6035

Залезли в чужую тарелку?

Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Потанина неожиданно объявили вне закона. Постарался региональный департамент Агентства по защите и развитию конкуренции, который вдруг усмотрел в деятельности культурного учреждения с 80-летней историей признаки монополии. Монополии на патриотизм, если быть совсем точными.

Залезли в чужую тарелку?

Удивительное открытие ждало руководство историко-крае­ведческого музея по результатам мониторинга антимонопольного ведомства. Оказывается, музею нельзя заниматься… патриотическим и эстетическим воспитанием граждан. И это вовсе не опечатка или ошибка в строке адресата.

Антимонопольщики на полном серьезе отыскали в уставе музея “виды деятельности, не соответствующие действующему законо­дательству”. Вот так много лет занимался музей спокойно исследованием подвигов участников Великой Отечественной или творческого наследия фотохудожника, летописца истории Павлодарской области Дмитрия БАГАЕВА и знать не знал, что делает что-то противозаконное. И это ведь не единственные нарушения, по версии антимонопольного ведомства.

По количеству того, что павлодарскому историко-краеведческому музею делать нельзя, он еще тот “рецидивист”. Здесь, пожалуй, процитирую список нарушений действующего законодательства: “повышение квалификации работников сферы культуры и реставраторов, комплектование и пополнение фондов произведениями и материалами культурного наследия Павлодарской области, популяризация творческого наследия композитора начала XX века Майры ШАМСУТДИНОВОЙ”… Всего 11 пунктов.

Возникает резонный вопрос: чем же тогда вообще можно заниматься музею? То же предписание дает такой ответ: “Основной целью музея является сохранение историко-культурного наследия региона, популяризация и пропаганда сферы культуры и искусства, стимулирование роста востребованности отечественного продукта сферы культуры в области, обеспечение свободного доступа к историко-культурному наследию”. И не спрашивайте сейчас о логике. Или о том, почему “сохранение историко-культурного наследия региона” исключает исследование его же в Экибастузском, Аксуском и Щербактинском районах.

- Иначе, извините за грубость, как бредом, подобные действия регионального антимонопольного ведомства я назвать никак не могу. По аналогии давайте тогда объявим вне закона и прививочную кампанию, которую проводят в поликлиниках, потому что в ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности. - И. В.) вакцинация у них тоже не прописана! У меня просто нет слов!

Я отправила запрос в надзорный орган в надежде, что разум победит. Я много лет проработала директором Дома-музея Шафера в Павлодаре. У нас тоже были проверки, в том числе со стороны департамента Агентства по защите и развитию конкуренции, но до такого, я считаю, беспредела дело не доходило! У нас и так не все гладко с культурой в обществе. И ставить палки в колеса еще и музеям, которые ни в тендерах ни в каких не участвуют, ни предпринимательской деятельностью никакой не занимаются, - просто подрыв основ государства! - высказывает свое мнение депутат мажилиса Ажар САГАН­ДЫКОВА.

Не может понять, чем не угодил контролирующему органу патриотизм, и директор павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Потанина Арман АЛИАКПАРОВ. Правда, свое возмущение директор “незаконного” музея высказал депутату Сагандыковой, сетуя на то, что “сотрудники департамента даже не утруждаются объяснить суть своих претензий, а грозят административными штрафами и прокуратурой”. Однако в личной беседе Арман Алиакпаров попросил обратиться за комментариями к руководству областного управления культуры.

Любопытно, что в этом ведомстве к выводам антимонопольщиков относятся более чем лояльно.

- Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции просто делает свою работу. Аналогичные претензии были высказаны также в адрес нашего областного драматического театра имени Чехова. По мнению проверяющих, театр не имеет права заниматься просветительской деятельностью. Но это их мнение. У нас же в свою очередь что по музею, что по театру есть что им возразить. Естественно, мы будем оспаривать выданные предписания об устранении нарушений в области защиты конкуренции и, надеюсь, оспорим, - говорит руководитель регионального управления культуры, развития языков и архивного дела Медет ТАУАСКАН.

Тем временем в самом анти­монопольном ведомстве настаивают: расширение видов деятельности без их соответствующего согласия на это - нарушение закона. Музейщикам нужно либо получить это согласие, либо исключить “незаконные” виды деятельности из устава предприятия. В случае неисполнения предписания нарушителю грозит штраф в размере 100 МРП. Это чуть больше 300 тысяч тенге.

Месяц, данный на устранение выявленных нарушений, уже истек. Новостей пока нет, если не считать, что Агентство по защите и развитию конкуренции запросило уставы всех филиалов павлодарского музея для более тщательного изучения.

В акимате области проблему обсуждать только собираются. Прокуратура молчит. А в музее продолжают недоумевать: как “сохранять историко-культурное наследие региона” без популяризации творчества тех, чей вклад в это самое наследие недооценить невозможно, или как пропагандировать сферу культуры без патрио­тического воспитания?

Ирина ВОЛКОВА, фото Валерия БУГАЕВА и из личного архива Ажар Сагандыковой, Павлодар

Поделиться
Класснуть