Любишь парковаться - люби и денежки платить
Платные стоянки в Алматы: сколько будут стоить и где они появятся в этом году? Об этом нам рассказал директор “Алматыпаркинга” Владимир НИ.
- Давайте начнем с главного: сколько денег “Алматыпаркинг” заработал в прошлом году?
- В целом с 11 сентября по 31 декабря на счет “Алматыпаркинга” от жителей города поступило 82 321 000 тенге. Три месяца с 11 сентября по 11 декабря система работала только в Медеуском районе, поэтому львиная доля поступлений была именно оттуда.
Операционные расходы предприятия с учетом налогов - около 20 миллионов тенге в месяц. Чистая прибыль за прошлый год составила около пяти миллионов тенге. Вы помните, что мы должны делить оставшиеся на конец года средства и передавать их районным акиматам. В этом году мы делать этого не будем, нет смысла - сумма слишком маленькая. Пока рано делать какие-то выводы. Мы начинали с нуля: “А-паркинг” ничего нам не передал - ни основных средств, ни программного обеспечения. Думаю, в конце 2024 года можно будет говорить о каких-то результатах и распределять собранные от платных парковок средства по районам.
- Одна из претензий к “Алматыпаркингу” - отсутствие резидентных соглашений для жителей, которые до сих пор не могут оформить право на льготную парковку возле собственного дома. Резидентные соглашения появятся?
- Мы рассчитываем, что они появятся примерно к середине года вместе с новым тарифным меню. Недавно мы докладывали акиму города о промежуточных итогах нашей работы и презентовали проект тарифного меню. Совместно с проектным офисом по транспорту сформировали видение того, каким должен быть тариф и на платную парковку, и на резидентные соглашения. Сейчас мы определяем зоны с повышенным, средним и минимальным тарифом. Но все это предварительно, на самом деле пока я не могу называть точные цифры. Может быть, зон будет две, а не три, но разделение точно появится.
- Сейчас тариф за парковку в большинстве зон - 100 тенге в час. Он в любом случае повысится?
- В зонах с минимальным тарифом 100 тенге в час, возможно, останется. А дальше будет повышаться.
- На сколько: 200, 500 тенге в час?
- Я думаю, где-то посередине - между 100 и 500 тенге. Мы сможем назвать сумму только после того, как тарифное меню утвердят. Станут дороже и резидентные соглашения - раньше их можно было оформить за 6000 тенге на полгода парковки.
По резидентным соглашениям есть еще один момент: чтобы их внедрить, сначала нужно внести изменения в некоторые законодательные акты на городском и, что сложнее, республиканском уровне. Раньше платными парковками Алматы управляла частная компания. Она самостоятельно решала, какими будут резидентные соглашения и сколько жители должны за них платить. Мы госпредприятие и работаем по другим правилам. У нас должны быть законные основания, позволяющие заключать соглашения о льготной парковке с жителями. Но их нет.
- Вы считали, сколько людей ждут, когда появятся резидентные соглашения?
- Мы смотрели статистику “А-паркинга”: они заключили около 5000 резидентных соглашений. Пока у нас есть примерно 1000 заявок от жителей. Понимаем, что их станет больше, как только появится возможность получить льготу на парковку возле дома.
- Визуально кажется, что зон платной парковки стало больше по сравнению с теми, что работали раньше. Хотя вы говорили, что количество платных парковочных мест пока не изменилось.
- На самом деле не изменилось. Сейчас платных парковочных мест тротуарного типа (расположенных вдоль дорог. - О. А.) около 11 000. Столько же было и до передачи предприятия в муниципальную собственность. Мы открывали парковки только на тех участках, которые уже были в ведении “А-паркинга”. Просто где-то они не успели поставить информационные таблички и добавить эти зоны в систему, чтобы начать собирать деньги. А мы это сделали и раздробили существующие зоны на более мелкие участки, чтобы было удобнее взимать плату и оформлять резидентные соглашения.
- Где в этом году в первую очередь появятся платные парковки?
- Мы подали документы на оформление наиболее загруженных участков возле рынков “Тастак”, “Тигрохауд” и расположенного недалеко от него базара на проспекте Алтынсарина. На подготовительные работы - оформление земель, знаков, разметки - уходит до полугода. Думаю, к лету парковки возле этих рынков мы запустим. Потом они постепенно начнут появляться вдоль улиц в Алмалинском и Бостандыкском районах - работа идет параллельно. К концу текущего года их станет порядка 22 000 - примерно в два раза больше, чем сейчас.
- Сколько денег может собрать “Алматыпаркинг” в этом году?
- Прогноз - дело неблагодарное. Объясню, почему не хочу называть хотя бы приблизительную цифру. Когда я пришел в “Алматыпаркинг”, думал, это высокорентабельный бизнес. Всем так кажется. Достаточно умножить количество паркомест на стоимость парковки и время их работы, чтобы получилась кругленькая сумма. Одно место в идеале должно зарабатывать 500 тенге в день, но пока в Алматы этого не происходит. Мы проанализировали данные с 11 сентября до конца года, получилось, что одно паркоместо приносит в среднем 150 тенге в день.
- Почему так мало?
- Примерно 40 процентов горожан не платят за парковку, из них 35-40 процентов не оплачивают штрафы.
- Если 40 процентов не платят за парковку, значит, вы плохо контролируете? У “Алматыпаркинга” мало машин, которые должны фиксировать автомобили, заезжающие в платные зоны, их почти не видно в городе.
- Есть и такой момент: у “Алматыпаркинга” пока шесть парконов, которые курсируют по Алматы. По опыту других стран на 30 000 паркомест мы должны иметь 90 таких автомобилей. Вы представляете, какая это колоссальная цифра! Мы хотим ее снизить за счет внедрения стационарных видеокамер в зонах платной парковки.
Сейчас идет апробация системы возле Зеленого базара. Мы установили стационарную видеокамеру на улице Зенкова от улицы Гоголя до проспекта Жибек жолы. В рамках пилотного проекта в автоматическом режиме камера фиксирует все нарушения ПДД и аварийные ситуации. Мы сейчас отрабатываем разные технические сценарии, внедряем их в систему.
В прошлом году вышли к руководству города с инициативой масштабировать этот проект. Защитили установку 63 комплексов на 12 локациях (базары, вокзалы, места хаотичной парковки). В течение года будем устанавливать стационарные видеокамеры - сведения о нарушении будут уходить в управление административной полиции. И если оно подтвердится, полицейские смогут выписывать штрафы. Надеюсь, благодаря этому порядка на наших дорогах станет больше.
Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы