Обделяй и властвуй
В Костанайском центре специальных соцуслуг больных детей лишили новогодней елки... и не только
Перед Новым годом в этом центре грянул скандал: стало известно, что елки, привезенные спонсорами, дети не увидели. Индивидуальный предприниматель Ксения ГОЛОМИДОВА заявила: роскошные хвойные деревья, которые она специально доставила из-за границы, исчезли. Вместо елок стоимостью почти 300 тысяч тенге центр радовал детей обычными дешевыми соснами с костанайских базаров. А те, благотворительные, попросту испарились.
Голомидова поняла это, когда получила из центра фотографии детского утренника. На все ее вопросы руководство ничего толком не ответило, и лишь после того, как история получила огласку, некий сотрудник признался, что забрал пушистую красавицу себе домой. Куда подевались еще две - неизвестно. Работники центра заявили, что елки установлены в детских группах, но Голомидова своими их не признала. Директор учреждения Динара АЛЬМУХАМБЕТОВА развела руками:
- Не могу ничего сказать, будем разбираться.
Делом занялась полиция, но результатов ее работы пока нет.
Не успел утихнуть елочный скандал, как грянул новый. И этот, пока еще не известный широкой публике, будет покруче прежнего. В минувшую пятницу пришлось побывать в центре, чтобы лично убедиться в этом. Я прошел в корпус, где расположен кабинет методиста. Он оказался на замке, да к тому же еще и опечатан. Сквозь узкую щель было видно: в кабинете беспорядок и весь он завален какими-то вещами. Осмотревшись, я сообразил: узнать, что там внутри, можно через стекло над дверью. Встал на цыпочки, поднял над собой смартфон и сделал несколько кадров. Сказать, что увиденные изображения меня удивили, означает ничего не сказать.
В кабинете царит полный бардак. Все заставлено коробками и завалено вещами. Из многочисленных пакетов и сумок выглядывают игрушки и всяческая снедь. Все это добро было скоплено, судя по всему, за долгий срок работы методистом Лайлой КАРПЫКОВОЙ. По словам сотрудников, она была уволена еще в начале декабря, причем после скандала, вызванного жалобами ее коллег-подчиненных.
Они сообщали о том, что в центре процветает мздоимство, а в кабинет главного методиста не зарастает тропа, по которой ходят люди, несущие туда черные пакеты с подарками. То есть опечатывание методического кабинета можно считать несомненно связанным с деятельностью Карпыковой, уволенной после проверки поступившей на нее жалобы.
О визите журналиста вскоре узнало руководство центра. И тогда кабинет, который был опечатан более месяца тому назад, в срочном порядке открыли, чтобы, вероятно, навести там порядок. Между тем коллектив этого учреждения был уверен: если кто и сорвет печать на двери, то им будет антикор.
Однако тайны из этого действа сделать не удалось: в моем распоряжении оказались несколько фото и видео с места событий. Надо сказать, увиденное способно поразить еще сильнее, чем съемки кабинета через оконный проем.
Десятки банок с соленьями и вареньями. Множество коробок с бытовой химией и гигиеническими средствами. Сувенирные новогодние светильники-свечи, вентилятор в упаковке, сантехническое оборудование, дверные замки с ручками, разнообразная новая посуда, комплекты детской одежды и обуви, калькуляторы. Кроме того, пять коробок с самокатами, трехколесные велосипеды, елочные украшения, никем не читанные детские книги, бижутерия, несколько комплектов домашнего кукольного театра. Все совершенно новое.
Венчает весь этот набор коллекция (иначе не скажешь) спиртного: коньяки, вина, водка... Затесались среди них и несколько опустошенных бутылок. Спрашивается, их-то зачем было хранить? Но, видать, этому хозяйству нужно было все, да побольше. Видеорепортаж можно увидеть в YouTube:
Между тем, если верить воспитателям (практически все они предпочли остаться анонимами из опасения, что их уволят за длинный язык), центр постоянно испытывает дефицит самого необходимого: влажных салфеток, средств гигиены, бытовой химии и всего прочего, что нужно больным детям, находящимся здесь. И вот теперь оказалось, что всем этим добром, причем с избытком, центр располагал, но сосредоточено оно было в кабинете методиста Карпыковой! Мне рассказали, что на просьбы выдать те или иные материалы или вещи, от "лучшего наставника работающей молодежи" почти всегда следовал ответ: "Нет!".
Воспитатель Майрамгуль БОХАЙ оказалась готова многое рассказать о порядках, установленных в этом заведении при прежней хозяйке методического кабинета.
В разговоре со мной она обмолвилась: в коллективе ходят слухи, усердно подогретые Карпыковой, что у нее якобы хорошая крыша где-то на самой верхушке исполнительной власти областного центра. Так это или нет, непонятно, однако люди опасаются, что Карпыкова в скором времени может вернуться на работу.
Думается, почему бы и нет? Ведь она, по информации из Интернета, специалист что надо: буквально в июле прошлого года заняла второе место в региональном этапе престижного конкурса "Еңбек Жолы" в номинации "Лучший наставник работающей молодежи". А годом ранее ей вообще вручили медаль.
- Я приехала в Казахстан из Монголии, - рассказывает Бохай. - У меня здесь нет родственных связей, благодаря которым было бы легче жить. Тяну свою лямку как могу. Приходится жить в кредитах, квартиры своей нет, я мать-одиночка. Но я всегда готова к работе, прошу начальство выделять мне дополнительные рабочие смены. К сожалению, вышло так, что Карпыкова распределяла их между воспитателями исходя из соображений "свой - чужой". Кто ей близок, тот в итоге и мог больше заработать.
Майрамгуль рассказывает, что поначалу отношения между ней и Карпыковой были хорошими. Однако когда ей стало известно о том, что методист числится воспитателем в 7-й группе, получает за это зарплату, но сама там даже не появляется, стал разрастаться конфликт. А ведь в той самой группе находятся лежачие больные дети, которым необходим постоянный и неусыпный уход. Об этом и многих других фактах (устройство на работу близких родственников, увольнение неугодных сотрудников, постоянные денежные сборы) Бохай сообщила в жалобе, отправленной акиму Костанайской области и руководству облуправления координации занятости и соцпрограмм.
Итогом этого обращения и стала проверка, после которой Карпыкову освободили от должности, а ее кабинет с разнообразным детским добром был опечатан. Однако ни о каких прочих мерах не поступило даже малейшей информации.
- Серьезность проблемы в том, что именно методист в нашем центре руководит работой педагогического коллектива, - поясняет Майрамгуль Бохай. - Именно от ее мнения всегда зависели все решения руководства, связанные с кадровой работой. Так мы лишались хороших работников, которые в чем-то стали неугодны методисту. А на их место приходили нужные и послушные ей люди.
Остается вспомнить, что полгода назад мне уже приходилось писать о большой проблеме именно этого центра (см. "За что страдают дети солнца?", "Время" от 7.9.2023 г.). Здесь был зафиксирован добрый десяток фактов травм и телесных повреждений у малышей: кто-то выпал из окна, кто-то получил сильные ожоги, а кому-то воспитатель железной ложкой набил шишку на лбу…
- Могу сказать, что инцидент с ложкой произошел, когда у воспитателя случился нервный срыв после скандала с методистом, я это точно знаю, - продолжает Майрамгуль. - Конечно, это не оправдание, но это свидетельство того, как была поставлена работа и насколько нездоровой была атмосфера.
Мы намерены отследить работу по установлению порядка и законности, в которых нуждаются не только воспитатели, но и маленькие жители детского центра специальных соцуслуг. Поэтому хотелось бы, чтобы ответственные органы задумались, насколько уникальна эта ситуация и не говорит ли она о том, что в подобных центрах по всей стране дела обстоят не лучше.
P.S. Накануне выхода этого материала в свет со мной связалась Майрамгуль Бохай и рассказала, что после моего появления в интернате дело стало двигаться. Сообщила и о том, что ей советуют не привлекать прессу и даже стали поступать угрозы. Майрамгуль, боясь за себя, попросила не публиковать статью. Она заявила, что это было не интервью на диктофон и с репортерской фотосессией, а всего лишь попытка "посоветоваться" со мной, "как со специалистом".
Такое развитие ситуации - из ряда вон, и пойти на поводу у просителя мы не можем. Положение дел в центре специальных соцуслуг, где находятся и без того обиженные судьбой дети, безусловно, не может быть покрыто какой-либо тайной. Наша общая обязанность помочь им, сделать так, чтобы в подобных заведениях не было места ни коррупции, ни халатности, ни равнодушию, ни чьим-либо личным интересам. Речь о детях - беззащитных, неизлечимо больных, живущих без родительской заботы и ласки в казенном учреждении. И если государство своими законами гарантирует им соблюдение их прав и законных интересов, то и граждане этого государства (в том числе журналисты) не могут отмахнуться от обесценивающих все эти гарантии проблем.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай