То потухнет, то погаснет
Этой осенью и зимой многие алматинцы будут добираться вечером домой с работы буквально на ощупь - мегаполис ждёт очередной и продолжительный блэкаут
Эксперты считают, что именно к такой ситуации приведет решение властей разделить управление наружным освещением между акиматами разных районов города. C лета алматинцы жалуются на нерегулярно работающие фонари на центральных магистралях города и небольших улицах. Мы отправились в ночной дозор, чтобы оценить ситуацию.
Немного экшена
21.00. Выезжаем. Проехав по хорошо освещенным Сейфуллина и Суюнбая, ныряем в разветвление небольших улиц. Улица Монтажная (Турксибский район) местами погружена в непроглядную тьму.
- Здесь, в районе детского сада №117, не горят несколько фонарей. Стали собираться бездомные. Страшно. Заявки оставляем уже три года, да без толку, - жалуется местная жительница Любовь Н.
Продолжаем колесить по городу. Выезжаем на проспект Абая. Часть его ярко освещена, но многие фонари в целом квартале вообще не горят. И это одна из главных артерий города! Свернешь с проспекта Райымбека и надеешься только на мощность фар да на то, что пешеходы будут подсвечивать себе путь фонариком - во мраке 2-я Гончарная улица (Жетысуский район).
В Медеуском районе жители части улицы Алмалыкской не то что света с фонарных столбов - самих фонарей на них не могут обнаружить! Жители микрорайона “Таугуль-3” тоже разводят руками: у них фонари, как малые дети, перепутав день с ночью, исправно горят в светлое время суток, а с наступлением сумерек гаснут.
Но настоящий вопль души от жителей 6-го микрорайона - фонарь, свет которого попадает в окна квартир, нервически мигает, доводя до истерики местных жителей.
Неравнодушные горожане регулярно сигнализируют в диспетчерскую службу ГКП “Алмaты қaлa Жaрық” (АқЖ) по телефонaм:
8 727-300-75-41 и 8-727-300-75-42. Там круглосуточно и без выходных принимают заявки на починку неработающих фонарей в парках, скверах, на тротуарах, во дворах и на автодорогах. Можно отправить обращение в акимат и через сервис eOtinish. Кстати, в том же АқЖ отметили, что с начала прошлого года количество жалоб от населения увеличилось в два раза и перевалило уже за 20 тысяч.
Неужели энергетики вообще на жалобы не реагируют? Нам везет - во время нашего рейда по Макатаева, которая на пересечении с Шарипова становится вдруг улицей погасших фонарей, мы замечаем ремонтников. Мужчины в оранжевых куртках соглашаются пролить свет на свою рутинную работу, ведь их как раз и посылают туда, куда указывают звонящие в диспетчерскую горожане.
Рабочая смена бригады из двух человек 12 часов. Их задача - зафиксировать неисправность, а устранять ее будут уже днем. Но иногда ларчик просто открывается - достаточно дернуть рубильник. Системы автоматического и дистанционного управления уличными фонарями и архитектурной подсветкой обычно скрываются в недрах шкафа для управления наружным освещением (ШУНО). При нас электромонтер Пайык КАТЖАЕВ связывается с коллегами и пытается фонари включить: раз, другой - не получается. В чем дело, будут разбираться утром. А улица остается в темноте.
Войны света
От зарисовок с городских улиц - к глобальной проблеме освещения города. То, что город ждут войны света, стало понятно еще весной - именно тогда на встрече с жителями Алмалинского района аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ заявил, что акимат планирует привлечь новые компании для обслуживания линий наружного освещения города, подвинув тем самым инвестора в лице консорциума из ТОО “ABM-Building 2007” и ТОО “Электроремонт”, работающих с городом на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).
В 2018 году они выиграли конкурс от акимата на реализацию проекта ГЧП. Основанием для его проведения стала городская проверка, прошедшая годом ранее, которая показала: износ оборудования электросетей в Алматы больше 70 процентов и больше трети светоточек (фонарей) в городе не функционировали вовсе.
Инвесторы складно рассказывают: за четыре года работы они вложили в освещение Алматы 29 миллиардов тенге плюс больше 2 миллиардов - в запуск новых производств (металлических опор и светодиодных светильников). Увеличили количество фонарей в городе почти в два раза - их теперь свыше 185 тысяч, да еще и сделали городу подарок на сумму 700 миллионов. Но кто же это считает?.. Начали внедрять смарт-систему управления наружным освещением города и контроля за ним. Она, кстати, так и не заработала - фонарей модернизировали только 13,5 тысячи из запланированных 44 тысяч, и завязать их в единую систему, конечно же, пока нельзя.
Со стороны государства партнерами консорциума инвесторов выступали управление энергетики и водоснабжения Алматы и ГКП на ПХВ “Алматы қала Жарық”, в прошлом году возвращенное в госсобственность. Предприятие сейчас занимается исключительно приемом заявок от населения.
Признались участники ГЧП и в том, что средств, выделяемых акиматом на обслуживание линий наружного освещения, хватает только на отработку по тем самым заявкам через Open Almaty. И город задолжал консорциуму больше 3 миллиардов тенге (это сверх суммы договора) - затраты с 2019 года, когда был заключен договор о ГЧП, выросли.
И как же вскипели инвесторы, узнав, что акимат планирует передать ответственность за освещение районным акиматам, которые в свою очередь заключат договоры с новыми компаниями. Тем паче что и цена вопроса выросла - решением маслихата Алматы №7 от 21 апреля 2023 года бюджетные средства на освещение улиц города были увеличены на 4,3 миллиарда тенге и составили в целом 7,07 миллиарда!
Кто же здесь темнит?
В управлении энергетики и водоснабжения Алматы, куда мы обратились с запросом, поспешили ответить, что во всех перебоях с освещением виноваты как раз таки партнеры государства по ГЧП, с которыми договор теперь будет расторгнут по суду. Подчеркнули, что один из участников консорциума - ТОО “Электроремонт” - включен в реестр недобросовестных участников госзакупок, что вообще лишит компанию права участвовать в подобных проектах.
- Частный партнер пренебрегает правилами производства работ, инструкциями и положениями, указанными в проектной и конкурсной документации, а также государственными нормативами в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, пожарной безопасности, гражданской защиты. Как результат, периодически возникают поломки в сетях городского освещения, - отметил руководитель “Алматы қала Жарық” Игорь МЫСИК.
Поделились в управлении и цифрами, которые красноречивее слов: с 2020 года объем работ по текущему ремонту увеличился более чем в 2,5 раза по отношению к работам по модернизации. По договору частный партнер начиная с 2019-го должен был инвестировать 8,1 миллиарда тенге, но по факту вложил лишь часть из них. Соответственно, и программу модернизации линий наружного освещения города не выполнил полностью. Росли лишь аппетиты на компенсацию тех самых операционных затрат - за период с 2019 по 2023 год с 12,08 миллиарда до 28,5 миллиарда тенге.
И причину указали: у частного партнера не хватает техники и квалифицированных бригад на всей территории города.
“Устранение проблем на линии работы осуществляется только пятью-шестью ремонтными бригадами, которые не справляются с объемом работ, хотя по договору на каждый район должно выделяться по две ремонтные бригады, то есть 16 бригад на весь город. Кроме того, по данным диспетчерской службы АқЖ, частный партнер использует не более 10 единиц специальной техники, а этого недостаточно”, - ответили на наш запрос в управлении энергетики и водоснабжения Алматы.
Необоснованной назвали в акимате Алматы и претензию частного партнера об инвестированных в освещение города 29 миллиардах тенге. Сообщили, что возмещение этих средств проводится по графику и уже выплачено 17,5 миллиарда тенге. Рассчитаться полностью планировалось до конца 2025 года. При условии, что все обязательства частный партнер выполнит.
Выйти из сумрака
Теперь в ведение районных акиматов переходят линии наружного освещения, не охваченные модернизацией. Нам сообщили: уже заключен договор с аппаратом акима Алмалинского района. Подготовительные работы по обслуживанию линий наружного освещения остальных районов планируют завершить до конца сентября этого года: мол, горожан это волновать не должно, главное, чтобы было светло. На бюджетные деньги управляют и модернизируют.
А вот эксперты от энергетики это решение властей подвергли жесточайшей критике. Линии наружного освещения, то есть вся эта кухня, состоящая из ШУНО, опор, осветительных приборов, - единый комплекс. И технической возможности для его разделения попросту нет! Пусть акимат и поспешил отметить, что система как была единой, так и останется с одним оператором в лице АқЖ и единой диспетчерской службой.
- Для нормальной эксплуатации нужна ответственность за стандарты освещения, которой сейчас нет, - уверен экономист, член Гражданского совета по тарифам Марат АБДУРАХМАНОВ. - Хотя СНиПы существуют, по ним осветительная установка должна обеспечивать нормальную навигацию водителя и велосипедиста, ориентацию пешехода, идентификацию людей и объектов, в том числе при необходимости распознавание лиц и так далее. При разделении управления наверняка возникнут сложности - от выбора ламп разного качества до невозможности контролировать подбор компаний для субподряда. Дробить эту зону ответственности даже экономического смысла нет. Это насущные нужды города, и решать их должна единая компания, подконтрольная обществу или как минимум антикоррупционным службам, чтобы деятельность ее была прозрачной. Размыв ответственность до уровня районных акиматов, уже сложнее будет доказать неисполнение обязанностей в суде - был же тендер! Первыми с проблемами нехватки мощностей столкнутся жители центральной части Алматы, где системы управления близки к окончанию срока эксплуатации. И начнутся эти проблемы уже предстоящей зимой.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы