Зачем вообще огород городили?
КСК, ради отмены которых и начали реформу ЖКХ, теперь уже точно остаются в законе о жилищных отношениях
На утрату, скорее всего, пойдут простые товарищества (ПТ), придуманные как альтернатива ОСИ, понадобившаяся для позитивной статистики правительству, скрывающему, что реформа коммунальной сферы погрязла в непролазном болоте. Это все было предсказуемо, потому что реформу для людей, живущих в хрущевках, придумывали люди, живущие в коттеджах и элитных ЖК.
Низы не хотят, верхи не могут
Юрист из Астаны Шингиль ЕЛЕУСИНОВ на одном из обсуждений поправок в жилищное законодательство заметил: “В первую редакцию профильного закона внесли уже более 100 поправок, и теперь каждые полгода мы наблюдаем, что депутаты с участием тех же экспертов ЖКХ опять вносят поправки”. В этот раз поправок мы ждали дольше обычного - год.
Напомним, обновленный закон о жилищных отношениях в 2020 году отменил КСК якобы из-за абсолютной непрозрачности и несменяемости руководства. КСК тогда дали два года на то, чтобы “самоликвидироваться”. Но этого не произошло. Продлили срок еще на год. А тут и практика показала, что порой ОСИ гораздо хуже КСК, во всяком случае добросовестных. Да и главный месседж реформы “один счет - один дом” для большинства многоэтажек оказался путем в пропасть.
После года ожиданий парламент наконец разродился законопроектом под длинным названием “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”. Проект поправок призван исправить то, что нагородили депутаты прежнего созыва вместе с правительством. В парламенте он был представлен под пятью фамилиями. Помимо критиков действующего закона вице-спикера мажилиса Альберта РАУ и депутата Екатерины СМЫШЛЯЕВОЙ авторами поправок значатся их коллеги Нуртай САБИЛЬЯНОВ, Юлия КУЧИНСКАЯ и Бекбол ОРЫНБАСАРОВ. Это чтобы народ знал, кого вспоминать, если придется.
Почему опять потребовались поправки? Председатель ассоциации субъектов управления, сервиса и энергосервиса в жилищной сфере “Шанырак” Сакен МАХАМБЕТОВ сравнил реформу ЖКХ с… письмом из Простоквашино.
- Помните, как дядя Федор писал письмо родителям, отвлекался и за него дописывали кот, пес, почтальон? Так получилось и здесь. Не было системных изменений. Есть отдельные придумки неких экспертов, которые порой даже не разбираются в ЖКХ. За время реформы профильное министерство три раза сменило свое название и уже шестого министра. Подведомственный ему “Казцентр ЖКХ” сменил уже восемь руководителей… Нет компетентных людей, - поделился своими соображениями Махамбетов. - Мы же понимаем, что нельзя строить систему на каких-то моральных качествах людей. Жизнь показала, что реформа пошла лучше в крупных объектах в силу того, что они имеют большой бюджет, чтобы содержать орган управления в виде ОСИ или ПТ. Если взять старый жилищный фонд (трех-, пятиэтажный), то надо объединить не менее 10 домов, чтобы собрать тот же бюджет. Соответственно, мы получаем тот же самый КСК.
Снова в законе
Понятие “кооператив собственников квартир (помещений)” планируют ввести в закон о ЖКХ заново. В законопроекте отмечается, что КСК может состоять из нескольких кондоминиумов. То есть многодомные КСК возвращаются. Получается, что схема “один дом - одно ОСИ - один счет в банке” уже единая не для всех домов, а только для тех, которые сами выбрали эту форму.
Кроме того, закон дополнят понятием “правление КСК” - коллегиальный представительный орган, который будет состоять из представителей многоквартирных жилых домов, создавших этот кооператив. Введут должность “член правления кооператива”. Им будет представитель кондоминиума, которого изберут на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома для представления интересов дома. А уже из состава членов правления большинством голосов планируют избирать председателя правления КСК.
Обязанности председателя правления будут такие же, как и раньше. Но еще добавится пункт “заключение трудового договора с управляющим КСК”. Это отдельная должность. И этот управляющий КСК будет принимать на работу техперсонал, заключать договоры об оказании услуг с сервисными и коммунальными компаниями, вести делопроизводство, бухгалтерию, раздельный учет поступающих денег отдельно по каждому дому и многое другое.
Примечательно, что КСК может быть ликвидирован в трех случаях: при принудительном отчуждении земельного участка для госнужд, по решению, принятому собственниками квартир при выборе другого субъекта управления, и при прекращении кондоминиума. А вот процедура прекращения деятельности ОСИ опять не предусмотрена!
Ранее зарегистрированные действующие КСК будут обязаны провести перерегистрацию устава и привести свою деятельность в соответствие с новым законом. Срок на это - год, после того как поправки будут приняты.
Достучались!
Ревизор одного ОСИ Валентина КОСТЕРИНА, которая в свое время боролась с КСК, довольна предлагаемыми поправками.
- Малоквартирным домам это пойдет на пользу, - отметила член совета дома. - И большой плюс в том, что на несколько соседних домов наконец-то можно будет поставить одного председателя, выбрать один совет. Это дешевле по операционным затратам для самих жителей!
В законопроекте сказано: простые товарищества необходимо исключить. Почему? Всем известно, что эта форма была предложена как альтернатива ОСИ и не требовала юридической регистрации в органах юстиции. “Данная форма управления была создана только в отчетах местных исполнительных органов и не нашла своего распространения на практике”, - поясняют сами депутаты в сравнительной таблице к законопроекту.
Причины отмены две. Первая: для организации простого товарищества доверенному лицу требовалась нотариально заверенная доверенность от абсолютно всех собственников имущества многоквартирного жилого дома. На практике предоставление доверенности является проблематичным, в том числе из-за нежелания жителей брать на себя ответственность за финансы всего дома и из-за проблем с неплательщиками взносов на содержание общего имущества, пояснили законотворцы. И вторая причина: противоречие нормам Налогового кодекса, из-за которого простые товарищества не могут получить БИН, чтобы открыть банковский счет на дом. Долго думали, совещались, вели переговоры с банками и решили - проще отменить.
Кто будет управлять?
Законопроект вводит новое понятие в жилищное законодательство - “субъекты управления многоквартирным жилым домом”. К ним относятся юрлица: управляющая компания, КСК и ОСИ. Если же количество собственников дома не превышает 16, то они вправе самостоятельно управлять общим имуществом и содержать его без образования юридического лица и привлечения субъектов управления многоквартирным жилым домом. Это так называемое непосредственное совместное управление (НСУ).
Председатель ОСИ “Богенбай батыра 137” Акерке КАУПЫНБАЕВА обнаружила в законопроекте противоречие.
- В одной из статей сказано, что субъекты управления многоквартирным жилым домом заключают договор по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества с ОСИ. Но если ОСИ само относится к субъектам управления, то, получается, оно заключает договор с самим собой? Непонятно! - заключила председатель.
- Возможно, этим пунктом они хотели сказать, что кроме управления эти три субъекта могут для содержания имущества нанимать в штат дворников, охранников, сантехников, что ранее было запрещено совмещать с управлением. Но так коряво выразились. Получилось, что сами себе ОСИ и КСК могут оказывать услуги! - предположила Костерина.
Новые полномочия
В законопроекте появилась та самая должность, возникновение которой предрекал в одной из наших публикаций руководитель алматинского филиала РОО “Общественный защитник” Талгат МУХАМЕДГАЛИЕВ, - это председатель совета ОСИ. Его будут выбирать члены совета объединения собственников из своего состава. То есть это тот самый человек, который возьмет на себя управление, если с председателем ОСИ что-то случится: откажется работать, заболеет, умрет или сядет в тюрьму.
Больше полномочий станет и у жилищной инспекции. Она получит право проверять, есть ли у субъекта сертификат на управление объектом кондоминиума, выдавать свидетельства о допущении субъектов управления к домам. К этой поправке практики отнеслись неоднозначно.
- Первые энтузиасты перемен в ЖКХ уже выгорели, устали. А смены им нет. Но органы местной исполнительной власти дали возможность ставить сертифицированного управляющего или управляющую компанию (УК) в случае отсутствия в доме председателя ОСИ/КСК. А таких домов сейчас станет много. Бывшие учителя, пенсионеры наиграются в реформу - и дома останутся бесхозными. Все равно будущее за профессиональными УК, - дополнила Квартникова.
Предложения, которые забраковали депутаты
Сакен Махамбетов отправлял депутатам свои предложения. Одним из них было упростить процесс принятия решений.
- Участие в собрании - обязанность или право? Этот момент никак не конкретизирован в законодательстве. Я считаю, что это право: хочу - хожу на собрания, не хочу - не хожу. А для принятия решения нужен кворум, то есть 51 процент голосов. Но мы выбираем парламент и президента без какого-либо кворума. Там не считаем эти проценты. А почему здесь уперлись в этот 51 процент? - задался вопросом Махамбетов.
Махамбетов предлагал сделать так: оставить кворум только для первого собрания. Если он не наберется, то назначить второе собрание через определенное время, например через 10 дней. И там решение принимают при участии только тех, кто пришел. Кто-то может проголосовать и заочно - письменно или с помощью информационных систем.
Однако это предложение не приняли, как и многие другие.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
(Продолжение темы - в следующих выпусках газеты)