8633

Где эта улица, где этот дом?

В Алматы за последнюю четверть века переименовано более 600 улиц. И часто смена названий вызывает вопросы: почему так, а не иначе? С присоединением к мегаполису поселков, дачных массивов еще и путаница появилась: дублирующие друг друга Абая, Достык, Алтынсарина стали квестом для горожан и экстренных служб.

Как разгадать эту головоломку без ущерба для истории и жителей, разбиралась наш корреспондент.

Где эта улица, где этот дом?

Дьявол кроется в деталях

В городе более 2600 улиц, проспектов, переулков. Одна из самых коротких, улица Губкина, длиной всего 80 метров, самый протяженный - проспект Рыскулова, 15 километров. Среди них есть такие, которые сохранили свои названия с позапрошлого и прошлого веков: Пушкинский бульвар (Пушкина) появился в 1899 году в честь столетия поэта, а Гоголя (бывшая Штабная) существует с 1909-го.

Есть и явно устаревшие, нуждающиеся в апгрейде, например Красноармейская, Красно­октябрьская, Стахановская, Декабристов, Семена Буденного. Некоторые названия вызывают недоумение: какое отношение к Алматы имеют Декарт, Эйлер, Нахимов, Шопен или Бальзак?

Наблюдательные алматинцы заметили: в названиях улиц прослеживается гендерный дисбаланс - более 96 процентов носят мужские имена. В пресс-службе городского акимата нам подтвердили: в Алматы всего 1124 улицы, носящие имена собственные, из них 49 названы в честь известных женщин.

И даже с этим меньшинством случались досадные казусы.

- Есть в Большой станице - старой части Алматы - улица имени Нагимы АРЫКОВОЙ, названа в честь первой казашки - наркома социального обеспечения Казахской ССР, одной из организаторов женского движения, - рассказывает журналист, гид Евгения МОРОЗОВА. - Ко мне обратилась алматинка и рассказала, что водители автобусов, диктор, объявлявшая названия остановок, неправильно называют эту улицу: вместо Арыковой - Арыкова, будто это мужчина. Для кого-то - мелочь, а меня возмутило невнимательное отношение к названию, что мы и пытались объяснить сотрудникам автопарка.

Не место красит человека…

Еще, по мнению гида, следовало бы привязывать имена героев к месту, где они жили, творили, работали, что вполне логично, как, например, улица имени писателя Максима Зверева в районе с неформальным названием “Компот”.

- Именами известных всему миру личностей, к сожалению, мало известных нашим чиновникам, называют улицы где-то на окраине. Например, улицу в честь селекционера, папы апорта Егора РЕДЬКО. Дом, где он жил, сохранился, а улица с его именем почему-то в другом районе, - недоумевает Евгения Морозова. - Улица, названная в честь педагога, архитектора, построившего здания в Верном, Поля ГУРДЭ, тоже на окраине. В городе нет улицы имени писателя, искусствоведа, переводчика Юрия ДОМБРОВСКОГО, для которого Алма-Ата стала музой: она звучит в его произведениях “Факультет ненужных вещей” и “Хранитель древностей”, но есть имени Ярослава ДОМБРОВСКОГО, участника польского восстания.

- Рядом с моим домом был поселок геологов, и там была улица геолога, академика Николая КАССИНА, величайшей личности, учителя Каныша САТПАЕВА, - продолжает собеседница. -Дочь Сатпаева Меиз Канышевна до конца своей жизни ухаживала за могилой Николая Григорьевича. Люди, которые жили в поселке, знали, кто такой Кассин. Но эту улицу переименовали, потому что в нижней части города есть еще одна с таким же именем. Но там местные жители понятия не имеют, кто такой Кассин!

Городская заколдованность

Куратор инициативы “ГороЖаным” урбанист Надежда ЧЕРВЯКОВА видит проблемы в подходе к выбору названий улиц в следующем:

- Раньше все было понятно - их привязывали к месту, роду деятельности профессиональных комьюнити, населения: Заводская, Школьная, Строительная… После революции на смену пришли названия в честь людей. Мне кажется, это самый неподходящий вариант. Разные политические режимы продвигали своих общественных, политических деятелей, деятелей искусства. В нижней части Алматы есть улица имени Сакко и Ванцетти (по советской версии, они были революционерами-анархистами, по американской - преступники, которых казнили на электрическом стуле. - Ред.). Время идеологии интернационала прошло, к городу они не имели отношения, а улица осталась.

Надежда приводит примеры путаницы с названиями:

- Масса людей до сих пор уверена: улицу Розыбакиева величают в честь женщины Розы Бакиевой. Бывшие улицы Кирова и Калинина в советское время часто путали, хотя эти два исторических деятеля очень разные. Теперь это улицы Богенбай и Кабанбай батыров, но улицы по-прежнему часто путают, как будто в этом месте городская заколдованность.

Она высказывает парадоксальную на первый взгляд мысль:

- Называя улицы в честь кого-то, мы считаем, что таким образом увековечиваем память о человеке, но на деле происходит наоборот. Мы убиваем память о нем и превращаем его в топик, воспринимаем как территорию. “Вам Назарбаева переехать или нет?” - спрашивают таксисты.

Кстати, переименование улицы Фурманова в проспект Назарбаева - редкий случай, когда улице в 2017-м дали имя при жизни человека. Но снова переименовать ее согласно действующим правилам теперь можно будет лишь в 2027 году.

Решать горожанам, а не чиновникам

А как быть с дублирующими названиями, которых больше двух десятков наберется?

- Членам ономастической комиссии, советов ветеранов, общественникам, ученым надо вместе собраться, взять карту Алматы и проанализировать улицы, - считает профессор КазНУ им. аль-Фараби писатель Лайла АХМЕТОВА. - Когда присоединяют поселки, там есть свои улицы, поэтому они дублируются по городу. Специально не говорю названия, чтобы их не убрали в центре. Вдруг такая идея в голову кому-то придет? При выборе героев для увековечивания важно признание их народом. Мы не должны замыкаться на том, что это могут быть только казахские или казахстанские имена. В истории Алматы уже были перекосы в разные стороны. Поэтому надо обсуждать. Мы, алматинцы, достойны решать самостоятельно этот вопрос.

- На одном из домов по проспекту Абылай хана выставили табличку со всеми прежними названиями: Коммунистический, Сталина, Старокладбищенская. Это правильно, так молодое поколение, гости мегаполиса будут знать историю города, - резюмирует профессор.

- Есть фигуры, которые знают все. К сожалению, немало таких, которых никто не знает, в интернете данные вы не найдете, -

продолжает тему присвоения имен улицам политолог, историк Данияр АШИМБАЕВ. - В моем районе улочка названа в честь погибшего в дни декабрьских событий 1986 года. Его история очень героизирована, представляет собой прозу, но документально ничего не известно... В Алматы, надо признать, еще есть “фейсконтроль”, а вот в регионах все стараются протолкнуть родственников. Комиссия по ономастике ссылается на некий список исторических личностей, но я нигде его не нашел. В советское время издавали справочник “Их именами названы улицы”. А сейчас надо бы ввести QR-коды на адресных табличках рядом с названием улицы - навел и получил информацию о том, чьим именем назван проспект.

Данияр Ашимбаев вспоминает: были и смешные истории. При акиме Тасмагамбетове на одной из встреч с населением улицу Гагарина предложили переименовать в честь “великого сына казахского народа”, правителя гуннов Аттилы. Зал захихикал, аким улыбнулся: пусть родственники официально обратятся - рассмотрим.

Чтобы название не отторгалось населением, Надежда Червякова предлагает проводить локальные исследования, соц­опросы:

- У нас есть вернакулярные районы, где территории как-то неформально обозначали. История пацанства связана с тем, что люди сами занимались неймингом, были неглас­ные районы Крепость, Шанхай, Дос… Так и с улицами - они могут иметь в народе шутливое, креативное прозвище. Вся городская социология уместна, если мы хотим найти аутентичное название. Городским управленцам надо пользоваться знаниями тех, кто изучает историю города.

Правила существуют, чтобы их менять?

Порядок наименования и переименования объектов был утвержден в Казахстане постановлением правительства еще в 1996 году и с тех пор неоднократно менялся.

До 2013-го в нем отдельным пунктом было четко указано: запрещается присвоение объектам имен ныне живущих людей.

В 2013 году этот пункт исчез, но появился запрет на присвоение собственных имен ранее пяти лет со дня смерти их носителей, а также пункт о том, что переименование, изменение присвоенного собственного имени возможно не ранее 10 лет со дня наименования, присвоения (изменения) имени.

В 2017 году пятилетний мораторий убрали, и получилось, что имена живущих людей давать различным объектам можно. По всей стране появились проспекты имени Назарбаева.

В 2020-м пятилетний запрет вернули, но с оговоркой: за исключением личностей, проявивших героизм и отвагу, внесших особо значимый вклад в укрепление независимости государства.

В 2023 году приказом министра культуры и спорта были утверждены правила учета мнения населения соответствующей территории при наименовании, переименовании административно-территориальных единиц, составных час­тей населенных пунктов, а также уточнении и изменении транскрипции их наименований. Согласно этим изменениям обращения о присвоении улицам Алматы имен известных деятелей искусства, поданные в акимат Алматы, выносили на рассмотрение городской сессии маслихата, а после разместили на портале “Открытые НПА” для публичного обсуждения. В результате улицам города были присвоены имена Юрия ПОМЕРАНЦЕВА, Владимира ТОЛОКОННИКОВА и Ермека СЕРКЕБАЕВА.

Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть