Проверено: цианида нет
Правительство и собственники золотоносного рудника “Бестобе”, что в Акмолинской области, делают все для того, чтобы как можно скорее выйти из кризиса недопонимания и возобновить работу. Проект на контроле у государства. Это еще раз подтвердилось во время приезда в одноименный поселок первого заместителя премьер-министра Романа СКЛЯРА.
Замглавы правительства проследил, как продвигаются дела, что нужно для того, чтобы месторождение скорее ожило, а конструктивные предложения работников золотодобывающего предприятия и жителей села своевременно решались.
Уже очевидно, что производству золота быть, поэтому бестобинцы задают вопросы насчет экологической безопасности технологии переработки золотосодержащей руды. Кто-то упорно распространяет фейки: мол, “фабрика использует в производстве опасный для здоровья цианид”. Вице-премьер успокоил людей, сказав, что обогатительная фабрика не затравит их. “Цианида тут нет, есть соответствующая экспертиза!” - успокоил вице-премьер Скляр местных активистов Бестобе, которые пришли на встречу.
Откуда ноги растут?
Роман Скляр, успокаивая бестобинцев, опирался на результаты экологических замеров и научных исследований. Забегу вперед и скажу, что экспертиз было несколько. Почему собственник рудника, а это АО “АК Алтыналмас”, организовал все эти исследования? Зачем так заморачиваться?
По словам инвесторов, в результатах экспертиз специалисты не сомневались, так как в мире данная технология опробована и проверена практикой. Но люди словам не поверят. Нужны реальные исследования, чтобы развеять сомнения сельчан и доказать: это не химическая атака на поселок, а современное производство.
Действительно предприятие уже несколько лет могло бы извлекать золото для страны, обеспечивать людей работой! Но некоторые активисты делают все возможное, чтобы этого не произошло как можно дольше. Выдвигают требования, многие из которых, по мнению представителей “Алтыналмаса”, нелогичны. Вот, например, перенести золотоизвлекательную фабрику в другое место: мол, она гробит здоровье людей. И это при том, что три года назад бестобинцы сами же и проголосовали за ее строительство! При этом старая фабрика, где извлекали золото, построена в 1940-х годах и использовала технологию с применением опасной ртути.
Новый же объект современный. Здесь смогли переработать отходы от переработанной руды, которые хранились в старом хвостохранилище десятилетиями. Раньше-то на самом деле технология переработки оставляла желать лучшего.
Спустя три года бестобинцы вдруг потребовали остановить новую обогатительную фабрику. Не устраивало их то, что тут в получении золота используют метод цианирования. Но именно он, удивляются эксперты и специалисты компании, является на сегодняшний день самым современным и безопасным. Пользуются им практически во всем мире.
Инвестор уверен: предприятие оснащено такими технологиями защиты, что выброс этого вещества в окружающую среду исключен. Но чтобы снять все сомнения сельчан, доказать чистоту производства, “Алтыналмас” заказывает у специалистов исследование почвы, воды и воздуха.
Чем дышит Бестобе?
Чтобы понять это, решено было определить уровень загрязнения воздуха мелкими взвешенными частицами РМ 2,5. Эта цифра означает, что их размер не превышает 2,5 микрона, то есть они тоньше того же человеческого волоса, поэтому-то такие крохи и не оседают на землю, а остаются в воздухе во взвешенном состоянии. Они могут проникнуть через легкие в кровь, поэтому и считаются опасными для нашего организма. Вот и решили эксперты раз и навсегда выяснить, есть ли эти невидимые вредители в атмосфере Бестобе и поселков Жолымбет, Аксу, где тоже добывают золото.
Параллельно замеры проводили и в Степногорске, в котором никакой добычи руды нет, да и разработка карьеров не ведется. Вот и будет контрольной точкой для сравнения.
Для этого везде установили высокоточные портативные мониторы. Локацию выбирали с учетом розы ветров и разной отдаленности от производств. Прибор работал не менее 12 часов каждый день, в разную погоду. Это было важно, ведь специалистам нужно было оценить запыление в жилых зонах при солнечной погоде, тумане, ветре. Важно было прощупать воздух и в разное время года, ведь летом на его качество могут повлиять пылевые бури, а зимой - печное отопление.
Каковы же результаты?
Жителям Степногорска тоже будет интересно узнать, что легким города комфортно. Это объясняет в своем отчете доктор медицинских наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией здоровья и окружающей среды КазНУ им. аль-Фараби Денис ВИННИКОВ. По его словам, исследование показало, что круглый год уровень загрязнения воздуха мелкими взвешенными частицами был очень низким. По большей части средние массовые концентрации PM 2,5 были значительно ниже действующего норматива. Но тут, напомнил в своем отчете эксперт, нет производств и печного отопления, в отличие от тех же трех поселков. Что же здесь?
Если детально остановиться на Бестобе, то его мониторили 115 дней. Причем в 92 процентах случаев, говорится в отчете, а это 106 дней, среднесуточное значение не превышало действующего в стране норматива массовой концентрации РМ 2,5 в воздухе населенных пунктов.
“Уровни загрязнения воздуха мелкими взвешенными частицами трех исследованных поселков также можно отнести к низким, хотя в поселках средние концентрации данного загрязнителя были выше в сравнении со Степногорском и, помимо атмосферных явлений, могут отражать пыление от производственной деятельности. В поселках Аксу и Бестобе отмечается влияние холодной погоды на повышение уровней загрязнения, что может свидетельствовать о значительном вкладе печного отопления в загрязнение воздуха. Полученные уровни загрязнения в целом во всех поселках и городе Степногорске были значительно, в разы, меньше уровней загрязнения воздуха в среднем по городам РК в зимнее время”, - пишет в своем отчете Денис Винников.
Ясно: дышать можно легко! А что с водой и землей?
Еще в прошлом году специалисты отобрали пробы всего этого в тех же населенных пунктах и Степногорске. Даже наблюдатели при этом заборе были из числа представителей местной общественности, для того чтобы отмести напрочь любые вопросы по поводу чистоты эксперимента. В итоге в 33 образцах почвы цианиды не обнаружены, в пяти пробах воды тоже чисто.
Ергали НУРАЛИЕВ, Степногорск