2552

Жизнь по минимуму

Депутаты мажилиса подсчитали, что расходы казахстанцев на самый необходимый для выживания набор продуктов питания выше прожиточного минимума (ПМ), который сегодня даже недотягивает до принятого Организацией Объединенных Наций показателя бедности. Поэтому парламентарии предложили пересмотреть потребительскую корзину и более чем вдвое поднять прожиточный минимум. Идея не новая, на протяжении многих лет нереализуемая. Но почему и что делать?

Жизнь по минимуму

Для поддержания штанов

На то, что в Казахстане уже давно пора пересмот­реть базовые стандарты потребления и социальной защиты населения, обратил внимание лидер фракции ОСДП в мажилисе Асхат РАХИМЖАНОВ (см. “Минимум должен быть 115 тысяч тенге”, “Время” от 16.5.2024 г.). Члены фракции подсчитали, что в мае расходы на продукты питания составили в среднем 63 641 тенге, соответственно, прожиточный минимум (ПМ), полагают они, должен быть 115 710 тенге, то есть более чем вдвое выше утверж­денного в стране показателя - по данным Бюро нацстатистики, в среднем 48 692 тенге в марте этого года.

Вместе с тем Рахимжанов возмутился тем, что количество продуктов и без того скудной продовольственной корзины сократили с 64 до 43 наименований. Кстати, моду уменьшать содержимое прод­корзины наши чиновники взяли уже давно. При этом ПМ с 2013 по 2022 год вырос почти в два раза - с 18 660 до 36 018 тенге, ежегодно увеличиваясь в среднем на 7,6 процента. Но если подсчитать количество и масштабы произошедших в эти годы девальваций и инфляций, то эта индексация покажется мизерной.

Нулевая база

Финансовый аналитик Арман БЕЙСЕМБАЕВ, оценивая предложение ОСДП, заметил, что предлагать можно что угодно, но где взять деньги.

- Да, поднимать МЗП, МРП и ПМ надо, и, возможно, в несколько раз. Но ни в республиканском, ни в местных бюджетах, ни в Нацфонде нет таких денег. Исходя из того что Казахстан - нефтяная страна, мы живем довольно богато, чем могли бы. За счет отчислений граж­дан и бизнеса бюджет наполняется максимум на 30-40 процентов. Остальное - нефтяная рента, без нее уровень жизни в Казахстане был бы раза в два ниже, чем сейчас. И поднять его невозможно, потому что в бюджете огромная дыра, - описал реалии эксперт.

Бюджет тратится с такой скоростью, что по состоянию на прошлый год его дефицит составил порядка 5 трлн тенге, а в этом году, судя по всему, будет еще больше. Пока этот дефицит закрывается двумя путями: наращиванием госдолга и изъятиями из Нацфонда. То есть мы тратим на 5 трлн больше, чем зарабатываем, в том числе потому, что большая часть бюджета (60 процентов) идет на социальные нужды: пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам, госпрограммы, льготное кредитование, льготную ипотеку, автокредитование, поддержку промышленности и МСБ. Первая статья расходов - образование, затем - здраво­охранение. ГСМ, социально значимые продукты питания, услуги ЖКХ - все это субсидируется из бюджета.

- Если перестать субсидировать, цены взлетят в 2-3 раза. Накладываются и слабые темпы роста экономики. Не особо растут объемы добычи нефти последние 10 лет. Чтобы экономика развивалась и доходы росли, нужно больше продавать нефти, но в 2010-2013 годах начали выбывать из строя старые советские скважины, а новые не прибавились. Спасало лишь то, что некоторое время цены на нефть были достаточно высокие. Кашаган не способен привести к резкому наращиванию объемов добычи, он лишь компенсирует то, что мы потеряли в предыдущие 10 лет, - говорит Арман Бейсембаев.

Соответственно, резюмирует он, зарабатывать на нефти мы больше не сможем, поэтому нет абсолютно никакой базы для повышения прожиточного минимума и пересмотра потребительской корзины.

- В то же время принятые стандарты сегодня не отвечают реалиям, их нужно корректировать. Прожиточный минимум по-хорошему должен быть больше потребительской корзины, а не равен ей, как сейчас, потому что в него входят и услуги. Человек ведь тратит деньги не только на еду, но и на проезд в транс­порте, парикмахера, квартплату и прочие самые необходимые нужды. Поэтому очевидно: стандарты нужно менять, чтобы вытащить людей из нищеты, - считает финансовый аналитик.

По его прогнозам, бедных казахстанцев становится все больше и их количество будет только расти. О растущем уровне бедности говорит увеличение расходов граждан на питание из года в год, то есть покупательская способность падает при растущих ценах. Реально располагаемые доходы населения ушли в минус.

- Казахстанская экономика не растет, а деградирует. Мы идем по пути Венесуэлы или Аргентины. Пересчитайте не в тенге, а в долларах ВВП и зарплаты этого года и 2013-го и увидите, что экономика страны падает. Никакого роста на 4-5 процентов нет. Казахстан с 2013 года непрерывно теряет позиции в рейтинге сложности экономики, хотя до этого периода мы росли в нем. То есть экономика нашей страны начала упрощаться и деградировать, - подытожил Арман Бейсембаев.

Два пути

Экономист Марат КАИРЛЕНОВ напомнил, что несколько лет назад в Казахстане сократили продовольственную корзину в целях экономии, чтобы деньги из социальной сферы якобы направить на открытие новых предприятий, большая часть которых в итоге даже на проектную мощность не вышла.

