Многоэтажные обещания
Смогут ли в Алматы приструнить недобросовестных застройщиков?
В мае прошлого года правительство утвердило генеральный план развития Алматы до 2040 года. Это стратегический документ. План детальной планировки (ПДП), который презентовали на днях, - следующая, более точечная стадия. Главная его фишка - полицентричная модель, условно разделяющая город на пять секторов. О ней уже много говорили. Каждый из полицентров должен быть равномерно обеспечен инфраструктурой - социальной, досуговой и культурной.
Начнем с полицентра “Восточные ворота” в районе аэропорта. Вокруг воздушной гавани в перспективе должны появиться гостиницы, рестораны, торговые и бизнес-центры... В общем, все, что нужно человеку, который прилетел в Алматы и хочет интересно провести свободное время. Сюда в перспективе (видимо, очень далекой) должны протянуть БРТ, ЛРТ и даже метро.
Район этот проектировщики назвали “Аэропорт сити”. Как всегда, с размахом. А получится ли из этой задумки хоть что-то, во многом зависит от инвесторов. Но их еще нужно убедить в том, что Аэропорт сити - не очередной город-призрак из серии тех, которые второй десяток лет пытаются построить на границах с мегаполисом.
- Изменения коснутся всех районов, одних в большей, других в меньшей степени. В чем градус обеспокоенности жителей, с которыми мы встречались? Многие боятся, что в ходе работ будет затронуто их имущество. Хотел бы подчеркнуть: выкуп земельных участков будет осуществляться строго в соответствии с законом по рыночной стоимости, - заверил главный архитектор Алматы, руководитель управления городского планирования Нурлан БУРАНБАЕВ. - В прошлом году на эти цели бюджет потратил порядка 40 миллиардов тенге. Никто просто так забирать землю не будет. Чтобы минимизировать негатив, мы разделили работы по реализации ПДП на два этапа. На первом - до 2030 года - запланировали изменения, которые в значительной части не коснутся территории индивидуальной застройки. Дальше посмотрим по ситуации.
Из конкретных проектов, по которым уже есть какие-то движения, - строительство вокзала Алматы-3 недалеко от микрорайона “Мадениет” в Алатауском районе. Сейчас идут переговоры с “Казахстан темир жолы”. Национальный перевозчик будет строить железнодорожную платформу, а здание вокзала и привокзальную площадь - акимат. Срок реализации - 2026-2027 годы. Вокзал нужен как раз для того, чтобы перенаправить потоки людей, поскольку сейчас всем пассажирам приходится ехать в одну часть города, чтобы сесть в поезд.
Главной темой стали не далеко идущие планы, а бум строительства в Алматы, из-за которого в прямом и переносном смысле скоро нечем будет дышать. По горячей теме тоже вагон обещаний: “В новых ПДП применяются квартальная застройка разумной плотности и красные линии всех улиц. Это исключает хаотичную и точечную застройку”.
Или вот: “Мы стремимся к шестиэтажной застройке подобно Парижу и Лондону” - фраза из доклада директора НИИ “Алматыгенплан” Асхата САДУОВА.
Кто знает, доведут ли нас эти стремления “до городу Парижу”, но до нервного срыва от новостей сегодняшних недалеко. Они журналистов и интересовали. Значительная часть Алматы застраивается ЖК, на территории которых есть только многоэтажки - никаких тебе социальных и культурных объектов. Что толку говорить о будущем, если не навести порядок в настоящем!
- Сейчас в городе строится 139 жилых комплексов. Мы будем приводить их в соответствие с принципами, утвержденными в проектах детальной планировки, - прокомментировал заместитель акима Алматы Аскар АМРИН.
- Каким образом вы будете это делать? Стройка идет, все разрешительные документы есть, но проект не предполагает, что внутри ЖК появится зеленая зона или спортивная площадка! - уточнила я.
- Действующие объекты, которые уже строятся, они есть, и никто их сносить не будет. Для нас важен вопрос этажности, по нему мы будем проводить переговоры. Остальные (речь о еще не утвержденных проектах ЖК. - О. А.) будут действовать согласно ПДП. Застройщик смотрит проект, видит, что в районе, в котором он планирует работать, предусмотрено строительство домов не выше шести этажей, двигается дальше.
- Сейчас компании могут нарушить обещания, касающиеся строительства инфраструктуры, о которой они говорят изначально. Что им помешает делать это в дальнейшем?
- Если мы говорим о проектах, которые будут реализовываться с чистого листа, то в ПДП заложены требования по плотности и этажности. Эти требования не будут нарушаться, - без тени сомнения пообещал главный архитектор города.
Говорили и про последствия землетрясения.
- В акимат поступило 188 обращений по объектам, которые получили видимые повреждения. 70 из них - многоэтажные жилые дома, - привел статистику Аскар Амрин. - Представители акиматов совместно с экспертами прошли по всем точкам. Жизни людей ничего не угрожает, на устойчивость зданий повреждения не влияют. Это обычные трещины (в основном связанные с отделкой), которые можно закрыть текущим ремонтом. В жилых домах делать его будут за счет жителей, на социальных объектах - на средства акимата.
- Какие дома в основном повреждены - новые или старые?
- Через две недели будет готов официальный отчет, мы опубликуем подробную информацию.
Проекты детальной планировки будут реализовывать постепенно. Говорят, уже начали - с развития транспортной и инженерной инфраструктуры.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы