3409

Стакан наполовину пуст

Когда в Казахстане могут начаться серьёзные проблемы даже с питьевой водой и как этого не допустить?

Стакан наполовину пуст

Об этом мы говорим с доктором гео­графических наук, руководителем лаборатории водообеспечения природно-хозяйственных систем и математического моделирования АО “Институт географии и водной безопас­ности” Лидией ТОЛЕУБАЕВОЙ.

- Географическая особенность Казахстана в том, что семь из восьми водных бассейнов на территории нашей страны являются трансграничными - мы очень сильно зависим от соседей. Сопредельные государства ведут свою хозяйственную деятельность, там тоже меняется климат, и мы не знаем, какими запасами воды наша страна будет располагать в будущем, - начинает наш разговор с ликбеза Лидия Сергазиевна. - Вторая отличительная черта - так называемый казах­станский тип питания местных равнинных рек. Основное их питание проходит за счет снега или снега и дождя. Реки, питающиеся за счет одного снега, часто пересыхают летом, так как не имеют дополнительного источника пополнения водных ресурсов. Зимой выпал снег, весной растаял. Вода уходит (испаряется, фильтруется, просачивается) раньше, чем мы ее успеваем использовать, скажем, для орошения сельхозугодий. И взять ее неоткуда, поэтому ее следует задержать, аккумулировать и т. д.

- Можно сказать, какими запасами воды располагает Казахстан?

- Любые цифры, которые называют, отвечая на подобные вопросы, средняя характеристика, меняющаяся не только из года в год, но и внутри него. Важно говорить не о том, сколько воды у нас есть, а о том, какое ее количество нужно для удовлетворения наших потребностей.

Многие страны, выстраивая свою водохозяйственную политику, в первую очередь рассчитывают на запасы речного стока. Казахстан не исключение: спрос на воду на 85 процентов удовлетворяется именно за счет рек. Речной сток нашей страны - 91,3 кубокилометра воды в год. Много это или мало? Для экономики (промышленность, коммунальное потребление, орошаемое земле­делие) ее необходимо около 25 кубокилометров, 64,5 кубокилометра уходит на поддержание экологической системы - мы не можем выкачать всю воду, иначе высохнут озера и болота, обмелеют реки. Это и есть та особенность Казахстана, о которой я упоминала в самом начале: для поддержания внутренних бессточных водоемов (Арал, Балхаш) и русел рек нам нужно очень много ресурсов.

- Даже при таком раскладе остается небольшой запас воды.

- Проблема в том, что она неравномерно распределена по территории. В Шу-Таласском бассейне, на территории которого расположены Жамбылская область и часть Туркестанской области, формируется около одного кубокилометра воды, зато транс­граничный сток составляет 3,1 кубокилометра, но именно в этом регионе много сельхозугодий и большая потребность в ней. Возникает дефицит. При этом КПД оросительных систем в Казахстане очень низкий: примерно половину воды мы теряем. Принимаем программы по водосбережению, но они не так эффективны, как хотелось бы. И подобная история по многим другим пунктам.

- Насколько сейчас критична наша зависимость от соседей?

- Казахстанский речной сток складывается из трансграничного (он приходит из соседних стран) и местного, который формируется на нашей территории, в соотношении примерно 48 на 52 процента.

Юг Казахстана снабжается за счет реки Сырдарьи, 89 процентов воды которой приходит с территории Узбекистана. В реку Урал около 80 процентов стока поступает из России. В Шу-Таласском бассейне 76 процентов воды из Кыргызстана.

За период наблюдения с 1974 по 2008 год количество поверхностных водных ресурсов в Казахстане уменьшилось на 21 процент. По трансграничным рекам сток сократился на 26 процентов. Вот и представьте, насколько мы зависим от сопредельных государств и почему так важно межстрановое сотрудничество в этой сфере. Если соседи в прямом смысле перекроют нам воду, мы самостоятельно не сможем ее восполнить.

Нужно в срочном порядке принимать совместные документы о защите и охране вод, определять, сколько воды будет поступать на нашу территорию. Мы давно об этом говорим, но до сих пор подписаны только так называемые Нукусские соглашения (принятые еще в советское время) по Сырдарье. По остальным транс­граничным рекам долгосрочных межстрановых документов нет. Все решают договоренности между политиками. Мы не можем взять воды больше положенного, точно так же должны поступать соседи. Но если они перестанут соблюдать эти правила, Казах­стан не сможет на них повлиять - он находится в низовьях.

Пока ситуация более-менее стабильная, но все чаще возникают конфликты на этой почве: мол, мы выше по течению, это наша вода, а вы платите. Но это неверный подход. Проблема дефицита воды актуальна для всего мира, и, конечно, никто не захочет просто так делиться таким ценным ресурсом. Тут весь расчет только на взаимовыгодное сотрудничество. Это сгусток проблем, люди должны понимать, что по щелчку пальцев их не решить. Государству нужно думать на перспективу, принимать стратегические, комплексные, долгосрочные решения.

- Готовы ли чиновники к этому?

- Пока мы видим, что они чаще используют оперативные меры. Делают что-то здесь и сейчас: обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, пробурить скважину. Это тоже очень важно. Но научный анализ показывает, что только эти шаги не помогут пре­одолеть дефицит водных ресурсов, который может возникнуть в перспективе.

Наш институт разрабатывал разного типа мероприятия, в том числе стратегические, которые можно реализовать только к 2050 году. Например, строительство трансказахстанского водного канала от Иртыша на юг. Эта река - единственный водоем-донор в Казахстане, но он находится внутри своего бассейна. Как преодолеть водораздел, чтобы перерас­пределить ресурс? Создать сеть искусственных русел, вокруг которых постепенно сложится своя экологическая система. Это идея. Проработать ее - задача проект­ных институтов, но технически сделать это возможно.

- Сразу вспоминается печально известное выражение “повернуть реки вспять”. Нереализованный советский проект по переброске части стока сибирских рек на территорию Казахстана и соседних стран.

- Понимаю, что эту идею в свое время заклеймили и до сих пор есть негативное отношение к подобным предложениям. Но не зря об этом говорили еще в середине прошлого века. Это большой, сложный не только с точки зрения реализации проект. Опять же, нужно договариваться с соседями, по территории которых протекает Иртыш, - с Китаем и Россией. Это при том, что Омская область, граничащая с Казахстаном, вододефицитный регион. Представьте, если, построив трансказахстанский канал, мы начнем забирать из Иртыша больше воды на 7-7,5 кубокилометра в год. Что скажут сопредельные государства? И это только один вопрос, который предстоит решить. Но без такого рода масштабных преобразований мы ситуацию кардинально не изменим.

- Почему важно принимать стратегические решения именно сейчас? Казахстан дошел до критической точки?

- Нельзя так сказать, пока ситуация по воде удовлетворительная. Эти проб­лемы требуют все более пристального внимания. Нам пора перестать плыть по течению. По оценкам ООН, к 2050 году население Земли вырастет до 10-12 миллиардов человек, каждый четвертый будет испытывать перманентную нехватку воды. Тревожный пояс охватывает множество стран. Увы, Казахстан в него попадает. Если мы не приложим серьезных усилий сегодня, то в нашей стране появятся регионы, в которых будет не хватать даже питьевой воды.

- В этом году перебои с водоснабжением были даже в Алматы и Астане. Это изношенность инфраструктуры или влияние дефицита?

- Это не те катастрофические последствия, о которых я говорила. Но, конечно, и они тревожный звоночек. Чтобы дать ответ на ваш вопрос, нужны научные исследования. Только они позволят понять, что происходит. В Алматы изменился ледниковый сток, за счет которого потребители получают воду? Или действительно это изношенность сетей, аварии и порывы, справиться с которыми проще? То же самое с Астаной.

- Недавно созданное Министерство водных ресурсов и ирригации может решить проблемы, которые мы обсуждали?

- Мы, ученые, возлагаем на министерство огромные надежды. В стране должен быть орган, который комплексно занимается этими вопросами. Когда они разбросаны по разным ведомствам, никто ни за что не отвечает. Сейчас очень важно проработать комплексные решения: межгосударственные соглашения, программу водосбережения и территориальное перераспределение как внутри страны, так и между соседними странами. И везде будет сопротивление, каждое потребует больших ресурсов и времени, но иначе никак.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть