4685

Вагончик тронется, турист останется

Почему каждое лето не найти билетов на поезд

Вагончик тронется, турист останется

Дефицит билетов по востребованным направлениям, нехватка комфортабельных вагонов, жалобы на качество сервиса и уровень безопасности в поездах - каждый год в Казахстане повторяется этот день сурка. Уже и президент на совещании по развитию туризма в пух и прах раскритиковал железнодорожный транспорт! А ведь ежегодно им пользуются более 20 миллионов человек. Есть ли какие-то подвижки с пассажирскими перевозками, выясняла наш корреспондент.

“Имела несчастье ехать на поезде”

Любой крик души пассажира в соцсетях собирает массу комментариев: люди жалуются на нехватку билетов в праздники и в разгар отпускного сезона, неработающие кондиционеры, розетки, грязные окна, ужасные туалеты и в целом на слабый сервис. И это не придирки искушенных путешественников, а элементарное желание ездить с комфортом.

- Некачественная организация работы казахстанской железной дороги ведет к тому, что, по сути, мы не можем пользоваться этими услугами. Как-то имела несчастье ехать в командировку из Петропавловска в Астану, из Сарышагана в Алматы. Настоящее мучение: грязь, долгая дорога, постоянные опоздания, - возмущается депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА. - Все страны СНГ развивают железнодорожный транспорт, кроме нас. К примеру, в Узбекистане поезда летят со скоростью 300 км в час, Россия, Кыргызстан расширяют железные дороги, поезда будут сверхскоростные. А мы все ездим в вагонах, в которых катались наши родители, по тем же самым путям. Опоздание составов стало нормой. Это говорит о халатности, безответственности руководства железнодорожных перевозчиков. Будут ли вопросы решены, сомневаюсь.

Если долго мучиться, что-нибудь получится

По данным Министерства транспорта, всего на рынке пассажирских перевозок работает 12 компаний. Из существующих 138 маршрутов “дочка” национального перевозчика КТЖ - АО “Пассажирские перевозки” - обслуживает 97, частники - 31 и 10 транзитных маршрутов - компании других государств.

Общий парк казахстанской железной дороги составляет 2667 вагонов, из них львиная доля - 2157 - принадлежит нацперевозчику. Средний возраст вагонов 17 лет. На ходу еще 1077 “старичков”, которым более 20 лет. И на них приходятся основные жалобы.

За последние 10 лет закуп­лено около 1,5 тысячи современных вагонов, в том числе в 2023-м - 118, в текущем ожидается поставка еще 140 вагонов. В планах на 2025 год - приобретение 224 единиц.

Новые вагоны с кондиционерами, биотуалетами, системой видеонаблюдения, USB-разъ­емами уже курсируют по марш­рутам Алматы - Мангистау, Алматы - Атырау, Атырау - Мангистау, Актобе - Атырау, Павлодар - Туркестан, Мангистау - Астрахань, Атырау - Астрахань и Кызылорда - Семей.

Всего до 2030-го планируется поставить около 1219 вагонов, что снизит их средний возраст с 17 до 13 лет. Но спрос-то растет быстрее, чем появляются в составах вагоны!

Полмиллиона в “листе ожидания”

Ежегодно железно­дорожный транспорт страны перевозит более 20 млн пассажиров. По данным Министерства транспорта, наиболее популярны такие направления, как Астана - Алматы, Астана - Шымкент, Алматы - Шымкент, Астана - Семей, Алматы - Семей, и в летнее время побережье озера Алаколь. Неудивительно, что из года в год достать по этим маршрутам билеты сложно.

В Минтрансе проблему знают. Но что сделано для того, чтобы люди могли воспользоваться услугами железной дороги? С середины июня до конца лета назначены дополнительные ежедневные поезда в южном направлении по маршрутам №204/203 Астана - Шымкент и №202/201 Астана - Алматы.

По сравнению с прошлым годом на 16 тысяч увеличено количество мест в поездах до озера Алаколь. В этом направлении планируется перевезти более 270 тысяч пассажиров по 12 маршрутам из Астаны, Алматы, Восточно-Казахстанской и Абайской областей.

Впервые по просьбе жителей и с учетом спроса открыт марш­рут из Кызылорды.

А как быть с нехваткой билетов? Как профильное ведомство борется с помогайками, у которых связи с кассирами, а билеты по заоблачным ценам?

В министерстве посоветовали пользоваться услугой “лист ожидания” - она внедрена на сайте bilet.railways.kz и в кассах. Услуга позволяет при отсутствии билета в свободной продаже встать в очередь на его выкуп в случае появления освободившегося места. Это можно сделать не ранее чем за неделю и не позднее чем за два часа до отправления поезда.

В 2023 году зарегистрировано 498 тысяч заявок на “лист ожидания”. Но и это не спасло: уехали меньше половины - 172 тысячи. В текущем году по данной услуге предложено более 50 тысяч освободившихся мест.

В Минтрансе заверяют, что якобы на рынке отсутствует возможность перепродажи проездных билетов. Как я убедилась, система онлайн-сервиса действительно блокирует в личном кабинете тех, кто покупает более десяти билетов.

Но в то же время в профильном ведомстве не отрицают: на крупных вокзалах есть факты, когда помогайки за плату оказывают помощь в оформлении билетов через услугу “лист ожидания”. Зарабатывают они на тех, кому срочно нужно уехать, на людях преклонного возрас­та.

Для искоренения серых схем и провоза “зайцев” даже внес­ли дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штраф для физических и юридических лиц за перепродажу, незаконную продажу железнодорожных билетов от 100 до 250 МРП (при повторном - от 200 до 500 МРП).

В системе электронной продажи установлен алгоритм задержки мест с возвращенных билетов. То есть скупивший, например, пять билетов с целью перепродажи не сможет их вернуть в систему и сбыть сию минуту. Билеты попадают в общий пул, и приоритет в покупке будет у стоящих в “листе ожидания”.

В приоритете грузы, а не люди

Многослойная проблема бьет не только по тем, кто не может уехать, но и в целом по отрасли, по развитию туризма.

- И профильное министерство, и национальный перевозчик прекрасно знают, где чего не хватает, могут на год вперед спрогнозировать пассажиропоток, вплоть до дня, за исключением неожиданных событий, - считает директор исследовательской компании по туризму “Инсайд Тревел” Еркин ТИКЕНОВ. - Страдает весь Казахстан, ведь в определенные населенные пункты можно попасть только на поезде - самолеты не летают, автодороги убитые.

- Если брать отрасль туризма, то проблема больше в мотивации перевозчиков наращивать объемы. У нацперевозчика наибольший интерес вызывает транспортная логистика - перевозка грузов, преимущественно зарубежных, - продолжает эксперт. - Туризм стоит в стороне, как бедный родственник, потому что приносит не так много денег. Важно перевозчикам так поставить задачу, чтобы в приоритете были пассажиры. По примеру России продавать можно турпакеты, делать спецакции для студентов, да много чего.

- Туризм выгоден и регионам, в которые вместе с турпотоком притекают и деньги, - напоминает Тикенов. - Соответственно, акиматы должны рассматривать туристов как ресурс загрузки экономической активности регионов, просить больше провозных емкостей. Новые ветки строятся, но они для грузов. В последнее время у перевозчиков не хватает тяговой силы - электровозов. И это системная проблема, которую надо решать. Если у них туризм не в приоритете, то в состав ставят простые маневровые тепловозы, которые тянут не 50, а 12 вагонов.

Бессмысленна и разработка новых туристических программ в регионах, если не решен вопрос с транспортом. По мнению собеседника, не хватает и креативного подхода:

- Опыт многих стран - панорамные вагоны, вагоны с окнами в пол становятся объектом интереса. Такие можно практиковать по направлению Алаколь, Капшагай. На этот продукт точно найдется спрос.

В прошлом году аким Восточно-Казахстанской области Ермек КОШЕРБАЕВ пообещал для маршрута Усть-Каменогорск - Алтай закупить панорамные вагоны, их планировали пустить в текущем году. Но пока тишина.

Еще одной заботой о пассажирах и их безопасности может стать повсеместный запуск женских вагонов, в которых допускается проезд пассажиров мужского пола в возрасте лишь до семи лет. Поезда с женскими вагонами курсируют по восьми маршрутам. В Минтрансе пообещали запустить данную услугу еще на трех маршрутах: №354/353 Астана - Семей, №24/23 Актобе - Алматы, №25/26 Алматы - Шымкент (“Тальго”).

- Если бы зарплаты управленцев зависели от удовлетворенности клиентов, все бы проблемы железной дороги решились быстро, - подытоживает Еркин Тикенов.

Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Если в продаже нет нужных билетов на поезд, то я...

…иду к помогайкам.

…ищу знакомых в КТЖ.

…лечу самолетом.

…еду автобусом.

…отказываюсь от поездки.

Я вообще никуда не езжу железной дорогой.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Почему жилые дома, возводимые с нарушениями, долго не замечали,а сейчас вдруг обнаружили и хотят снести?

- Раньше действовал мораторий на проверки бизнеса 2%

- В акимате не хватало сотрудников, чтобы за всеми стройками следить 1%

- Сменились люди, крышующие стройкомпании 68%

- В Новом Казахстане наводят порядок 7%

- Это показательная акция - нескольких накажут, чтобы другие боялись 22%

Поделиться
Класснуть