Жемчужина превращается в болото
Наши корреспонденты продолжили рейд по водоёмам Алматы. Ведь впереди - лето!
Работы по очистке пруда Карасу в Алатауском районе обнажили множество застарелых проблем: водоохранная полоса застроена хибарами с надворными туалетами, здесь содержат сельхозживотных, сбрасывают в воду мусор. Местных жителей беспокоит и дальнейшая судьба водоема - они опасаются, что ведущий здесь работы подрядчик засыплет грунтом бьющие ключи и пруд превратится в болото. Что же происходит в некогда живописном уголке города?
А ключи не учли
Восемь лет назад фото церкви на берегу Карасу даже попало в журнал The New York Times: публикация рекомендовала живописные места в разных точках мира, которые стоит посетить туристам. Но водоем стал стремительно обрастать мусором, в том числе стараниями жителей, поселившихся на его берегах. Алматинец Сергей ВАСИЛЬЕВ начал кампанию по спасению водоема от загрязнения (см. “Сегодня озеро Карасу, завтра море Арал”, “Время” от 27.6.2018 г.).
К сожалению, усилий активистов было недостаточно, и по просьбам старожилов микрорайона “Карасу” городской акимат решил провести крупномасштабную очистку дна от ила, бытовых отходов, зарослей камыша.
ТОО “TALAGAI 2050” начало работы в прошлом году. Из воды рабочие достали бытовую технику, бутылки, трупы умерших животных и даже человеческий череп. Предположили, что его принесло течением. Неожиданно все остановилось. Оказывается, проектировщики не учли, что озеро питается за счет подземных ключей, которые пробивают себе дорогу любым путем. Как сообщили в управлении экологии и окружающей среды Алматы, мероприятий по спуску пруда в проектно-сметной документации не предусмотрено, поэтому он опорожнен при помощи сифонов и мотопомп, построены водосбросные сооружения. Проектом предусматривалась очистка дна толщиной 30 см, а фактически толщина донного ила составила 100-120 см. Вода прибывала, техника тонула, очистить дно так и не смогли.
Вывезут ли грунт?
Проект отправили на доработку, недавно процесс очистки возобновился. Теперь компания-подрядчик действует по-другому: завозит грунт прямо в акваторию пруда, строит временную дорогу.
- От происходящего плакать хочется, - возмущается пенсионерка Людмила ЯЛОВЕНКО, которая в этом районе живет 30 лет. - Озеро питается родниками, а их засыпают, это неправильно. После того как на речке, впадающей в озеро, построили габионы, стало подтапливать дома по улице Мичурина. Родники бьют неизвестно где. Мы требуем, чтобы на озере полностью сохранили экосистему.
- Я живу здесь седьмой год, раньше приезжала сюда отдыхать, вокруг озера была хорошая парковая зона. Деревья по его периметру посажены жителями села Карасу, которые уходили на Великую Отечественную... Для многих горожан это местная жемчужина, здесь водилась рыба, вода была чистая, - рассказывает алматинка Ольга ЧЕРНЫШОВА.
- По проекту подрядчик должен был очистить озеро от ила, мусора, укрепить берег. По факту - срезал уклон на одном из берегов, грунт навалил как временную дорогу. Пруд засыпают, там, где его истоки, утрамбовывают, еще и строительный мусор появился. Вывезут ли потом грунт?
По плану подъездной путь для техники нарисован вокруг озера, а не по акватории! Но вокруг озера сплошные постройки, к водоему не подобраться. Раньше дорога вела прямо к озеру, там была большая смотровая площадка. Ее перегородили, идет стройка. На береговой линии сейчас выросли дома.
- Мы переживаем, что с засыпкой ключей в дальнейшем может уменьшиться уровень воды в озере, оно начнет заболачиваться. Потом все будут возмущаться, что оно воняет, его засыпят. В итоге мы потеряем водоем, - высказала опасения моя собеседница.
Но представитель подрядной компании TALAGAI 2050 Жандос КУАНЫШБЕКОВ уверяет: дорога временная, по ней экскаватор с рукавом 19 метров сможет почистить середину водоема:
- Когда все вычистим: ил, грязь, камыш, мусор - мы эту дорогу обратно вывезем. Сделаем откосы пологими, как положено. За деревья не переживайте, мы их не тронем, только камыши.
- Когда планируете завершить?
- При хорошей погоде - через 2-2,5 месяца.
Строить нельзя, но всё равно строят
С Ольгой Чернышовой мы отправились на прогулку вокруг Карасу. Протяженность его, согласно данным Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов, с юга на север 544 метра, средняя ширина пруда 60 метров.
Дорожка вдоль забора православного храма, что попал в кадр американского журнала, привела нас в частный сектор. Мы шли к истоку озера, а уперлись в забор. Здесь нет доступа для обслуживания речки Карасу, одетой в габион. Повсюду валяются кучи мусора. Дальше обходить озеро и вовсе приходится через бывшее футбольное поле - вся водоохранная полоса застроена.
- С акимом Алатауского района мы тоже обошли озеро. Он видел мусор, постройки, вызвал хозяев, показал их документы: вот, мол, у них все в порядке, строительство законное. Я проверила кадастровый номер одного из строений, оно относится к другой части микрорайона “Карасу”, - разводит руками Ольга.
Затем показывает ответ городского управления планирования и урбанистики. В нем четко обозначено, что водоохранная полоса - это территория шириной не менее 35 метров в пределах водоохранной зоны, прилегающая к водному объекту, на которой устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 125 Водного кодекса, в пределах водоохранных полос запрещается строительство и эксплуатация зданий и сооружений, за исключением водохозяйственных и водозаборных сооружений и их коммуникаций, мостов, мостовых сооружений, причалов, портов, пирсов и иных объектов транспортной инфраструктуры, также рекреационных зон на водном объекте, без строительства зданий и сооружений досугового и (или) оздоровительного назначения.
Насчет самовольного захвата земельных участков Чернышовой посоветовали обратиться в городской департамент по управлению земельными ресурсами. Она написала письмо и получила ответ: департаментом проведены проверки земельных участков в микрорайоне “Карасу”, принадлежащих на праве частной собственности лицам, проживающим по улице Центральной, с целевым назначением “индивидуальное жилищное строительство”.
Установлено: указанные лица занимают земли, находящиеся в государственной собственности. Приняты меры административного воздействия и выданы предписания со сроком исполнения один месяц.
- Еще на встрече с жителями 15 марта градоначальник Ерболат ДОСАЕВ дал поручение районному акимату разобраться по поводу застройки водоохранной зоны. 20 марта я отправила все копии документов в акимат. После чего мне перестали отвечать, мои заявления перенаправляют в другие инстанции. Судя по тому, что мы видим вокруг озера, акимат Алатауского района не собирается принимать меры, - возмущается алматинка и подводит нас к очередным избушкам на курьих ножках в водоохранной полосе, по улице Черемушки, 1.
- Это общежитие, недавно разговаривала с участковым. Он говорит, что не раз накладывал административный штраф за незаконное проживание незарегистрированных граждан, а рядом ведь школа, - продолжает разговор Ольга. - Прямо на краю озера стояло шесть уличных туалетов с открытыми ямами. Жители возмутились, месяц назад их убрали, остались два.
Еще в водоохранной полосе люди держат коз.
- Кто-нибудь проверял, куда сливают канализационные отходы близлежащие дома? - задает вопрос местная жительница Вера ВАЩУК. - Централизованная канализация есть не во всех домах. К озеру приезжают машины, нагло вываливают мусор. В целом контроля нет, никто не патрулирует, не штрафует.
Местные жители, болеющие душой за водоем, уверены: пока на озере не наведут порядок и не разберутся с самозахватчиками земли, чистить его территорию бесполезно. Люди недоумевают, почему аким Алатауского района Азамат КАЛДЫБЕКОВ лояльно относится к самозахватчикам и игнорирует распоряжение акима Алматы. Разве туалеты с ямами, козы и мусор на берегу водоема - норма?
Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы