Добро пожаловаться
С какими трудностями и неприятностями может запросто столкнуться иностранный турист в Алматы и сможем ли мы обеспечить ему наше распиаренное вдоль и поперек гостеприимство?
Ставка и реалии
Уже месяц в стране действуют новые ставки туристского сбора от иностранцев. Введен он был с начала 2022 года, но не взимался. Только лишь в январе 2023-го были утверждены ставки - от 1 до 5 процентов от стоимости пребывания более чем в 30 городах и районах страны. Владельцы гостиниц возмутились: мол, это погубит бизнес и вообще несправедливо (взнос не распространяется на остановившихся в хостелах, гостевых домах и тех, кто снимает жилье в аренду)!
И вот минувшим летом были утверждены новые ставки - от 0,2 до 0,5 МРП в зависимости от региона и интенсивности туристического потока. Взнос не включается в стоимость номера отеля - его оплачивает либо сам иностранец, либо тот, кто его принимает. Все сборы идут на поддержание туристической инфраструктуры. При выезде из страны гостю дают справку, что он вел себя законопослушно и взнос оплатил.
Но достигли ли мы уже такого уровня сервиса и туристической привлекательности, чтобы облагать налогом наших заморских гостей?
В апреле этого года в Алматы таксист довез туриста из аэропорта до указанного адреса за 400 евро, несколькими месяцами позже его коллега наварился на иностранце, оценив поездку в 45 000 тенге. Оба таксиста были оштрафованы. А сколько иностранных гостей попали на деньги, но не стали жаловаться в полицию? Вопрос, похоже, риторический...
В августе с плато Ассы близ Алматы (территория Иле-Алатауского нацпарка) вывезли около 30 тонн мусора после поста в соцсети одной иностранной туристки, отметившей, что жемчужину нашу загадили.
По сей день возмущенные алматинцы и гости города выкладывают - с юмором и без него - в интернете фото неработающих общественных туалетов Visit Almaty, запустить которые не могут уже около двух лет…
Мы попросили соотечественников, занятых в сфере туризма, указать на самые горячие болевые точки в инфраструктуре гостеприимства Алматы. Взносы туристов ведь будут поступать в бюджеты и других привлекательных для гостей городов. Может, учтут наболевшее.
Две беды - хапуги и гоп-стоп
- “Пусть это станет самым большим разочарованием в путешествии по нашей стране” - примерно так мы говорим про назойливых таксистов тем туристам, которых встречаем в нашем городе. Да, полиция проводит регулярные рейды, после которых такие таксисты исчезают на пару недель. Но потом они ведь снова появляются! Решить эту проблему, как, впрочем, и многие другие в сфере туризма, можно, искоренив коррупцию, - считает руководитель одной из туристических компаний Анна ДЕГТЯРЕВА.
Главный совет, который нужно передать туристам, причем не только иностранным, но и своим, доморощенным, - заранее установить в смартфоне мобильное приложение для вызова такси и воспользоваться им либо официальным сервисом в аэропорту. Нелишним будет нашим гостям заблаговременно позаботиться и о крыше над головой. Самый бюджетный вариант - съем жилья через зарекомендовавшие себя интернет-платформы, они позволяют установить контакт между хозяином и гостем и помогают решить разные вопросы по пребыванию. Например, если вы оставили ценные вещи в арендованной квартире, вам их с большой вероятностью вернут - репутация дороже. Впрочем, так бывает и не всегда.
- Жилье в аренду - всегда лотерея. Часто путешествуя по стране, я сталкиваюсь с тем, что арендодатели сдают квартиры, не видевшие много лет не то что ремонта, а даже уборки. Расчет у хозяев на то, что человек уже не будет искать другое жилье. “Не нравится - валите”, - самый частый ответ хозяев. Люди хотят очень быстро заработать денег, - делится наболевшим автор городских туров Евгения МОРОЗОВА.
Что касается вопросов безопасности, то они, по мнению гида, актуальны как для иностранца, так и для местного жителя. Днем в центре города нарваться на грабителей тяжелее, чем вечером на окраине. Со всеми отсюда вытекающими.
В 2019 году в нескольких крупных городах страны открыли туристическую полицию. Чем же проявили себя за это время полицейские, передвигающиеся по городу на электрокарах (плюсик в карму за положительный имидж) и говорящие на трех языках? В Алматы объясняют маршрут и правила пользования в общественном транспорте электронной картой “Онай!”. Возвращают деньги иностранцам от чрезмерно наглых таксистов, разыскивают оставленные в такси вещи, однажды даже украденный сноуборд нашли. Несколько лет назад устроили целую поисковую операцию, чтобы вернуть к взволнованной группе соотечественников отставшего гражданина Южной Кореи (он засиделся в караоке и был очень удивлен). А еще помогли с ремонтом двигателя и визовыми вопросами семейной паре туристов из Франции, приехавшей в Казахстан в “доме на колесах”.
- Но, попав в обычное отделение полиции, турист может за 10 минут испытать на себе все “прелести” этой структуры. Коллеги рассказывали и о вымогательстве у иностранцев, и о требовании платы (!) за езду на машине с иностранными номерами, - выдыхает Анна Дегтярева.
А у нас не прибрано…
Удивительное дело: всякий хоть сколько-нибудь причастный к туризму человек на просьбу рассказать, готова ли инфраструктура города и страны к визиту иностранных конактар, морщится. И, конечно, первым всплывает вопрос общественных туалетов.
- 90 процентов их на территории Казахстана - это просто унижение человеческого достоинства! - сокрушается Анна.
- Все, что касается бизнеса в туризме, у нас относительно на уровне. А вот государственная составляющая (не в плане привлечения туристов, а в плане реализации) хромает. Казахстан вообще в плане туризма очень дорогая страна, поскольку перемещаться от одной природной локации до другой, как правило, приходится на арендованном транспорте, - добавляет в перечень проблем сертифицированный гид-проводник и организатор крупных спортивных событий Вадим ВИНОКУРОВ.
Еще один важный момент - языковой барьер. Обычно все вопросы, как нянька, решает гид группы, а вот самостоятельные туристы напрягаются сами.
- Идет турист, к примеру, в горы - сможет ли МЧС принять от него вызов на английском языке (не говоря уже о китайском - туристов из Поднебесной у нас сейчас много)? Сможет ли поговорить с пострадавшим врач скорой помощи? - сомневается Вадим Винокуров. - Или те же визит-центры в нацпарках: они планировались как фронт-офисы помощи туристам на природных локациях, а стали сувенирной лавкой, где можно поесть.
- И это еще в том ключе, что туристы едут к нам не за комфортом. Они-то как раз готовы терпеть некоторые неудобства - едут ведь за дикой, нетронутой природой. А с ней у нас как раз уже напряженка, - отмечает Евгения Морозова.
Ни информаци, ни гидов
Педро ВИЗУЕТТЕ - экспат из Испании, в Казахстан приехал около 15 лет назад, здесь женился, работает, ведет языковые курсы и помогает адаптироваться прибывающим в нашу страну иностранцам. Вспомнив многочисленные трагические случаи, произошедшие в наших горах с иностранцами, мы посчитали интересным узнать и его мнение.
- Я скажу об алматинских горах, в которых фактически живу и больше всего двигаюсь. Когда я только приехал в Алматы, народу там было значительно меньше: альпинисты и пожилые люди, - ответил Педро. - Сейчас ходить в горы модно. Но мало информации в интернете, и даже та, что есть на английском, чаще обширнее, чем представленная на русском и казахском языках. Маркировка троп в горах отсутствует или представлена с ошибками в названиях, направлении, расстояниях и по времени до следующей точки. Для пешеходных туристов практически нет раздаточных карт - приходится пользоваться мобильным приложением. Остановиться путнику на ночь в горах также негде, за исключением нескольких спасательных хижин, но они ведь на экстренный случай. Есть проблема и с гидами - нужно постараться, чтобы найти такого, кто и языками владеет, и горы любит.
Профессиональный уровень гидов - это действительно боль в Казахстане не только для въезжающих и проезжающих, но даже и для тех, кто у нас на этом зарабатывает. Нужна платформа сертифицированных гидов, чтобы у тех, кто пользуется их услугами, была уверенность в безопасности и качестве тура, а у гида - ответственность.
- Мой продукт - исторические туры выходного дня по городам Казахстана - Шымкент, Тараз, Жаркент, Семей. Столкнулась я с тем, что местные гиды предпочитают вывезти людей на природные локации и мало кто из них работает с таким сложным контентом, как история города, - грустно констатирует Евгения Морозова. - Вот в Алматы иностранным туристам мало интересен нынешний, современный город - такие есть везде. А вот так редко где сохранившиеся объекты конструктивизма - уже любопытно.
Учёт и контроль
Все, кто хоть как-то задействован в туристической отрасли, сходятся в мысли, что госструктурам необходимо здраво оценивать туристические возможности города, если буквально, то, например, сколько туристов он может “выдержать” и принять по-человечески. То есть контролировать поток туристов.
- Вот сейчас у нас безвиз с Китаем, групп оттуда приезжает очень много. Народ дисциплинированный, если им четко объяснить правила поведения, посещения объектов. Главное, чтобы хватало человеческого ресурса с нашей стороны, - замечает Евгения Морозова. - Иначе мы можем прийти к тому, что нам через несколько лет просто нечего будет показывать - все локации будут буквально вытоптаны. Туристы приедут и уедут, а нам с этим жить.
- Можно сколько угодно призывать людей не мусорить, но поможет все равно лишь жесткая система штрафов, - уверена Анна Дегтярева. - И внедрение системы бронирования посещения нацпарков. Тогда и визит туда будет событием, а не поводом устроить пикник и оставить после себя кучи мусора.
Юлия ЗЕНГ, Алматы