40147

Что не так с алматинским метро?

Тяжелая рабочая атмосфера, угроза увольнения, поборы, неэффективное планирование и использование бюджетных средств. Во всем этом работники Алматинского метрополитена обвиняют свое руководство. А сотрудник департамента экономичес­ких расследований, пока проводил проверку на предприятии, умудрился устроить туда на работу своих родственников и знакомых. Все это сказывается и на пассажирах.

Что не так  с алматинским метро?

Разруха снаружи…

Не раз к нам в редакцию звонили с жалобами на самый скоростной транспорт Алматы. То в поездах тесно в часы пик - стоишь не дышишь, то не все эскалаторы работают и валидаторы не принимают жетоны. В общем, с прежним порядком, которым мог похвастать Алматинский метрополитен, происходит что-то не то… Мы решили спуститься в “подземелье” и проехать вместе с горожанами по всем 11 станциям.

Первое, на что обратили внимание, - нехватка мониторов-таймеров, которые показывают, сколько осталось до прибытия следующего поезда. Вот и высовываются пассажиры с детьми в туннель, как происходит на станции “Райымбек батыра”, поглядеть, не идет ли состав. И таймеров сейчас нет даже там, где они еще недавно были. Например, на новой станции “Сарыарка” красуется пустой кронштейн. Такое впечатление, что сняли неработающий монитор, а денег на ремонт или замену новым нет.

Кстати, в залах ожидания утром и вечером огромная толпа народу. В часы пик люди не всегда могут втиснуться в вагон. Уже давно пора количество поездов увеличивать, но этого не происходит. Станционный смотритель сказал, что анонсированное осенью акиматом сок­ращение интервала движения касается только нескольких часов утром и вечером - тогда поезда курсируют каждые пять минут.

В остальное время с таким графиком метрополитеном как-то даже стыдно называться.

- Мы недавно вечером решили добраться на метро до театра с дочкой и беременной подругой. Нас в вагон как сельдей в бочке набилось, там даже держаться не надо было. Больше всего переживали за беременную подругу. Я встала перед ней, чтобы хоть как-то защитить ее от давки. Почему не запускают больше поездов? Они же видят, какая толпа внутри вагонов, - недоумевает алматинка Наталья ДЫЙКАМБАЕВА.

- Стоишь вот так, еле дышишь, - смеется активный пользователь подземки Тать­яна БЕЛОГОРОВА, - так еще и технические казусы могут подзадорить.

Вот недавно, вспоминает она, станции объявляли в обратном порядке. Видимо, запись поставили неверно. И вроде мелочь, но многие путались, пропускали свой выход.

И таких мелочей, из которых складывается общая картина начинающейся разрухи, много. Например, недавно даже управление составами по каким-то причинам переходило в ручной режим. Из-за этого произошел сбой графика движения. Разве это не повод для тщательной проверки всего хозяйства?

…и внутри

В общем, снаружи трудно уже не заметить признаков бесхозяйственности. Но проблема в том, что сотрудники метрополитена бьют тревогу, что бардак не только снаружи. В нашу редакцию поступило письменное обращение сотрудников подземки с 15 подписями.

- Все началось с того момента, когда метрополитеном начал управлять Канат АХМЕТОВ. В состав комиссии, проверявшей деятельность КГП “Метрополитен” при строительстве новых станций “Сарыарка” и “Бауыржана Момышулы”, входил и работник департамента экономических расследований Рахат РЫСЖАНОВ. Так вот под “крышей” этого Рысжанова на предприятие были пристроены его родственники и люди из его окружения, - утверждает начальник дистанций тоннельных сооружений Калдарбек АЛИБАЕВ, передавший нам письмо.

По его словам, так в течение неполного года был полностью укомплектован отдел внутреннего контроля на предприятии, причем все новые назначенцы когда-то являлись сотрудниками органов внутренних дел.

В коллективной жалобе сказано, что эти новые сотрудники, прикрываясь “крышей”, устроили на предприятии “сплошной террор, занимаясь угрозами, запугиванием и открытым административным давлением на целую государственную организацию”. Кроме того, и это самое главное, бывшие юристы и следователи не знали специфики производства единственного в стране

метро…

Понятное дело, что опытные работники метро не стали терпеть такое отношение. Они обратились во все возможные компетентные органы. В сентябре прошлого года на предприятии провели проверку, по результатам которой приняли меры по стабилизации обстановки. То есть уволили пристроенных по блату людей и родственников Рысжанова, не соответствующих квалификационным требованиям.

- Однако после проверки и. о. директора метро Канат Ахметов ушел на долго­срочный больничный, потом в отпуск без содержания и так и не был привлечен к дисциплинарной ответственности, несмот­ря на рекомендации комиссии. А ведь в решении комиссии было указано, что нужно было это сделать в срок не позднее 30 календарных дней! - добавил возмущенный Алибаев. - А Рысжанов и вовсе вышел сухим из воды после того, что случилось в метрополитене, и, видимо, относится к чис­лу неприкасаемых.

После этого скандала на должность и. о. директора назначили Алмасбека ОРЫНБЕКОВА, который до этого работал тут же заместителем директора по финансам. Однако перестановка управленцев не поменяла ситуации на предприятии.

- Теперь уже Орынбеков начал проводить ту же самую политику - морально угнетать, создавать тяжелую рабочую атмосферу на местах. Все это сейчас распространяется на сотрудников, подписавших ту самую жалобу. В ход идут угрозы об увольнении работников по статье, отрицательная оценка результатов работы производства, резкие высказывания негативного характера в присутствии других сотрудников, угрозы правоохранительными органами и необос­нованные обвинения всех в коррупции. При этом прикрывается он указаниями руководства со стороны акимата Алматы, - продолжил начальник дистанций тоннельных сооружений.

После этого работники метрополитена в начале 2024 года направили новую коллективную жалобу в разные государственные инстанции. Однако больше никаких проверок со стороны уполномоченных органов не последовало.

Последняя капля

Чем конкретно недовольны работники метро? Они называют такие причины: неоднократный сбор в добровольно-принудительном порядке денежных средств с работников, проведение неэффективных совещаний 2-3-часовой длительности, пос­ле которых сотрудники выжаты морально и психологически, формирование среди участников коллектива политики двойных стандартов, то есть разделение на своих и чужих и дискриминация.

Кроме того, по словам авторов письма, “приемка тормозных колодок к подвижным составам проведена с признаками коррупции”. По словам метрополитеновцев, колодки поменяли до проведения тендера. “Колодки уже установлены на составы и эксплуатируются в нарушение правил государственных закупок, без соответствующей документации, никто не знает, что это за колодки и безопасны ли они для эксплуатации”, - сообщается в письме пятнадцати недовольных.

- По инициативе Орынбекова не продлен договор с главным инженером предприятия, который отработал в метрополитене более десяти лет. Сам же Орынбеков по специальности налоговик, а значит, квалификационных и профессиональных знаний и опыта в области строительства и эксплуатации метрополитена не имеет, - говорит Алибаев.

Обращают внимание метрополитеновцы и на неэффективное планирование и использование бюджетных средств.

- В бюджет предприятия на 2024 год по личному указанию Орынбекова включена закупка на проведение “Услуги по контро­лю/осуществлению проверок на соблюдение требований нормативных правовых актов/инструкций/порядков и аналогичных требований” на сумму 53 миллиона тенге. По сути, это аудит предприятия. И это при том, что в бюджете предприятия были заложены услуги финансового аудита предприятия на 8,3 миллиона тенге, хотя на предприятии уже планово идет государственный аудит Высшей аудиторской палаты об эффективности использования средств республиканского бюджета и активов государства, выделенных на развитие транс­порта, - пересказывает, чем недовольны его коллеги, Алибаев. - На расширенном заседании правительства премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ подчеркнул, что непродуктивные расходы должны быть полностью исключены. Никто не должен сорить государственными деньгами. В каких целях заложена эта услуга с внеплановым аудитом, можно только догадываться, учитывая, что на предприятии регулярно проводятся плановые внешние и внутренние аудиты.

Куда смотрит акимат?

В КГП “Метрополитен” поспешили нас успокоить, так как якобы после коллективного обращения сотрудников метрополитена там даже создали комиссию, в которую вошли представители управления городской мобильности, ревизионной комиссии и аппарата акима города.

“По итогам проверки на основании подпункта 6 части 1 статьи 60 Трудового кодекса были прекращены трудовые отношения с сотрудниками, не соответствующими квалификационным требованиям. Замечания и недостатки, указанные в представлении, учтены и приняты к сведению. Причины и условия, способствовавшие допущению их, определены и доведены до сведения руководства структурных подразделений управления и метрополитена. На сегодняшний день все кадровые вопросы урегулированы согласно закону”, - сообщили в КГП “Метрополитен”.

Там обращают внимание на то, что с момента подачи жалобы ни один сотрудник не был уволен руководством, да и сейчас никто никого не увольняет. А то, что происходит, это, мол, внутренние интриги работников метро.

Однако Алибаев утверждает, что конф­ликт до сих пор не исчерпан. Сам он работает на предприятии уже 11 лет, практически с момента открытия метро.

- Ничего не поменялось. Они все врут! - безапелляционно заявил он. - На самом деле я вам рассказал только часть того, что происходит в метро. Коллеги все боятся, что их уволят, вынудят уйти. Хотя зарплата всего 250-300 тысяч тенге, но ведь другого метро в городе нет. А у нас дети, кредиты…

Екатерина ТИХОНОВА, фото Андрея ХАЛИНА и Игоря НЕВОЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть