уверена Амина.
Живет она на съемной квартире, ни о каком постоянном обеспечении Амины даже речи нет. В то же время она не имеет права распоряжаться собой, все время проводит в четырех стенах. Каждый раз, когда муж ходит к детям, возникают скандалы. Страдают обе женщины. И обе живут в неопределенности. В постоянном стрессе находятся и их дети. Вместо того чтобы предъявлять претензии мужчине, из-за которого они оказались в таком положении, женщины ненавидят друг друга.
К слову, общий муж-спортсмен также член того самого алматинского жамагата “Суннет иелери”. Всего в этой религиозной общине состоят около 300 человек. Это состоятельные бизнесмены, спортсмены, артисты - и все многоженцы. Каждый вносит “вклад” в развитие общины и материально помогает толибам, которые в знак благодарности позволяют им обманывать жен и даже давать ложные клятвы. Они убеждают их, что эта ложь во благо.
***
О том, что в таких браках нет никакого блага, говорит устаз Центральной мечети Хибатулла Тарази Есет ТАЛАСБАЕВ. Преподаватель окончил Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак в Алматы, получил второе высшее религиозное образование в Иордании, является магистром исламоведения Казахского национального университета имени аль-Фараби.
- Сейчас в обществе действительно наблюдается такая тенденция, когда несовершеннолетние девушки выходят замуж или становятся вторыми женами без разрешения родителей. Свои поступки они оправдывают разрешением своих устазов, приверженцев деструктивных религиозных течений. Они считают, что если девочка достигла возраста полового созревания, то имеет право самостоятельно выходить замуж. Духовное управление мусульман Казахстана, как и других стран Центральной Азии, придерживается ханафитского мазхаба. Согласно этому закреплена фетва, которая запрещает жениться или выходить замуж без разрешения родителей и их благословения, - говорит Таласбаев.
К этому нужно добавить, что в нашем светском государстве за вступление в интимную связь с несовершеннолетней грозит уголовная ответственность, даже если девочка согласна.
Есет Таласбаев не отрицает, что в обществе существуют полигамные браки, но подчеркивает, что раньше такие браки заключались по необходимости. В пример он приводит Абая КУНАНБАЕВА, который женился во второй раз для продолжения рода, а в третий - по закону аменгерства после смерти брата Оспана. И браки эти заключались открыто.
- Сейчас есть браки, которые заключаются тайно, без сватовства и свадьбы. И это неправильно с точки зрения шариата, - отмечает устаз.
А вот с точки зрения казахстанского кодекса “О браке (супружестве) и семье” лицо, состоящее в официальном браке, не имеет права заключать повторный. Пожалуй, это единственный законный запрет. То есть вам не дадут официально зарегистрировать второй или третий брак. Если мужчина состоит в отношениях сразу с несколькими женщинами, то его ни к какой ответственности не привлекут просто потому, что наказания за сожительство с кем-то законами нашей страны не предусмотрено. Поэтому противостоять этой “модной” тенденции могут только сами женщины, когда начнут уважать и ценить себя, ведь насильно быть второй или третьей женой их не заставляют. Именно этим потом пользуются недобросовестные мужчины, говоря, что девушки сами соглашаются на такие браки.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз