8426

Любишь парковаться - люби и денежки платить

Платные стоянки в Алматы: сколько будут стоить и где они появятся в этом году? Об этом нам рассказал директор “Алматыпаркинга” Владимир НИ.

Любишь парковаться - люби и денежки платить

- Давайте начнем с главного: сколько денег “Алматыпаркинг” заработал в прошлом году?

- В целом с 11 сентября по 31 декабря на счет “Алматыпаркинга” от жителей города поступило 82 321 000 тенге. Три месяца с 11 сентября по 11 декабря система работала только в Медеуском районе, поэтому львиная доля ­поступлений была именно оттуда.

Операционные расходы предприятия с учетом налогов - около 20 миллионов тенге в месяц. Чистая прибыль за прошлый год составила около пяти миллионов тенге. Вы помните, что мы должны делить оставшиеся на конец года средства и передавать их районным акиматам. В этом году мы делать этого не будем, нет смысла - сумма слишком маленькая. Пока рано делать какие-то выводы. Мы начинали с нуля: “А-паркинг” ничего нам не передал - ни основных средств, ни программного обеспечения. Думаю, в конце 2024 года можно будет говорить о каких-то результатах и распределять собранные от платных парковок средства по районам.

Владимир НИ.

- Одна из претензий к “Алматыпаркингу” - отсутствие резидентных соглашений для жителей, которые до сих пор не могут оформить право на льготную парковку возле собственного дома. Резидентные соглашения появятся?

- Мы рассчитываем, что они появятся примерно к середине года вместе с новым тарифным меню. Недавно мы докладывали акиму города о промежуточных итогах нашей работы и презентовали проект тарифного меню. Совмест­но с проектным офисом по транспорту сформировали видение того, каким должен быть тариф и на платную парковку, и на резидентные соглашения. Сейчас мы определяем зоны с повышенным, средним и минимальным тарифом. Но все это предварительно, на самом деле пока я не могу называть точные цифры. Может быть, зон будет две, а не три, но разделение точно появится.

- Сейчас тариф за парковку в большинстве зон - 100 тенге в час. Он в любом случае повысится?

- В зонах с минимальным тарифом 100 тенге в час, возможно, останется. А дальше будет повышаться.

- На сколько: 200, 500 тенге в час?

- Я думаю, где-то посередине - между 100 и 500 тенге. Мы сможем назвать сумму только после того, как тарифное меню утвердят. Станут дороже и резидентные соглашения - раньше их можно было оформить за 6000 тенге на полгода парковки.

По резидентным соглашениям есть еще один момент: чтобы их внедрить, сначала нужно внести изменения в некоторые законодательные акты на городском и, что сложнее, республиканском уровне. Раньше платными парковками Алматы управляла частная компания. Она самостоятельно решала, какими будут резидентные соглашения и сколько жители должны за них платить. Мы госпредприятие и работаем по другим правилам. У нас должны быть законные основания, позволяющие заключать соглашения о льготной парковке с жителями. Но их нет.

- Вы считали, сколько людей ждут, когда появятся резидент­ные соглашения?

- Мы смотрели статистику ­“А-паркинга”: они заключили около 5000 резидентных соглашений. Пока у нас есть примерно 1000 заявок от жителей. Понимаем, что их станет больше, как только появится возможность получить льготу на парковку возле дома.

- Визуально кажется, что зон платной парковки стало больше по сравнению с теми, что работали раньше. Хотя вы говорили, что количество платных парковочных мест пока не изменилось.

- На самом деле не изменилось. Сейчас платных парковочных мест тротуарного типа (расположенных вдоль дорог. - О. А.) около 11 000. Столько же было и до передачи предприятия в муниципальную собственность. Мы открывали парковки только на тех участках, которые уже были в ведении ­“А-паркинга”. Просто где-то они не успели поставить информационные таблички и добавить эти зоны в систему, чтобы начать собирать деньги. А мы это сделали и раздробили существующие зоны на более мелкие участки, чтобы было удобнее взимать плату и оформлять резидент­ные соглашения.

- Где в этом году в первую очередь появятся платные парковки?

- Мы подали документы на оформление наиболее загруженных участков возле рынков “Тастак”, “Тигрохауд” и расположенного недалеко от него базара на проспекте Алтынсарина. На подготовительные работы - оформление земель, знаков, разметки - уходит до полугода. Думаю, к лету парковки возле этих рынков мы запустим. Потом они постепенно начнут появляться вдоль улиц в Алмалинском и Бостандыкском районах - работа идет параллельно. К концу текущего года их станет порядка 22 000 - примерно в два раза больше, чем сейчас.

- Сколько денег может собрать “Алматыпаркинг” в этом году?

- Прогноз - дело неблагодарное. Объясню, почему не хочу называть хотя бы приблизительную цифру. Когда я пришел в “Алматыпаркинг”, думал, это высокорентабельный бизнес. Всем так кажется. Достаточно умножить количество паркомест на стоимость парковки и время их работы, чтобы получилась кругленькая сумма. Одно место в идеале должно зарабатывать 500 тенге в день, но пока в Алматы этого не происходит. Мы проанализировали данные с ­11 сентября до конца года, получилось, что одно паркоместо приносит в среднем 150 тенге в день.

- Почему так мало?

- Примерно 40 процентов горожан не платят за парковку, из них 35-40 процентов не оплачивают штрафы.

- Если 40 процентов не платят за парковку, значит, вы плохо контролируете? У “Алматыпаркинга” мало машин, которые должны фиксировать автомобили, заезжающие в платные зоны, их почти не видно в городе.

- Есть и такой момент: у “Алматы­паркинга” пока шесть парконов, которые курсируют по Алматы. По опыту других стран на 30 000 парко­мест мы должны иметь 90 таких автомобилей. Вы представляете, какая это колоссальная цифра! Мы хотим ее снизить за счет внед­рения стацио­нарных видеокамер в зонах платной парковки.

Сейчас идет апробация системы возле Зеленого базара. Мы установили стационарную видеокамеру на улице Зенкова от улицы Гоголя до проспекта Жибек жолы. В рамках пилотного проекта в автоматическом режиме камера фиксирует все нарушения ПДД и аварийные ситуации. Мы сейчас отрабатываем разные технические сценарии, внедряем их в систему.

В прошлом году вышли к руководству города с инициативой масштабировать этот проект. Защитили установку 63 комплексов на 12 локациях (базары, вокзалы, места хаотичной парковки). В течение года будем устанавливать стационарные видеокамеры - сведения о нарушении будут уходить в управление административной полиции. И если оно подтвердится, полицейские смогут выписывать штрафы. Надеюсь, благодаря этому порядка на наших дорогах станет больше.

Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть