2992

Высшая мера

Страна без педофилов или страна “пожизненников”: как жесткое наказание насильников может изменить Казахстан?

Высшая мера

На прошлой неделе мажилис принял в первом чтении законопроект по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Самой обсуждаемой стала норма о безальтернативном пожизненном заключении для педофилов. Они не смогут выйти из тюрьмы по амнистии или получить условно-досрочное освобож­дение, если предложения депутатов поддержит сенат и подпишет президент.

Получить высшую - в отсутствие смертной казни - меру можно и сейчас - она предусмотрена законом. Но кроме пожизненного в этих статьях есть и более мягкие сроки наказания. Почему не сработали другие методы борьбы с такими преступниками - химическая кастрация и “карта педофилов”? И повлияет ли угроза оказаться за решеткой до конца дней на количество таких преступлений?

Кастрация проблему не решает

Норма о применении химической кастрации появилась в законе в апреле 2016 года. По данным Министерства здравоохранения на 1 февраля 2024-го, по решению суда химическая кастрация назначена 42 осужденным за уголовные правонарушения против половой неприкосновенности малолетних. Получают ее 29 человек: 28 из них находятся в местах лишения свободы и лишь один проходит процедуру амбулаторно после освобождения.

Цифры значительно меньше количества тех, кто отбывает наказание по этим статьям. Руководитель отдела Республиканского научно-практического центра психического здоровья врач-психиатр Ринат МУЗАФАРОВ объясняет разницу в статистике:

- В обществе педофилом считают любого, кто совершил преступление против половой неприкосновенности ребенка, но это не так. С медицинской точки зрения педофил - это человек, страдающий психическим расстройством. Проявляется оно во влечении к детям допубертатного или раннего пубертатного возраста, то есть до момента, когда у них сформируются вторичные половые признаки.

Химическую кастрацию применяют как принудительную меру медицинского характера по решению суда и только в том случае, если комплексная судебная психолого-психиатрическая экс­пертиза признает осужденного педофилом. Это происходит далеко не всегда.

Осужденный раз в 10-14 дней получает инъекцию препарата, снижающего уровень тестостерона - мужского гормона, который влияет на сексуальное влечение, и каждые полгода проходит повторное освидетельствование комиссии. Она оценивает его психическое и соматическое здоровье, дает заключение, можно и нужно ли продолжать химическую кастрацию. У препарата есть побочка: он пагубно влия­ет на функции печени, вызывает серьезные депрессии.

- Сейчас предлагают отменить химическую кастрацию для педофилов, отбывающих наказание. Эксперты считают: пока человек находится в изоляции, делать ее нецелесо­образно.

- Я разделяю эту точку зрения. Предполагается, что суд будет решать, нужно ли применять в отношении гражданина химическую кастрацию за полгода до его освобождения (те, кого осудили ранее, выйдут на свободу. - О. А.). Если да, за месяц он нач­нет получать инъекции.

- Педофилы должны получать их пожизненно?

- Если не появятся медицинские противопоказания, не исключен и такой вариант. Нужно понимать, что эти инъекции не влияют на сексуальные предпочтения человека, они лишь снижают влечение. К тому же есть вещества, которые нейтрализуют действие препарата. Поэтому очень важно параллельно проводить психо­терапевтическую работу с такими людьми, заменяя педофильное влечение на нормативное.

Но дело в том, что в мире нет достоверных, научно обоснованных данных, которые бы доказывали эффективность химической кастрации и лечения педофилов. Это не только наша, но и общемировая проблема. Возможно, в будущем появятся новые препараты, которые помогут решить проблему. Но пока их нет, пожизненная изоляция педофилов, которую сейчас предлагают, самая действенная, на мой взгляд, мера защиты детей.

Принимать и применять

Адвокат и правозащитница Айман УМАРОВА согласна с тем, что педофилов нужно наказывать максимально строго и давать им пожизненный срок. Но это вовсе не означает, что, изменив законодательство, мы покончим с насилием в отношении детей.

- Во времена, когда Казахстан был частью СССР, применялась смертная казнь. И что, у нас не было преступлений, совершив которые можно было поплатиться жизнью? - задается вопросом Умарова. - Я принимала участие в нескольких заседаниях рабочей группы мажилиса по обсуждению этих поправок. Видела, что делали все наспех, по принципу “есть поручение президента - нужно его выполнять”, не всегда могли четко обосновать свои предложения и решения. Экспертов, которые работают с жертвами насилия, в этой группе почти не было, и подключили их в тот момент, когда уже вовсю шло обсуждение.

- Почему вы думаете, что риск сесть в тюрьму до конца жизни не остановит насильников?

- Человек, совершающий преступление, чаще всего не думает о последствиях. И потом, я занимаюсь этой темой почти четверть века и могу сказать, что в 80-90 процентах случаев детей насилуют неоднократно, на протяжении нескольких лет. Часто их близкие родственники. Сейчас я вместе с коллегами оказываю юридическую помощь более чем по 40 уголовным делам. В 12 из них подозреваемые - отцы девочек, подвергавшихся насилию.

Из этого вытекает огромная проблема - отсутствие неотвратимости наказания. В полиции очень низкая квалификация кадров (особенно мало знаний именно по такого рода уголовным делам), укрывательство, коррупция. Поэтому я бы не стала опасаться, что в скором времени тюрьмы будут переполнены педофилами, получившими пожизненные сроки. Наоборот, эти дела очень часто не доходят до суда.

- Почему не сработала идея с химической кастрацией педофилов?

- Есть вопросы к качеству экспертизы. Считаю, многих преступников ошибочно не признают педофилами, а значит, не применяют в их отношении химическую кастрацию. Поэтому дополнительные меры наказания не работают. Что касается так называемой “карты педофилов”, о ней мало кто знает и она не отражает информации обо всех осужденных за уголовные правонарушения такого рода. Я считаю, что после вступления приговора в силу нужно открыто информировать население о педофилах и в момент их освобож­дения рассказывать местным жителям о том, что где-то рядом поселился такой человек. Так делают в США. В общем, законы нужно не только принимать, но и применять.

Цифры в тему

- По данным комитета уголовно-исполнительной системы МВД, в колониях находятся порядка 2000 осуж­денных, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

- В 2023 году освободились из мест лишения свободы около 180 человек, за ними установлен административный надзор на 8 лет.

- В год на содержание одного осуж­денного тратят около 970 тысяч тенге, это не зависит от вида исправительного учреждения.

- Сейчас пожизненное лишение свободы (по разным статьям) отбывают порядка 200 человек в колонии особого режима №39 в городе Житикаре Костанайской области.

Депутаты мажилиса предлагают ужесточить наказание по трем статьям Уголовного кодекса: “убийство малолетнего”, “изнасилование малолетней”, “насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего (малолетней)”. К слову, малолетним в юриспруденции считается ребенок до 14 лет.

Сравним статистику прошлых лет, чтобы понять, насколько больше «пожизненников» может стать.

По данным портала органов правовой статистики и специальных учетов, в Казахстане осуждено

за убийство малолетнего:

- 2021 год - три человека (один пожизненно);

- 2022 год - шесть человек (три пожизненно);

- 2023 год - девять человек (четыре пожизненно);

за изнасилование малолетней:

- 2021 год - 44 человека (три пожизненно);

- 2022 год - 37 человек (один пожизненно);

- 2023 год - 38 человек (один пожизненно);

за насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего:

- 2021 год - 85 человек (шесть пожизненно);

- 2022 год - 92 человека (четыре пожизненно);

- 2023 год - 94 человека (пять пожизненно).

378 человек уже отмотали свой срок за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. По ссылке qamqor.gov.kz/gis можно найти карту, на которой отмечено, где именно они живут.

Всего осуждено на пожизненное лишение свободы (по всем статьям):

- 2021 год - 23 человека;

- 2022 год - 12 человек;

- 2023 год - 13 человек.

Кстати

В предыдущем номере газеты мы вместе с экспертами обсудили, насколько реальна и целесообразна хирургическая кастрация педофилов (см. “Из педофила - в евнуха”, “Время” от 28.2.2024 г.).

Комментарий в тему

- Ни в коей мере не выступаю в поддержку педофилов - это болезненный для общества, и особенно для потерпевших, вопрос. Но, ограничиваясь лишь ужесточением наказания, мы пытаемся решить последствия, вместо того чтобы разбираться в причинах. Это не выход из ситуации, - считает исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека” Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА. - Помню, как Генеральная прокуратура продвигала применение химической кастрации и создание “карты педофилов”. Тогда нам тоже говорили, что это поможет - не помогло. Значит, нужны другие подходы.

- Какие?

- Людей, осужденных по статьям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, нужно досконально обследовать и, если окажется, что у человека психическое расстройство, лечить. Понять, почему они становятся такими. Есть мнение, что люди с таким типом расстройства в детстве пережили насилие - сексуальное или физическое. Если это так, давайте смотреть в корень проблемы. Разбираться, в каких семьях чаще всего совершаются тяжкие преступления против детей, почему они выпадают из поля зрения социальных служб.

Я против того, чтобы пожизненное заключение осталось единственным наказанием по статьям за нарушение половой неприкосновенности малолетних. Педофилов меньше не станет, а Казахстан рискует превратиться в страну “пожизненников”. Пока закон не приняли, эту меру нужно исключить. Внимательно изучить вопрос, посмотреть мировой опыт и найти взвешенное решение. Вернуться к безальтернативному пожизненному наказанию мы можем в любой момент.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Опрос в тему

Педофилов предлагают отправлять в тюрьму до конца жизни

- Правильно, там им и место.

- Надо в причинах разбираться, только лишь жесткое наказание проблему не решит.

- А почему никто не говорит про возможные судебные ошибки?

- Пусть вернут смертную казнь для таких преступников.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Поделиться
Класснуть