6812

Такси, притормози!

Почему цены “Яндекс.Такси” всё время растут, а попытки регулировать их проваливаются

Такси, притормози!

Доходы водителей и таксопарков, подключенных к “Яндекс.Такси”, только за прошлый год в Казахстане превысили 400 млрд тенге. Это в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Как компания зарабатывает на пассажирах, постоянно нарушая законодательство, отделываясь штрафами и пользуясь упрощенным налогообложением?

На расширенном заседании правительства 7 февраля глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ обратил внимание на системные проблемы, которые касаются всех секторов экономики. “Бесконтрольные монополии, неравный доступ к ресурсам, недобросовестные методы конкуренции должны быть изжиты на корню”, - отметил тогда президент. Это можно отнести и к сфере такси.

- Очевидно, что в Казахстане сформировалась олигополия компании “Яндекс”, то есть когда на рынке доминирует ограниченное количество фирм, - поясняет председатель рес­публиканской ассоциации служб такси Медет КУРМАНОВ. - Компания зашла на рынок в 2016 году и планомерно вытеснила традиционные службы такси путем демпинга. Предлагала различные бонусы для водителей: цена то падала, то росла. Но в конечном итоге, если брать среднюю цену, она выросла в два-три раза. И теперь практически нет возможности для входа новым игрокам.

- Но ведь Алматы - густонаселенный финансовый центр страны. Почему здесь не развилась своя городская служба такси - муниципальная или частная?

- Создать такой продукт, как у “Яндекс.Такси”, очень сложно и дорого. Это не просто автоматизация, а высокие технологии, которые стоят сотни миллионов долларов. Эту борьбу мы, отечественные компании, однозначно проиграли, - констатирует Курманов.

Он вспоминает, что в 2022 году была попытка входа на рынок Казахстана китайской IT-платформы DiDi. Компания продержалась восемь месяцев. Сегодня мало кто помнит об этом игроке, хотя, по некоторым данным, в маркетинг тогда было вложено до 50 млн долларов США: это и гарантированные ежедневные бонусы водителям до 60 000 тенге, и агрессивная реклама, и так далее. Была попытка входа на рынок такси агрегатора BOLT из Эстонии, успешно набирающего обороты на рынке Европы, Африки. Но и эта компания продержалась не более полугода. Если даже международные компании проигрывают “Яндекс.Такси”, то куда нашим, отечественным? Хотя это огромное поле для заработка.

Такие доходы нужны самому

- На сегодня комиссия агрегаторов такси в Казахстане составляет 10-17 процентов. Плюс в некоторых случаях есть комиссия 2-5 процента для таксопарков, осуществляющих регистрацию, подключение водителей и организацию выплат им по безналичным заказам, - подсчитывает Медет Курманов. - Чистый доход агрегатора такси в зависимости от затрат на IT-платформу, маркетинг, операционные затраты и фонд оплаты труда выходит в пределах 4-8 процентов от стоимости всех выполненных поездок.

Но деятельность агрегатора не ограничивается одной сферой такси. Cейчас IT-платформы ведут борьбу в других смежных сферах: навигация, карта города, услуги по доставке еды, курьерская служба, грузовые перевозки, поисковик и прочие.

- Конечная цель агрегатора - это построение экосистемы, в которой потребитель получит максимальное количество услуг. Так легче удерживать клиента, предлагая различные акции и бонусы, - делится законами рынка глава республиканской ассоциации служб такси.

К чему это приведет? Кому от этого будет хорошо? Здесь, по словам эксперта, многое зависит от конечных целей IТ-платформы.

- Если это только коммерческие интересы, то потребитель и участники рынка будут явно не в выигрыше. Они попадут в безвыходное положение без права выбора и отказа и будут вынуждены получать услуги только у монополиста, - говорит Курманов.

Социальная ответственность? Нет, не слышали

Пока мы видим только коммерческие интересы, а не социально ориентированный бизнес. Вспомните землетрясения в Алматы, когда испуганные жители покидали свои высотки, а цены на такси взвинтили в 2-3 раза? И так происходит практически всегда на любое ЧП, праздник, непогоду. “Яндекс.Такси” объясняет это повышенным спросом и тем, что цены ставят не сами водители - их рассчитывает специальный алгоритм. Однако социальную ответственность должны внедрять и нести люди, а не бездушный компьютер.

Более того, с ноября прошлого года водителям такси в Алматы и Астане позволили платить в 10 раз меньший налог! Комитет госдоходов Минфина запустил в этих двух городах пилотный проект для водителей, которые оказывают услуги через приложение “Яндекс.Такси”. Им предложили привилегию: уплата налога в размере 1 процента от фактически полученного дохода, тогда как для всех остальных подоходный налог 10 процентов.

На одной из пресс-конференций вице-министр финансов Ержан БИРЖАНОВ сообщил, что количество участников проекта составило более 4400, и только за январь этого года к нему подключились более 2800 водителей такси. Срок окончания пилота - декабрь 2024 года.

Получается, что обычные казахстанцы, которые уплачивают 10 процентов налога со своих зарплат, покрывают в том числе и расходы таксистов на медстрахование и другие госуслуги? То есть государство заботится о таксистах. Но почему же оно не беспокоится о пенсионерах, везущих по завышенной цене свою рассаду на дачу? Раз для таксистов “Яндекса” действует льготная система налогообложения, почему же они в ответ не снижают цены своими внутренними механизмами - бонусами, кешбэками и прочими инновационными разработками? Почему государство все это позволяет?

А на днях депутат партии Respublica Айтуар КОШМАМБЕТОВ возмутился мизерной компенсацией “Яндекс.Такси” после аварии. По словам депутата, больше недели назад он ехал в такси и попал в ДТП. У обоих автомобилей выстрелили все подушки. Пришлось вызывать скорую помощь: у Айтуара диагностировали ушиб колена и мягких тканей.

“Во всей ситуации меня удивила реакция “Яндекс.Такси”. Мне позвонила девушка из службы поддержки и начала перечислять документы для получения страховки, в первую очередь рекомендовала обратиться в ГИБДД, - пишет в соцсетях о случившемся депутат. - Оказалось, сall сenter крупнейшего приложения такси, несмотря на миллионы клиентов в Казахстане, расположен в Российской Федерации!”

Депутат настаивал, чтобы ему позвонили сотрудники казахстанского подраз­деления. Это произошло только через несколько часов. Сумма компенсации морального ущерба его удивила.

“Мне дали промокод на 8000 тенге за ДТП, после которого я только через 10 дней смог выйти на пробежку!” - делится депутат. Он вполне обоснованно считает, что компания “Яндекс.Такси” не уделяет должного внимания клиентам, и они практически не защищены.

Штрафы тут бессмысленны

Государство пыталось несколько раз наказать агрегатора, но не добилось особого успеха. Давайте вспомним.

Так, в сентябре 2022 года Агентство по защите и развитию конкуренции заявило, что в отношении “Яндекс.Такси” началось расследование по поводу жалоб на завышенные цены. В декабре того же года ведомство выдало подробности: компания взимает комиссию до 20 процентов и завышает цены в плохую погоду или праздничные дни. Ну и наконец-то агентство заподозрило агрегатор в монополизации рынка в Казахстане.

В итоге только в декабре прошлого года (!) “Яндекс.Такси” оштрафовали на 1,2 млн тенге за навязывание услуг таксопаркам и непредоставление информации государству.

И это еще не все. Так, в феврале этого года суд Алматы оштрафовал ТОО “Яндекс.Такси Корп” за нарушение закона о конкуренции. Дело в том, что эта компания вынуждала таксопарки использовать услуги только определенной фирмы, оказывающей бухгалтерское обслуживание. А когда таксопарки упирались, их просто отключали от информационных услуг “Яндекса”! Представитель компании в суде признал вину и попросил не применять строгого наказания. В итоге ТОО “Яндекс.Такси Корп” оштра­фовали на 3 450 000 тенге.

- Штрафы за монопольное положение, как показывает практика, неэффективны, если не ведут к изменениям в структуре рынка или в поведении компаний, - убежден Медет Курманов. - Необходим комплексный подход. Он должен включать в себя реформы в законодательстве о конкуренции, меры, направленные на прозрачность ценообразования и аргументирование комиссий агрегатора, улучшение регулирования и содействие входу новых игроков на рынок для создания более конкурентной среды. Таким образом, для решения проблемы монополий и улучшения условий для потребителей важно сосредоточить усилия не только на наказании за антиконкурентное поведение, но и на стимулировании конкуренции, на инновациях, основанных на качественных, безопасных и доступных услугах такси.

Что происходит сейчас

В мае подвели итоги очередного антимонопольного расследования в отношении “Яндекс.Такси”. Мы уже сбились, какое оно по счету. Это старое или новое? В этот раз компанию привлекли к административной ответственности “за координацию экономической деятельности таксопарков и навязывание услуг технической поддерж­ки контрольно-кассовых машин”.

По итогам расследования были приняты меры. Так, “Яндекс.Такси” должен ограничить повышение тарифа выше трехкратного коэффициента в условиях максимального спроса (непогода или праздничные дни). За I квартал 2024 года с трехкратным коэффициентом было выполнено 238 000 заказов (0,15 процента от общего количества).

Кто будет контролировать исполнение ведомства? До конца II квартала этого года обещают создать специальную мониторинговую группу с экспертами из профильных министерств и ассоциаций таксопарков. Что ж, поживем, поездим и увидим.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Не пора ли государству вмешаться в деятельность такого монополиста, как “Яндекс”?

- Давно пора усилить контроль, наказывать и штрафовать!

- Просто не надо давать им льгот, условия для бизнеса должны быть равные.

- Оставьте их в покое, все привыкли к их услугам.

- Государство должно их поддерживать: “Яндекс” дает людям заработать, вывел из тени таксистов, делает нашу жизнь удобной.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Если вы привели детей в парк развлечений, в каком случае вы сможете отказаться от посещения и уйти?

Если цены высокие..............................................................................12%

Если аттракционы выглядят “убитыми”...................................................52%

Если персонал ведет себя по-хамски.........................................................8%

Если нужно дать расписку, что вся ответственность ложится на посетителя.....17%

Раз уж пришли, как я могу отказать детям?.........................................11%

Поделиться
Класснуть