- В Казахстане на социальные нужды тратится всего 10 процентов ВВП, а в странах ОЭСР - 20 процентов. Наш ВВП составляет 264 млрд долларов, значит, 26 млрд долларов дополнительных расходов (по 1300 долларов в год, или почти по 110 долларов в месяц на каждого гражданина) надо вливать в социальную сферу, коль уж мы стремимся достичь уровня стран ОЭСР. Наверняка уполномоченные чиновники скажут, что пересмотреть прожиточный минимум и продовольственную корзину невозможно, потому что у нас дефицит бюджета, почти 60 процентов которого уходит на социальные расходы. Но у нас это неконсолидированный бюджет, поэтому здесь есть как минимум два направления работы, - предлагает решение эксперт.

Первое - консолидация всех доходов, включая квазигосударственный сектор, средства ФСМС и ЕНПФ.

- Нам нужен консолидированный бюджет, который утверждает парламент. Может, не стоит выплачивать огромные бонусы топ-менеджерам нацкомпаний и тратить миллионы на презентации, а направить их в бюджет? Если подсчитать все доходы, то выйдет, что социальные расходы равны далеко не 60 процентам, они гораздо меньше. Но проб­лема в том, что деньги хоть и есть, но никто их отдавать не захочет. Думаете, “Самрук-Казына” из-под своего контроля их отпустит? Есть очень много лобби со стороны квазигоссектора, компаний-подрядчиков, - заметил Марат Каирленов.

В свое время, продолжил он, институтам поддержки бизнеса, фонду “Самрук-Казына” государство выделило огромные деньги для запус­ка новой индустриализации. В итоге результат низкий, а кредитные обязательства Казахстана (государственного и квазигоссектора) только перед китайскими кредиторами сегодня составляют порядка 30 млрд долларов.

Второе направление поиска денег, предлагаемое экономистом, - увеличение налоговых сборов. Заработные платы казахстанцев сегодня составляют лишь порядка 31 процента ВВП против, например, 44 процентов в России, не говоря уже про развитые страны. Это значит, что казахстанцам ежегодно недоплачивают порядка 17 трлн тенге, или 37 млрд долларов в год! Это большая налогооблагаемая база и в целом возможность повышения уровня жизни работающих граждан.

- Заявления чиновников о том, что на повышение прожиточного минимума и пересмотр потребительской корзины нет средств, - лукавство, потому что в стране неконсолидированный бюджет и государственные средства просто растворяются в раздутом квазигосударственном секторе. Но если ПМ будет 115 тысяч тенге, как предлагают депутаты, то государству придется поднять и МЗП как минимум в 1,5-2 раза, - отметил Марат Каирленов.

За чертой

Эксперт института инновационной экономики профессор КазНУ Магбат СПАНОВ обеспокоен.

- По стандартам ООН, человек считается бедным, если в день он живет не более чем на 4 доллара, то есть примерно на 1772 тенге, а в месяц - на 53 160 тенге. Принятый в Казахстане прожиточный минимум 48 692 тенге даже ниже, чем принятый ООН показатель бедности! Поэтому, конечно, стандарты надо менять. Но за счет чего? У нас есть три бюджета: государственный, квазигосударственный, который практически не поддается контролю, и бюджет Национального нефтяного фонда. Взаимосвязь между ними очень слабая. Я сторонник того, чтобы ликвидировать такие наросты, как фонд “Самрук-Казына” и холдинг “Байтерек”, где есть рыночные интересы отдельных лиц и компаний. То, чем они сейчас занимаются, в конце 1990-х годов делали два отдела в аппарате правительства со штатом порядка 200 человек, - поделился мнением экономист.

Он предлагает еще один способ найти деньги: запретить торговлю через офшоры, тогда увеличатся налогооблагаемая база и поступления.

- Многие ведь торгуют через офшорные компании и работают по правилам Запада, для которого Казахстан - колония, откуда он качает ресурсы. Мы продаем нефть западным странам, и они же пытаются взять с нас налог за углеродный след. Поэтому в первую очередь нам надо разобраться с нацио­нальными интересами, но для этого нужна политическая воля, - подчеркнул Спанов.

Подводя итог, эксперт констатировал, что, несмотря на рост ВВП, в Казах­стане жизнь ухудшается. Особенно это видно по показателям 2020 года, когда в результате пандемии ковида ВВП сократился на 2,5 процента и увеличилось бедное население. По данным Всемирного банка, бедность в Казахстане выросла с 5 до 13 процентов. Эта тенденция сохраняется, потому что экономика не находит новых точек роста, инвестиций нет. Старые программы экономического развития поставили на утрату, а новой модели еще нет, как и нет, соответственно, оснований и надежд на то, что стандарты жизни - ПМ и продовольственную корзину - пересмотрят в сторону повышения.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Опрос в тему

Какой путь борьбы с бедностью вы бы предложили правительству?

- Пустить Нацфонд на социальные нужды.

- Повысить налоги.

- Ввести режим строгой бюджетной экономии.

- Отменить все субсидии, отпустить цены, а эти деньги направить на повышение пособий, пенсий, зарплат.

- Расстреливать за хищения государственных денег и коррупцию.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Пациентам, которые пострадали от действий медиков, обещают выплачивать деньги по страховке. Верите, что система будет работать?

- Страховщики сделают все, чтобы не платить........58%

- Страховку получат только те, кто пострадал серьезно, остальным ничего не достанется...............19%

- Лучше сразу в суд обращаться - так быстрее вопрос решится..................................12%

- Может, и не сразу, но система будет работать - все в ней заинтересованы.....................................11%

Поделиться
Класснуть