8500

А ну, прикрой свою коптилку!

У Алматы появятся собственные правила чистого воздуха. Чтобы дышали горожане, кислород перекроют всем нарушителям - от крупной рыбешки вроде ТЭЦ до наживы помельче. Возьмутся за бани и шашлычные, за частный сектор, где жгут уголь и покрышки, и водителей коптящих драндулетов. Зачем нужна локальная удавка и насколько применимы будут новые правила?

А ну, прикрой свою коптилку!

Этот город особенный

Все эти болевые точки называли уже не единожды. Теперь на стороне “зеленых” и президент. 6 апреля этого года ­Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал пакет поправок в законы, которые дают возможность маслихатам разрабатывать уникальные правила защиты атмосферного воздуха и управления отходами. Речь идет о статье 206-1 Экологического кодекса Казахстана, а также о статье 4 закона “Об особом статусе Алматы”, позволяющей принять для этого нормативно-правовые акты.

- Есть особенности географического расположения - горы. Плюс плохая продуваемость из-за застройки, - поясняет глава проектного офиса “Зеленый Алматы” Евгений МУХАМЕТЖАНОВ. - Есть и такой фактор, как эффект инверсии: город находится в яме и с наступлением холодов нас словно накрывает крышкой. Бытует ошибочное мнение, что больше смога и вредных выбросов в отопительном сезоне, а с наступлением тепла становится легче. На самом деле просто пропадает эффект инверсии и выдувает весь смог, который держался все это время.

Немного цифр: по данным акимата Алматы, 60 процентов в загрязнении воздуха в городе дает автотранспорт. По словам заместителя акима Алматы Алишера АБДЫКАДЫРОВА, ежедневно в городском трафике участвует около 800 тысяч машин. Здесь и въезжающие в южную столицу 400 тысяч иногородних авто, и часть из 610 тысяч автомобилей, зарегистрированных в южной столице (данные на 1 марта 2024 года). Треть из них с классами “евро-0”, “евро-1”, “евро-2”, которые дают 85 процентов всех вредных выбросов от алматинских машин.

Вредные выбросы от промышленных предприятий и сферы обслуживания в этом котле составляют 27 и 13 процентов соответственно. Кстати, теперь данные по загрязнению в Алматы подсчитывают по-новому, учитывая и местные агломерации. Поэтому цифра ежегодного выброса вредных веществ выросла со 127 до 186 тысяч тонн.

А выхлоп какой?

За выработку собственных правил охраны атмосферного воздуха отвечает управление экологии Алматы. Помогают чиновникам общественные организации. Соз­дан общественный фонд Almaty Air Initiative.

Чего же в первую очередь коснется “зеленая революция”? В комплексе мер первыми ударят по автотранспорту как самому ярому источнику загрязнений. В прошлом году выхлоп от автомобилей составил 112 тысяч тонн. Получается, так бурно презентованные новые экопосты проморгали коптильни на колесах?

Фото со страницы Евгения Мухамеджанова в Фейсбуке

- Ключевое звено - станции техосмотра, - утверждает Евгений Мухаметжанов. - Раньше нам объясняли: слишком много серых схем, когда техосмотр можно пройти без проверки. В Ассоциации операторов технического осмотра обрадовали, что добились относительной честности, но и удивили: лишь у 15 процентов действующих станций реально рабочее оборудование!

- Необходимо изменить уведомительный характер деятельности станций техосмотра на разрешительный и усилить контроль за операторами. В идеале обязательной станет видеофиксация прохождения с передачей данных онлайн. И если автомобиль с зашкаливающим выхлопом остановят на экопосту, можно отследить, где он проходил тех­осмотр, и наказать оператора, - уверен эксперт.

Предлагают увеличить штрафы для операторов, не соблюдающих порядок проведения техосмотра, в пять раз (от 50 МРП против действующих 10), и это только для субъектов малого бизнеса. А оператору, исключенному из реестра, будет запрещено заниматься этой деятельностью в течение трех лет.

Правила у нас хорошие, только не соблюдаются

Контроль - это прекрас­но. Но можно ли начать реформы по проведению тех­осмотра локально в Алматы? Нужен комплексный подход по республике, иначе небо над южной столицей закоптят авто из регионов, где требования к операторам не такие жесткие. Сторонники новых правил парируют: вопрос решается и регионально. Достаточно увеличить количество экопостов на подъездах к городу и сказать “фас!”, чтобы проверку хотя бы раз в год проходило каждое авто. Помогут в этом мобильные системы контроля выхлопа и “Сергек”. Можно даже штраф выписать за грязный выхлоп без участия человека, маркировать местные автомобили, выуживать в потоке чужаков.

Согласно проекту новых правил, ответственности потребуют от всех винтиков процесса, начиная с АЗС: будут изымать некондиционное топливо, не соответствующее стандартам (статья 44 закона “О техническом регулировании”). К слову, ответственность за это есть и сейчас, но из-за моратория комитет технического регулирования и метрологии не проверял субъекты малого и среднего бизнеса.

Для владельцев транспорт­ных средств такая мера, как предупреждение, будет исключена. Вырастут и штрафы за грязный выхлоп - в статью 334 КоАП заложат штраф от 10 до 200 МРП для частников и субъектов бизнеса. В планах экоактивистов даже государственные номерные знаки изымать до полного устранения нарушения - в статью 797 КоАП планируют внести две поправки.

А еще предлагают ввести в городе зоны с низким выбросом - ограничить туда автопоток поможет завышенная стоимость парковки. И если авто несоответствующего экокласса (грузовой транспорт) все же нужно будет туда заехать, придется заплатить.

Тут уж точно жди бунта таксистов на автораритетах. Впрочем, владельцы чадящих рыдванов чаще всего портят воздух… вполне осознанно.

- С удалением катализатора мы сталкивались, и не раз: многие просят поставить нейтрализатор, пламегаситель или обманку. Если техосмотр проводят для галочки, проблем у владельца авто не возникает, - раскрывает секреты работник СТО Алексей ЛУЧНЕВ.

В то же время он объясняет: если на старом авто поменять катализатор, то даже у машины старше 20 лет нарушений по выхлопу нет. Так что это вопрос решаемый.

Погаси костёр

Не очень радужно воспринимает предстоящие нововведения экоактивист Павел АЛЕКСАНДРОВ. Эксперт настаивает, что бороться за чистоту воздуха нужно комплексно. И не давить частный транспорт, а развивать общественный. Здесь я с экс­пертом соглас­на. Как житель области, коптящий в Алматы на личном авто, с удовольствием пересела бы на автобус и метро, бросив машину на перехватывающей парковке. Вот только где они? Нет их, с какой бы стороны ты в город ни въезжал! А там, где они должны были по плану появиться (например, у станций метро), выросли высотки.

Фото Владимира ЗАИКИНА

Для тех, кто не на колесах, но все равно загрязняет воздух, тоже пре­дусмотрена ответственность. И новые правила распространяются не только на крупные предприятия и ТЭЦ (их, к слову, должны к 2026 году перевести на газ). Добавлены объекты III категории, то есть штрафовать начнут кафе, бани, СТО и котельные. Основанием станут бесконтрольные выбросы (без датчиков или при их неисправности). Кстати, записи датчиков должны будут в режиме онлайн поступать в контролирующий орган, а проверяющий станет смотреть лишь исправность прибора. Штраф предусмотрен и за использование запрещенных видов топлива. Есть цифры: только в Алматы свыше 12 тысяч частных бань для бизнеса на твердом топливе.

Коснется это и населения. По статье 505 КоАП граждан смогут оштрафовать не только за сожженные в печке покрышки (это запрещено и сейчас, но кто на это смотрит?!), но и за то, что люди будут продолжать использовать твердое топливо в газифицированном районе. Даже в бане, даже раз в неделю! Собрать данные поможет тот же “Сергек”.

Руководитель молодежных экологических отрядов “Жас Эко Пат­руль” Адиль НУРПЕИСОВ объясняет: у города все еще нет точных данных, в каком объеме загрязняет воздух частный сектор. В отчетах управления энергетики все бодро: газифицировано 99,2 процента домов Алматы. Но заведен ли газ в дома?

- Удивляет, почему монополисты не используют такие инструменты, как “подключение в обмен на тариф”, например. Могут быть подключены и льготные программы по газификации, - рассуждает Евгений Мухаметжанов. -

Здесь важно, чтобы параллельно начала работу и область - там огромное количество домов, не подключенных к газу. В 10 километрах от границы города зона рассеивания. Все, чем топят там, долетает и до Алматы.

В силу поправки, подписанные президентом, вступят в начале июня. Важная оговорка: это не время запуска новых правил по регионам. Чтобы их претворить в жизнь, много чего нужно перекроить и подготовить инфраструктуру. Это лишь дата, с которой станет законной их разработка. Алматинские общественники тешат себя надеждой, что удастся сдвинуться с мерт­вой точки хотя бы к отопительному сезону. Но главное, что поможет исправить ситуацию, - законы, которые соблюдают, а не просто пишут!

Опрос в тему

Какие меры вы примете, если ваш сосед постоянно дымит, жжёт покрышки, сжигает мусор, топит печь чем попало?

- Поговорю с ним по-хорошему.

- Припугну его штрафом.

- Напишу заявление в полицию.

- А что такого? Мы тоже резину, мусор жжем.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

А вы согласитесь возглавить орган домового самоуправления в критической ситуации?

- Да, кто-то должен взять это на себя - 42%

- Нет, боюсь не справиться, да и времени не хватает - 51%

- Я и так состою в совете дома - 7%

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть