3215

Нет правды на земле…

Костанайский пенсионер Баянгали БАЙМОЛДАЕВ и подумать не мог, что поэтапное повышение минимальной зарплаты заставит его доказывать в суде, что он не верблюд.

Нет правды на земле…

Баймолдаев - человек активный, энергичный и общительный. Достигнув пенсионного возраста, он отказался тихо стареть, сидя на завалинке. Нашел работу не для заработка, а для того, чтобы жить, а не существовать. В июне 2021-го он поступил в охранное агентство и стал сторожить территорию компании “Байтерек ГРУП”.

Первые проблемы с работой возникли всего спустя полгода: в стране минзарплата (МЗП) выросла с 42,5 до 60 тысяч. Охранная компания попробовала договориться с “Байтереком” о соответствующем увеличении суммы договора, однако клиент заявил, что для него это накладно. Охранное агентство прекратило оказывать услуги.

- Владелец “Байтерек ГРУП” Канат БАКЕНОВ предложил мне и моим сменщикам остаться у него, - рассказывает Баянгали. - Это было приглашение поступить на работу, не иначе. Мне сообщили, что в соответствии с новым повышением МЗП будут платить 60 тысяч за охрану и еще десять - за уборку территории. Ну а для меня сумма заработка не столь уж важна, главное - быть при деле, находиться рядом с людьми. Я согласился и начал работу с 1 мая 2022-го. Вместе со мной эти условия принял мой напарник ДЮСЕМБАЕВ. А месяцем позже появился третий - Валерий ЯЦЕНКО.

Деньги Баянгали получал на карточку, отправителем значились физические лица - бухгалтеры предприятия. В банковских сообщениях указывалось, что деньги поступили от Жанат Х., Айгерим Х. и Дарины Ж., и это зарплата. Она ­варьировалась от 63 до 77 тысяч тенге в зависимости от количества отработанных смен. Однако важно и то, что трудовой договор Баймолдаеву на подпись не дали, а он не придал этому значения, полагаясь на слова руководителя компании Бакенова о приеме на работу.

                                                                         ***

Но тут наступил 2023-й, а вместе с ним новый уровень МЗП - 70 тысяч тенге. И Баянгали скоро понял, что зарплата его почему-то не выросла.

- Я спросил у бухгалтера почему. А она ответила: “Мы за уборку территории платить теперь не будем, а вам, пенсионерам, хватит и 70 тысяч”, - утверждает Баймолдаев. - Мне тогда стало очень обидно… Чистить от снега территорию я прекратил, а 1 марта мне позвонили из “Байтерек ГРУП” и сказали, что я уволен.

Баянгали пришел на работу и попросил дать ему выписку из приказа с указанием причины увольнения. Ответ ему прислали спустя несколько дней через мессенджер. Смысл сообщения был в том, что никаких документов сторож Баймолдаев не получит, так как он… не был сотрудником предприятия.

- Как же так? - удивился Баянгали. - Я начал бегать по инстанциям - в прокуратуру, трудовую инспекцию, взял в банке выписку со счета и в конце концов в мае прошлого года был вынужден обратиться в суд. Я просил признать факт возникновения трудовых отношений, восстановить на работе и выплатить деньги за вынужденный прогул. Но не тут-то было, суд я проиграл.

                                                                       ***

В суде выяснилось: “Байтерек ГРУП” в этом споре якобы вообще ни при чем. А при чем оказался третий охранник Яцен­ко. Суд признал, что он, имея гражданско-правовой договор с “Байтереком”, оказывал услуги по охране и сам привлек себе в помощь Дюсембаева и Баймолдаева. И сам же с ними расплачивался. Точнее, бухгалтер “Байтерека” из денег, причитавшихся Яценко, по его просьбе отправляла нужные суммы двум другим охранникам, и ничего особенного здесь нет.

- Я никак не пойму, когда и каким образом Яценко, поступивший на работу в “Байтерек” месяцем позже, чем мы, сумел сделать нас своими подручными, - поражается Баянгали. - Мне говорят: а между вами была устная договоренность! И Яценко это подтверждает. Я же от удивления в тот момент просто дар речи потерял, а суд воспринял такие объяснения как справедливые и честные.

Попытка оспорить обидное решение Баянгали не удалась. Тогда он зашел с другой стороны: раз Яценко признан, по сути, работодателем, значит, пусть станет ответчиком по делу о возникновении трудовых отношений, восстановит его на работе и выплатит деньги за материальный ущерб и моральный вред.

И вновь осечка! Суд согласился с мнением Яценко, что подключать помощников к исполнению своих трудовых заданий не запрещено, а привлеченные к процессу третьи лица (представители трудинспекции и профсоюзного центра) его поддержали.

Суд же, основываясь на итогах первого процесса, копаться в этом деле не стал. Судя по всему, преюдиция - удобная штука!

                                                                        ***

- Никто не хочет видеть вины руководства “Байтерек ГРУП” в преднамеренном и даже в обманном нежелании заключить трудовой договор со мной, - считает Баянгали Баймолдаев. - Никто не обращает внимания на то, что нам не оплачивали ни сверхурочные, ни работы в ночные смены, не давали отпускные и так далее. Мне очень интересно: раз у нас в стране сейчас громко говорят о том, что решения судов должны основываться на справедливости, то где ж мне ее искать?

Видать, Баянгали вместо законов, правовых и нормативных документов нужно перечитать Пушкина, который написал: “Нет правды на земле, но правды нет и выше”. Ну а чем еще заниматься на пенсии?

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть