Загнать в загоны!
Власти готовят жесткие меры по сдерживанию популяции сайги из-за ее быстрого роста
Мораторий на преследование степных антилоп, который заканчивается в конце этого года, в Казахстане продлевать не намерены. Их популяция быстро растет, и власти готовят жесткие меры по сдерживанию численности млекопитающего. Спортивно-любительскую охоту, которая вызвала осуждение общества, чиновники решили исключить. В понедельник на брифинге они рассказали о другом способе сокращения численности сайги.
В Минэкологии и природных ресурсов заявляют, что перевыполнили задачу по восстановлению популяции степной антилопы и в результате теперь сайгаки уничтожают пастбища домашних животных и становятся угрозой для людей, поскольку быстро размножаются.
- Нет необходимости продлевать мораторий в 2024 году потому, что мы свою задачу исполнили в полном объеме. Численность сайгака у нас восстановлена. Сейчас в Казахстане находится 98 процентов от общемировой популяции сайгаков. Это достижение нашей республики! В советский период максимальная численность достигала 1 миллиона 200 тысяч голов, сейчас численность составила 1 миллион 915 тысяч, это по данным весеннего учета. Но на осень мы прогнозируем численность в 2,6 миллиона голов.
Сейчас сайгаки - самый массовый копытный вид! Если сложить численность всех копытных охотничьих видов животных в Казахстане, то получится около 200 тысяч особей, при этом сайгаков у нас почти 3 миллиона! О каком ущербе для них можно говорить?! В свое время сайгак приносил пользу всему народу Казахстана, так как был одним из основных промысловых видов, и теперь эти утерянные компетенции и инфраструктуру надо восстановить. И работу поставить нужно так, чтобы численность сайгака всегда была на определенном уровне, - выступил зампредседателя комитета лесного хозяйства и животного мира Минэкологии Андрей КИМ.
Для Казахстана несколько миллионов сайгаков - слишком много, считают ученые. Сейчас популяция из подсемейства антилоп съедает урожай фермеров. Они уже заявили об ущербе для сельского хозяйства на 12 млрд тенге. На следующем этапе сайга опустошит пастбища и начнет… сама гибнуть от голода.
- До 1999 года численность сайгака регулировалась способом отстрела, но сейчас мы предполагаем, что скорее всего надо опробовать кораль, как было в 1989-1991 годах. Это загон из сетки, в который оттесняют сайгаков. Как только сайгаки заходят и загон закрывают, затем ведут их заготовку на мясо, - рассказал заведующий лабораторией биоценологии и охотоведения Института зоологии Константин ПЛАХОВ. - Здесь же можно производить работы по зооветеринарным обработкам. А если бы мы разрешили охоту по разным территориям, то мы не будем знать, что там происходит. Допустим, они получат лицензию на 100 голов - а сколько они на самом деле добудут? Мы прекрасно понимаем, что когда открывается промысловая охота, как было в советское время, то браконьерская охота достигает такого же размера, как официально промысловая. Вот почему мы пришли к коралевому методу. Он позволяет контролировать все этапы.
Изменился не только предполагаемый способ сокращения популяции, но и оптимальный для Казахстана показатель поголовья сайгаков, считают в Минэкологии. В прошлом году оно планировало сократить общее число сайгаков на 10 процентов.
- По научным данным советского периода, оптимальная численность для Казахстана с учетом способности воспроизводства сайгака приводилась как 600-700 тысяч голов. На сегодня у нас больше 2 миллионов. Сейчас наука объясняет, что 10-процентное изъятие абсолютно никак не влияет на популяцию - 20 процентов сокращает численность, а 30 процентов останавливает рост популяции. Сейчас предлагается изымать до 20 процентов, но это, подчеркиваю, ввиду весеннего учета, то есть от численности 1 миллиона 915 тысяч голов, - отметил Ким.
В прошлом году эксперты, фермеры и экологи предлагали свои варианты обуздания роста поголовья сайги. Например, переселение в другие регионы, строительство экодуков, восстановление численности волков, строительство высоких заборов как в Австралии. По словам Кима, в Минэкологии изучили каждый из этих методов и по каждому консультировались с международными экспертами. Но все эти способы признаны нереалистичными.
Что касается переселения, то, отметил Ким, сайгак - это не домашнее животное, которое можно собрать в стадо и перегнать на 2-3 тысячи километров в другой регион или другую страну. А если отгонять куда-то поближе, то сайгак все равно возвращается в свой ареал обитания.
- Что касается восстановления численности волков, то это займет не один десяток лет. Во-вторых, в случае увеличения популяции волков будет ущерб сельскому хозяйству. Не секрет, что если у крестьянина будет стоять вопрос, сохранить сельхозпоголовье или восстановить численность волков, приоритет будет в сторону сельхозживотных.
И строительство экодуков как способ перехода через дорогу для сайгака не совсем применим в связи с тем, что сайга совершает большие миграции. На данный момент если перед ними возникают преграды, то мы оперативно этот вопрос решаем. А насчет установки забора, то надо понимать, что устройство этих сооружений будет мешать миграционным путям сайгаков.
В случае установления забора с колючей проволокой большая часть сайгаков при переходе будет гибнуть. И есть также миграционные пути других копытных животных, про них тоже нельзя забывать. А в случае капитальных сооружений это будет еще и экономически нецелесообразно. Поэтому самый оптимальный способ - кораль, - объяснил спикер.
Судя по всему, борьба или, если хотите, война за сайгу выходит на новый уровень. Будем следить за развитием событий.
Тогжан ГАНИ, Астана