Ещё не полный пессимизм, однако...
О главных раздражителях бизнеса и потребителей в Казахстане вышло новое исследование. Его результаты показали снижение экономических настроений и уверенности людей в собственной стабильности.
Автор исследования - аналитическая компания United Research Technologies Group. В первом квартале этого года она провела опрос 500 представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) из различных отраслей экономики, включая сельское хозяйство. Помимо этого авторы опирались на официальную статистику и данные исследования “Потребительская уверенность Казахстана” Freedom Finance Global, в котором высказали свои мнения 3600 потребителей.
В итоге выяснилось: несмотря на то что в стране растет количество субъектов МСБ - оно увеличилось за квартал на 0,8 процента и достигло 2 млн единиц, в ряде отраслей наблюдается сокращение участников рынка. Например, на 3,5 тысячи единиц недосчитались крестьянских и фермерских хозяйств. На 4,4 тысячи единиц сократилось число компаний в обрабатывающей промышленности. При этом растет количество индивидуальных предпринимателей, особенно в сфере транспорта, складском бизнесе и недвижимости.
“Раздражение бизнеса вызывают изменения в налоговой политике и сложности с привлечением денег. Прежде всего это касается кредитов. По данным Нацбанка, за первый квартал этого года кредиты, выданные МСБ, упали в 1,3 раза, до 2,1 трлн тенге, причем наибольшее сокращение пришлось на малые предприятия. Длинные деньги для них обходятся дороже, чем для среднего бизнеса.
Предприниматели жалуются на высокие ставки, высокую текущую задолженность и снижение количества одобрений кредитов. В итоге уровень удовлетворенности кредитами упал на 12 процентных пунктов, до 43,2 процента”, - отмечается в исследовании.
Кроме того, представители МСБ сетуют на рост затрат при невозможности адекватно увеличить свои цены. Особенно это касается аграриев.
“Увеличить цены им действительно сложно - продажи и так падают повсеместно. В рознице обороты упали в 1,5 раза (до 4 трлн тенге). Объем оптовой торговли также упал в 1,6 раза, до 8,6 трлн тенге”, - добавляют аналитики.
Но предприниматели надеются на восстановление потребительского спроса во втором квартале, считая, что снижение продаж - явление сезонное.
Настроения потребителей тоже оставляют желать лучшего. Опрошенные граждане выразили обеспокоенность возможным снижением качества жизни и получения кредитов. Все меньше людей готово к крупным покупкам.
“Недоверие к кредитам выражали 50,8 процента респондентов, доверие к депозитам испытывают лишь 33,3 процента. На 0,9 процента выросло количество тех, кто не планирует в ближайший год покупать что-то в кредит или брать банковскую ссуду. В итоге потребительская уверенность в I квартале показала одно из самых драматичных падений за все время исследований, с уходом в зону пессимизма”, - отметили исследователи.
Они также обращают внимание на то, что по ощущениям потребителей инфляция выше, чем по данным статистики. Так, ощущаемая годовая инфляция в марте составила 13 процентов, притом что на самом деле - 9,1 процента. При этом большая часть респондентов все же ожидает в перспективе не только замедления роста цен на предметы первой необходимости, но и стабильности курса тенге, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Но в целом, по мнению аналитиков URTG, говорить о тотальном пессимизме у потребителей и представителей малого и среднего бизнеса пока рано. Текущая ситуация не радует опрошенных, но у них сохраняются надежды на будущее. В какую сторону изменятся настроения, зависит от степени неопределенности экономической политики и стоимости кредита.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана