3747

Записали в Шумахеры

Как оспорить штрафы за превышение скорости на загородных автотрассах, если вы этого не совершали

Записали в Шумахеры

С некоторых пор казахстанских автомобилистов стали массово записывать в автогонщики - на основе данных, полученных с видеокамер программно-аппаратного комплекса Zerek-2. Автомобилистам пачками приходят штрафы, утверждающие, что они ездят со скоростью, достойной “Формулы-1”, хотя у многих имеются доказательства в виде записей с видеорегистраторов, свидетельствующие об обратном. Может ли ошибаться система фиксации движения автомобилей? И можно ли как-то доказать, что ты не Шумахер?

Штрафное изобилие

Систему видеофиксации Zerek-2, контролирующую скоростной режим на семи платных казахстанских автобанах, официально запустили в полночь 25 августа. А уже в начале сентября на нее пошли жалобы. Большая их часть почему-то пришлась на арку, установленную возле Экибастуза на трассе Астана - Павлодар.

Рекордсменкой по штрафам за одну поездку можно назвать павлодарку Татьяну АНДРУСЕНКО. Женщине пришло аж шесть штрафов за один день!

“Ехала по трассе Астана - Павлодар 30 августа. Штрафы пришли только 5 или 6 сентября. Всю дорогу ехала на круиз-контроле 146 км/ч. Видеорегистратор у меня в машине заводской, встроенный и сертифицированный, записи имеются. Мне пришло шесть штрафов, каждый по 17 250 тенге, все с разной скоростью от 156 до 169 км/ч”, - написала в соцсетях автоледи, обратившись в региональный департамент полиции с просьбой разъяснить ситуацию.

Другой павлодарский водитель обвинил систему Zerek-2 как минимум в некорректной работе. При этом заподозрить автора в обелении себя нет оснований: штрафы, пришедшие ему до этого за непомерно быструю езду на этом же самом участке трассы, мужчина полностью признал и без лишних слов оплатил. После этого предусмотрительно придерживался разрешенной скорости всю дорогу. Но в итоге снова оказался нарушителем.

“В этот раз выехал из Павлодара, поставил круиз 142 км/ч и еще перепроверил через 2GIS: там скорость показала на два километра меньше, и ехал всю дорогу спокойно. По приезде пришли два штрафа: 157 и 160 км/ч.

Заплатить сложности нет, но неприятно очень! Что за лохотрон! Прошлые штрафы буквально 7 сентября оплатил. Тогда реально торопился и ехал быстро, оплатил не задумываясь. Да и эти оплачу, но неприятно, когда обманывают…” - поделился своим дорожным опытом павлодарец.

Комментариев этот пост собрал тьму-тьмущую: оказалось, что в аналогичную ситуацию попали многие павлодарские водители, половина из которых, так же как и автор публикации, имели на руках подтверждения соблюдения скоростного режима.

Погрешная пара километров

В департаменте полиции Павлодарской области в свою очередь от ситуации с камерами видеофиксации на платных автодорогах быстренько открестились, заявив, что не имеют к ним никакого отношения. И это, кстати, правда. Все вопросы в полиции порекомендовали адресовать национальной компании “КазАвтоЖол”. Но и здесь в итоге оказались не при делах, отправив за комментариями в компанию Computer Vision Technologies, которая, кстати, за шесть лет своего существования уже успела привлечь к себе внимание Генеральной прокуратуры.

В конце прошлого года в ТОО “Computer Vision Technologies” выявили трехкратное завышение цены на монтаж арок автоматической фиксации движения. Председатель комитета сената по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам страны Андрей ЛУКИН тогда подсчитал, что только по 33 введенным сейчас в эксплуатацию аркам (из 200 предусмотренных по проекту) ущерб государству составил более 6 миллиардов тенге. Это, так сказать, дополнительный штрих к общей картине.

По существу же скоростных претензий в ТОО “Computer Vision Technologies” заявили, что их не может быть априори.

“Процесс фиксации и обработки данных полностью происходит в автоматическом режиме. Каждый программно-аппаратный комплекс, как измерительное средство, имеет сертификат поверки, выданный АО “Нацио­нальный центр экспертизы и сертификации”. Центр провел испытания и признал средство годным с допустимой погрешностью +/- 2 км/ч. В случае если происходят какие-то отклонения, то только в пределах допустимой нормы”, - прокомментировала множественные жалобы павлодарских автовладельцев на некорректную работу системы Zerek-2 компания-разработчик, тем самым на корню зарубив предположения о возможной неоткалиброванности видеоскоростемеров.

К слову, в ТОО “Computer Vision Technologies” также заострили внимание на том, что система работает по всему Казахстану, но критика в ее адрес звучит исключительно от павлодарцев. Точнее, даже одного, если судить по ответу компании.

“Случай на участке Астана - Павлодар является единичным, других обращений с такой проб­лемой не поступало”, - заявили там, видимо, подразумевая пост павлодарца и проигнорировав многочисленные комментарии с примерами.

Испытание скоростью

В ТОО “Computer Vision Technologies” рассказали о механизме передачи данных с арок по зафиксированным транспортным средствам. Первой нарушения принимает система АО “КазАвтоЖол”. Здесь же происходит и их обработка. После этого данные направляются в систему комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Все протоколы о нарушениях выписывают именно на этом этапе. По-видимому, цепочкой посредников и объясняются затянувшиеся сроки получения штрафов конечными адресатами, когда людей уведомляют о них спустя 8-10 дней после фиксации скоростного нарушения.

Реально ли оспорить выписанный штраф, если человеку есть чем крыть в ответ? К примеру, теми же данными с видеорегистраторов, в особенности если они сертифицированы.

- Я посмотрел всю соответствующую судебную практику на эту тему, но ни одного оспоренного протокола не увидел. Скорее всего, люди оказываются в такой ситуации, когда не успевают их оспорить в положенный срок, - делится своим мнением независимый автооценщик Михаил БУДЯНСКИЙ.

Дело в том, что у административного штрафа в Казахстане очень сжатые сроки обжалования.

- Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, дело считается рассмотренным по истечении 15 суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, за исключением дел, рассмотренных по существу в порядке сокращенного производства кодекса, - говорит мой собеседник.

При этом уточняет, что надлежащим считается предписание, доставленное в любой форме: в бумажном конверте по почте, эсэмэской, уведомлением на e-Gov или через платежную банковскую систему.

Еще один немаловажный нюанс заключается в том, что жалобы на предписание о необходимости уплаты штрафа или постановление о наложении взыскания штрафа подаются в орган, который их вынес. В нашем случае это комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. Но он только исполнитель. Заявителя отправляют в “КазАвтоЖол”, а оттуда - в ТОО “Computer Vision Technologies”. Именно разработчик программно-аппаратного комплекса отрабатывает поступающие обращения граждан и проводит проверку корректности определения скорости автомобиля. Вот такой круговорот Zerek в ведомствах. Все это занимает время. Так и проходят те 15 суток, в течение которых возможно обжаловать административный штраф.

Но подавляющее большинство тех, кто оказался в числе штрафников, предпочитают не связываться с судебной волокитой.

Безнадёга, точка, Zerek?

- И что, неужели совсем-совсем ничего нельзя успеть сделать? - спрашиваю я у Будянского.

- Ну почему же? Можно обжаловать наложенный штраф в режиме онлайн. Попытка, что называется, не пытка.

Вот пошаговая инструкция, как это сделать.

- Открыть портал Qamqor.gov.kz.

- Выбрать услугу “Обжалование административных правонарушений” и нажать на кнопку “Подача обращений по административным делам”.

- Пройти авторизацию через ЭЦП, после чего откроется окно поиска административного дела.

- Ввести номер дела и нажать кнопку поиска. Если номер дела введен корректно, то отобразится найденное дело с кнопкой “Подать обращение”.

- Написать суть жалобы и прикрепить необходимые доказательства.

- Подписать обращение с помощью ЭЦП и отправить на рассмотрение.

К слову, это касается не только несогласия с показателями скорости движения, но и любых других нарушений, которые, на ваш взгляд, вам вынесли необоснованно.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Опрос в тему

Что вы сделаете, если вам придёт штраф за нарушение ПДД, которого вы не совершали?

- Оплачу штраф поскорее, в течение недели, пока действует 50-процентная скидка.

- Буду доказывать свою правоту, даже если придется обратиться в суд.

- Зависит от суммы штрафа.

- Я не автомобилист.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

К чему приведёт, если законодательно закрепить понятие “харассмент” (сексуальное домогательство)и определить наказание по этой статье?

- На работу будут брать за деловые качества, а экзамены принимать по-честному 12%

- Полицейские станут всерьез относиться к заявлениям о домогательствах 18%

- Ушлые девицы начнут зарабатывать на шантаже 51%

- На свидания придется брать с собой нотариуса 8%

- А как вообще тогда к девушкам подкатывать? 11%

Поделиться
Класснуть