Передайте за проезд!
Североказахстанские грузоперевозчики не могут взять в толк, как министр финансов своим приказом умудрился ввести обязательные для них платежи. Ведь в Налоговом кодексе о плате за пересечение границы ничего не сказано!
Уже почти месяц на североказахстанском пункте пропуска “Бидаик” на границе с Россией действует электронная очередь. Это пилотный проект. Ожидается, что система, в которую интегрированы данные 13 госорганов, обеспечит прозрачность и скорость прохождения границы, не допустит скопления грузовых машин.
“Бидаик” выбрали не случайно: обычно здесь низкий трафик, в самый раз, чтобы обкатать проект. Правда, за эти недели перевозчики намучились. Умная система оказалась бесполезной в суровой североказахстанской реальности. Интернет в глухой степи не ловит, забронировать очередь у перевозчиков не получается. Чиновники поначалу предлагали грузоперевозчикам регистрироваться в системе заранее, там, где интернет есть. Но потом все-таки сжалились и установили в пункте пропуска Wi-Fi-роутеры.
Но главная проблема впереди: с начала 2024 года бронирование очереди на пересечение границы станет платным. В приказе министра финансов от 25 мая 2023 года обозначен размер - 1 МРП (который в следующем году будет составлять 3692 тенге). И эта вроде бы незначительная сумма сильно ударит по местным предпринимателям.
- В нашем Уалихановском районе где-то 200 частных перевозчиков, - рассказывает ипэшник Акылбай ИБРАГИМОВ. - Мы работаем с Россией в пределах 200 километров, пересекаем границу 1-2 раза в день, ездим туда как в соседнее село! Возможно, эта плата приемлема для большегрузных машин, которые работают на международные перевозки, они пересекают границу 1-2 раза в месяц. Они один раз проехали, заработали миллион тенге, заплатив 1 МРП. А нам, чтобы заработать половину этой суммы, надо 20 раз съездить и заплатить более 70 тысяч тенге! Кому? За что? Кто это придумал вообще, чтобы за пересечение своей же госграницы платить?
В местном департаменте госдоходов перевозчикам объяснили, что деньги пойдут “на инфраструктурное развитие границы”. Однако на вопрос, внесен ли этот платеж в Налоговый кодекс, как того требует закон, ответа не последовало.
- У нас есть обязательные платежи, которые предусмотрены только Налоговым кодексом. Это то, что идет в бюджет. Если это не идет в бюджет, то это уже другой вопрос! Да, порядок может утверждаться министерством, но при чем тут платеж в 1 МРП? - недоумевает председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции местной палаты Инесса КУАНОВА.
В Минфине приготовили перевозчикам еще один сюрприз: система позволит выявлять должников по налогам, запрещая им пересекать границу.
- Изначально мы говорили про то, что бронирование придумано, чтобы упростить жизнь перевозчикам, а получается - для того, чтобы упростить жизнь департаменту госдоходов! - возмутился член совета по защите прав предпринимателей Наурызбай ИСМАИЛОВ. - Например, ИП может платить индивидуальные платежи раз в квартал, законодательство это допускает. Но они будут висеть как задолженность по соцналогу. У нас в законах где-то прописано, что если есть задолженность 3000 тенге, то ИП не имеет права пересечь границу? Я, например, в первый раз об этом слышу!
Кстати, в том приказе Минфина прописана также возможность получить ускоренную внеочередную бронь еще и с правом переноса даты пересечения границы - за дополнительную плату.
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск