Здоровье не купишь, но…
Получить компенсацию в случае ошибки врача: как это будет работать
Со следующего года в Казахстане должны внедрить страхование профессиональной ответственности медиков. Разбираемся, зачем оно нужно пациентам и врачам.
Какой будет модель страхования?
Предположим, человеку вырезали аппендицит. Все прошло успешно, но рана не заживает. Проводят обследование - оказывается, что шов наложен неправильно. Пациент обращается в клинику. Жалоба поступает в службы поддержки, внутреннего аудита или первому руководителю. Ее изучают медицинские эксперты, которые не имеют отношения к этой больнице. Они решают, можно ли считать случай страховым. И в случае положительного заключения передают данные в страховую компанию. Здесь все факты еще раз проверяют (нет ли признаков мошенничества или злоупотреблений со стороны врача) и выплачивают пациенту компенсацию.
Речь не идет о фактах халатности или неоказания медицинской помощи - страховка их не покрывает. Такие случаи по-прежнему будут рассматривать в рамках уголовного и гражданского законодательства. Но если в процессе лечения из-за непреднамеренной (подчеркну) ошибки медицинского работника у больного возникли какие-то проблемы, он может получить страховку.
Ответственность страховых компаний ограничена определенными ставками. Например, выплата в случае смерти пациента из-за доказанной экспертизой ошибки врача - до 10 миллионов тенге, инвалидности - до 800 МРП (2 760 000 тенге), сумма зависит от тяжести последствий. Вред здоровью, который был восстановлен, - до 300 МРП (чуть более миллиона тенге).
Кто это оплачивает?
На страховые выплаты в общей сложности предусмотрено порядка 4,5 миллиарда тенге - это взносы, которые ежегодно будут платить за своих сотрудников медицинские клиники. Тарифы разделены на шесть профилей: хирургия, педиатрия, терапия, акушерство и гинекология, стоматология и средний медицинский персонал. Риски по каждому отличаются, соответственно, разным должен быть и коэффициент страховой премии.
Скажем, за медицинскую сестру больница будет платить 12 000 тенге в год, за терапевта - около 30 000, за кардиохирурга и нейрохирурга (у них самый высокий риск ошибиться) - 75 000 - 80 000 тенге.
Сейчас, только по официальным данным, кредиторская задолженность медицинских клиник - 80 миллиардов тенге. Страхование сотрудников - финансовая нагрузка. Но в Минздраве считают, что это не станет проблемой: медицинские организации получат дополнительные средства на страхование, они будут заложены в тарифах на оказание тех или иных услуг.
Операция на спинном мозге стоит, скажем, пять миллионов тенге. К этой сумме добавят и расходы на страховку. Уверяют, что успеют привести в соответствие все механизмы, в том числе тарифы (в общей сложности из-за страховки они увеличатся на 0,024 процента), до того как начнет действовать закон.
Если через несколько лет окажется, что количество выплат пациентам невысокое, страховые компании обещают постепенно сокращать размер взносов. Будет действовать бонусно-рейтинговая система: чем реже жалуются на клинику, тем меньше она платит за своих сотрудников.
Комментарий в тему
- В мажилис первичный проект закона по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников внесли в июне 2022 года. Депутаты начали его обсуждать осенью прошлого года, - восстанавливает хронологию директор департамента науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Даулет АЛДЫНГУРОВ. - На сегодняшний день в парламенте находится более-менее зрелый проект, который депутаты и эксперты все еще обсуждают и дорабатывают. В ноябре-декабре должны быть закреплены последние рекомендации правительства, возможно, после этого документ передадут на обсуждение в сенат.
- Сколько человек в год будут пытаться получить страховку?
- Мы проводили актуарные расчеты вместе со страховыми компаниями. В их основу легли подобные показатели в других странах и казахстанская статистика. Предусматривали максимально возможные риски, чтобы не возникло ситуации, когда объем страховых взносов не сможет перекрыть возможные выплаты. Больше всего (до нескольких десятков тысяч в год) будет выплат до 300 МРП. Это диагностические, лечебные ошибки, которые не привели к инвалидности или летальному исходу, на них будет приходиться основное количество случаев.
- А крупных выплат?
- Ежегодно в Казахстане по так называемым медицинским статьям правоохранительные органы возбуждают порядка 300-400 уголовных дел. Приговор выносят в 10-15 случаях, в остальных - медицинских работников признают невиновными или происходит примирение сторон. В реальности случаев, когда пациент недоволен качеством лечения, больше. Кто-то оставляет своей гнев при себе и не обращается в суд, кто-то напрямую договаривается с больницей или врачом, который выплачивает компенсацию. Сейчас эта статистика скрыта. Со временем, когда заработает страхование, мы увидим реальные цифры. Они, конечно, вырастут, но не думаю, что в сотни раз.
Что касается крупных выплат, факты, когда было доказано, что инвалидность наступила по вине врача, достаточно редкая вещь. Скажем, в 2018 году было девять случаев, когда суд установил, что средний или тяжелый вред здоровью, смерть пациента наступили по вине врача (в 2019 году - 11, в 2020-м - 10, в 2021-м - пять, в 2022-м - 14 случаев). Сейчас их 10-15, будет 100-150. Не потому, что врачи начнут хуже лечить или эксперты лучше работать, повторю: мы получим объективные данные.
Конечно, жалоб, особенно в первое время, станет больше. Если человек поймет, что может получить компенсацию, он попробует этим воспользоваться. Но скоро всем станет ясно, что просто так страховщики не будут выплачивать деньги, и останутся только обоснованные случаи.
- Ваши коллеги-врачи считают, что нынешняя модель страхования сырая. В этом виде ее принимать нельзя, потому что работать она толком не будет и не защитит ни медиков, ни пациентов. Что вы на это скажете?
- Страхование профессиональной ответственности медицинских работников действует в разных странах, но нет единой модели, которая бы считалась успешной и применялась повсеместно. У всех свои подходы. Я понимаю, что первое время новшество вызовет непонимание и со стороны пациентов, и со стороны медицинских работников. Нам предстоит большая разъяснительная работа.
Мое мнение такое: мы не научимся плавать, пока не зайдем в воду. Сейчас нужно четко проработать базовые вещи. Нам никто не запрещает впоследствии корректировать какие-то моменты, вносить дополнения в приказы, которые будут регулировать страхование профответственности. Тем более что детали будут прописывать в договоре между страховыми компаниями и медицинскими организациями.
- Страхование медиков может заработать в 2024 году?
- Да, мы планируем, что так и произойдет, но, скорее всего, не с 1 января, а с отсрочкой в несколько месяцев. Все зависит от того, как быстро парламент примет этот законопроект.
Цифры в тему
- До ковидной пандемии в Министерство здравоохранения поступало около 4000 жалоб от пациентов ежегодно. Сейчас их стало больше: в 2022-м - 7322, за первое полугодие 2023-го - порядка 4500. В 250-350 случаях в работе медиков находят нарушения. Примерно по 10 процентам из них проводятся следственные мероприятия.
- Чаще всего (30 процентов случаев) люди недовольны качеством оказания медицинских услуг: лечением, обследованием, недоступностью консультаций нужных специалистов.
- По статистике последних пяти лет, 10-15 человек ежегодно осуждают по статье 317 Уголовного кодекса (“ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником”).
Оксана АКУЛОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы
Опрос в тему
Если можно будет получить страховку за ошибки врачей, начнут ли люди этим пользоваться?
- Конечно, хоть какая-то возможность компенсировать потерю здоровья.
- Необоснованных жалоб станет больше: люди будут пытаться на халяву получить деньги.
- Обставят все так, что даже пострадавшие пациенты не захотят с этим связываться.
- Какой смысл в этих законах, если во всех больницах первым делом требуют расписку, что претензий к медикам не будет?
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Можно ли исправить человека, который привык решать семейные проблемы рукоприкладством?
- Нужно ужесточить наказание, улучшить выявление и обеспечить неотвратимость............ 26%
- Поможет только работа с психологом и создание в обществе нетерпимости к подобному поведению....... 24%
- Исправить такой тип личности нельзя - нужно бежать из такой семьи. А государство должно помочь жертвам начать новую жизнь......... 35%
- Семейная сфера слишком деликатная, супруги сами должны разобраться в своих отношениях............ 15%