Жить-поживать да проблем наживать
Почти два месяца назад пожар в Almaty Hostel оборвал жизни 13 человек. Поднялась волна народного возмущения. У всех вдруг открылись глаза на то, в каких условиях выживают наши соотечественники и приезжие. Что изменилось в работе хостелов после трагедии? Прошли ли они проверку на безопасность? Прикрыли ли лавочку для тех, кто работает с нарушениями?
Закономерная беда
Министр по чрезвычайным ситуациям Сырым ШАРИПХАНОВ назвал две версии пожара в Almaty Hostel. В первой в ведомстве указали возможное короткое замыкание: нагрелся и расплавился блок питания светового устройства. Во второй - человеческий фактор: кто-то бросил горящий окурок или спичку. Осталось ждать выводов следствия - их нет до сих пор.
Однако это о причинах уже случившейся беды. А что сделано для того, чтобы предупредить другие возможные? Чего уж притворяться - с нарушениями требований пожарной безопасности у нас работает, пожалуй, каждый второй хостел.
- Пожар в Almaty Hostel, как и в жилом комплексе “Аккент”, как бы цинично это ни звучало, - закономерность. Повторяющиеся трагедии с жертвами и без жертв лишь указывают на то, что есть системная проблема: халатное отношение уполномоченных госорганов, обязанных проводить проверки и реагировать на сигналы со стороны граждан, - уверен председатель алматинского городского филиала РОО “Общественный защитник” Талгат МУХАМЕДГАЛИЕВ. - В ответ на конкретные жалобы граждане получают отписки от чиновников, ссылающихся на мораторий на проверки. Но ведь это лукавство - был мораторий только на проверки внеплановые! Если есть опасение, что присутствует угроза жизни людей, в Генпрокуратуру направляется заявление, и комитет по статистике дает разрешение на визит проверяющих. Однако чаще всего даже заявления на проверку не отправляют! У нас не хватает специалистов, контролирующих исполнение закона. Со штрафами на дорогах это работает хорошо: нарушишь - прилетает штраф. В сфере жилищных отношений и штрафы не пугают нарушителей, и “карателей” еще расшевелить нужно!
Кстати, после резонансного пожара информация о проверках хостелов по стране все же появлялась: в Шымкенте (чеэсники выявили нарушения на первом же объекте), в столице, в Усть-Каменогорске. Но, отвечая на вопросы журналистов, представители департаментов по ЧС делали оговорку: никакая это не массовая проверка, последовавшая за трагедией. Все, мол, идет по плану и отрабатывается республиканская акция “Жатакхана”. Акция эта завершилась буквально за несколько дней до пожара в Almaty Hostel, и работавшее нелегально заведение под проверку, к сожалению, не попало. Так, может, стоит шерстить поактивнее?
На ученье становись!
Памятки и опросы - щит и меч чеэсной профилактики. Спасатели разносят по хостелам брошюры о том, как спастись от огня дома, в местах массового скопления людей и как обезопасить себя при работе с природным газом (несмотря на требования стандартов, во многих хостелах готовят еду на газе и баллоны стоят). Даже пожарно-тактические занятия устраивают: их провели уже в 189 хостелах из 226. До конца месяца обещают обойти все. Пресс-служба акимата Алматы на наш запрос тоже отчиталась: с владельцами хостелов провели ZOOM-конференции и круглые столы, где снова подняли вопрос пожарной безопасности.
Но проверки все еще держит в узде Предпринимательский кодекс, по которому органы гражданской защиты могут нагрянуть лишь по обращениям граждан, да и то с конкретными фактами нарушения законодательства.
- Таких случаев, - подчеркнули в пресс-службе акимата Алматы, - было три. Владельцам выписаны предписания на устранение выявленных нарушений.
Все это как мертвому припарка. Что толку, если владельцы хостелов потратятся на пожарную сигнализацию или огнетушители, если в помещении, где они располагаются, люди жить не должны категорически!
- В законодательстве четко прописаны ограничения в использовании нежилых помещений. Определены понятия, прописан функционал - подвалы, технические этажи никак не предназначены для размещения в них людей! Нет нормального доступа к лестницам или путям эвакуации. В зоне паркинга (есть и такие хостелы!) жить вообще невозможно - концентрация ядовитых газов зашкаливает.
Но на бумаге - одно, а на деле - другое. И хотя основные понятия хостела и условия его работы в законе прописаны (закреплены в 2020 году), все они носят базовый характер. Национальный стандарт по хостелам рекомендательный. Застройщики игнорируют требования пожарной безопасности, заменяя систему сигнализации и пожаротушения бутафорией, - продолжает Талгат Мухамедгалиев.
Пожарным, может быть, откроем
Рандомно выбираем несколько хостелов в разных районах Алматы. Представляемся, интересуемся у администрации, приходили ли к ним с проверкой, какие нарушения нашли и что они сделали для их устранения.
- У нас большие окна с возможностью выйти из них прямо на улицу, - рассказывают в первом хостеле в Медеуском районе, куда мы наведались (здесь, на улице Барибаева, хостел расположен на первом этаже жилого многоквартирного дома). - Нас попросили держать с внутренней стороны на видном месте ключ, чтобы могли выйти жители всех комнат и не создавать давку. Огнетушители, пожарная сигнализация - все есть.
Проверить, правда ли это, нет возможности: несмотря на то что все вполне прилично выглядит, журналистов дальше стойки администратора не пускают. Звонят начальству, а те отказывают даже в комментарии. То ли бизнес этот под такой непробиваемой крышей, то ли, напротив, зашуган донельзя и лишний раз старается не отсвечивать. Окна-двери, кстати, снаружи закрыты. А обойдя здание с торца, обнаруживаем зарешеченные окна этого же хостела…
В Ауэзовском районе хостел находим в районе рынка “Тастак” - там часто снимают койко-место люди, торгующие на базаре. Дешево. Сердито. Обитатели его жалуются на клопов и духоту в комнатах - еще бы, хостел расположен в цокольном помещении и окна получилось сделать не везде. Спускаемся: вечный спутник любого подвала - канализационные трубы, которые проходят здесь прямо под потолком. Мерно журчат по ним фекальные массы. После вопроса о соблюдении требований пожарной безопасности администратор указывает нам на дверь.
- Вот придут пожарные, подумаю, открывать им или нет, а вы идите, - выпроваживает нас владычица подвала.
В Бостандыкском районе хостелы имеются на любую емкость кошелька - в отдельно стоящих зданиях: там можно и шашлычок во дворе сварганить, и при чрезвычайной ситуации выскочить на улицу. Но есть и на первых этажах, и в цоколях жилых многоэтажек.
- Кто-то жалуется на насекомых, на неудобные кровати. Но мне этот хостел очень помог, когда нужно было найти жилье для поступившей в КазНУ дочери, - объясняет Ринат ИДРИСОВ. - Первое время я не придавал значения, что в комнатах нет окон - зато дешево и от учебы близко. Да и дочка в хостел приходила только ночевать. Когда случился пожар в Almaty Hostel, нашли другое помещение, более безопасное.
С этим человеком мы списались, наткнувшись на его отзыв о хостеле в 2GIS. В приложении этом честные замечания перекрываются десятками восторженных отзывов. Даже на самые откровенные гадюшники находятся воспеватели. А тех, кто пишет правду, вносят в черный список жильцов хостелов. Забавно, что такой имеется у контор, которые сами зачастую в полулегальном положении!
- Скорее, так пугают тех, кто возмущается, - рассказывает пользователь хостелов Валентина КУЦЕВА, которая часто приезжает в Алматы в командировки и не раз сталкивалась с хамством администрации общежитий и их обитателей. - Парадокс, но вам могут угрожать полицией за то, что вы просите принять оплату с помощью QR, а не переводом. И нарушений таких масса! Они не только бытовые - грязная постель, забившийся смыв в душевой. При желании владельцев можно привлечь за нарушение прав потребителей. Но кто будет заморачиваться?! В хостелах нередко процветает воровство, нелегально проживают иностранцы. За этим, по идее, должны следить участковые.
В качестве ремарки, печально известный Almaty Hostel за полтора месяца до пожара в рамках операции “Правопорядок” проверяла полиция. Мигрантов без документов искали. Не нашли. Однако, выявив незаконно работающий на “делянке” хостел, полицейские почему-то не сигнализировали о нарушении пожарной безопасности в ДЧС.
Не повторять трагедий
Баян СУЛТАНБЕКОВА попыталась раскрутить хостел-бизнес в “квадратах” своей двухкомнатной квартиры. 110 квадратных метров площади. Четыре отдельных санузла. Узаконила внутреннюю перепланировку. Даже подъезд и дворовую территорию облагородила - помещение находилось на втором этаже и отдельного входа не имело. Накрылся бизнес в пандемию: в комнате площадью 20 “квадратов” должно было быть расстояние между кроватями два метра. Двухъярусные не подошли. Сейчас по нормам на одного проживающего должно быть 6 квадратных метров.
- Позже хотела открыть хостел в цоколе на 200 “квадратов”. Но партнер отказался прорубить аварийный выход. А я уже тогда задумалась: а вдруг пожар? Понесла убытки, зато сплю спокойно! Причин пожара может быть много, а беда одна - пенополистирол, который используют для утеплителя и звукоизоляции, - уверена Баян. - Раз хостел, значит, будут делать перегородки для комнатушек. А кто будет использовать для этого кирпичи - все экономят! Но пенополистирол категорически нельзя применять в жилом строительстве, для школ, больниц, кинотеатров! Однако у нас его используют сплошь и рядом, несмотря на то что в проекте будет значиться, например, базальтовый утеплитель. Авторский надзор закроет глаза на все. Но поймите, когда он загорается, достаточно двух вдохов, чтобы человек потерял сознание и получил ожог легких. Похожие ситуации были при трагедиях в России - при пожаре в “Хромой лошади” и “Зимней вишне”. Неужели нам нужно повторение трагедий?
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы