3334

Докатились

Теперь в Казахстане действуют новые правила и ограничения для ездоков на электросамокатах. За нарушения должны и будут штрафовать. Закончится ли на этом эра беспредельного вождения двухколесных?

Докатились

30 августа вступил в силу подписанный президентом Казахстана Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ документ “О внесении изменений и дополнений в закон “О дорожном движении”. Электросамокат признан транспортным средством индивидуальной мобильности. Тот, кто на нем передвигается (где бы он ни ездил), обязан знать правила дорожного движения. Оговорена и максимально допустимая скорость движения самокатеров - не выше 25 километров в час. Те же устройства, чья конструктивная скорость больше, скоро вообще могут быть запрещены для ввоза в страну. Возможность принятия таких ограничений рассматривают в Министерстве внутренних дел.

Нюанс: электросамокат в своде новых правил - это устройство без сиденья, водитель передвигается стоя. При этом устройство с такими же характеристиками, но с сидень­ем или тремя колесами под ограничения по скорости или месту передвижения не попадает, хотя ездить может так же быстро.

Что теперь запрещено

- Ехать на электросамокате, не держась за руль хотя бы одной рукой. Фактически это запрет на использование мобильного телефона в пути, гарнитура в помощь.

- Перевозить грузы, выступающие более чем на 50 сантиметров за габариты (привет доставщикам), а также пассажиров. Этот момент оговорен четко: если нет специального устройства для удержания груза или размещения людей, на “борт” их принимать нельзя.

- Буксировать другие микромобильные транспортные средства - это часто делают представители кикшеринга, перевозя самокаты гроздьями.

- Пересекать проезжую часть по пешеходному переходу на самокате - самокатер должен спешиться (впрочем, это в правилах дорожного движения было всегда).

- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением или там, где больше одной полосы, для движения в данном направлении. В этом случае тоже нужно спешиться и перейти на левую сторону дороги по пешеходной зебре.

- Выезжать без застегнутого шлема или - в темное время суток - без светоотражающих устройств.

Знайте своё место!

Куда податься самокатеру? Все зависит от возраста ездока. Если больше 18 лет - можно и на проезжую часть выезжать. Однако держаться нужно крайней стороны правого ряда. Выделенка для автобусов самокатерам тоже подходит, но на ней нужно держаться как можно правее и ехать в один ряд. Скорость развивать не больше 25 километров в час. Все устройства, которые едут быстрее, будут приравнены к мопедам, а для них ограничений больше. Лайфхак: многие самокаты с электроприводом имеют спидометр, но можно использовать и велосипедный.

При езде по проезжей части у самокатера должно быть водительское удостоверение любой категории или хотя бы временные права. Обещают проверять.

При наличии велосипедных дорожек или специально выделенных под двухколес­ный транспорт полос двигаться по тротуарам самокатерам запрещено. Там, где тротуар никак не объехать по выделенке для велосипедистов, можно катить и по тротуару, но со скоростью не больше ­6 километров в час. Главное - помнить, что это территория пешеходов и преимущество у них. А значит, и опасности пешеходам движение самокатеров создавать не должно.

Игрушка для взрослых

Могут ли пользоваться электросамокатом дети? В законе “О дорожном движении” оговаривается лишь то, что на проезжую часть нельзя выезжать, если любителю экоезды нет 18 и водительское удостоверение он не имеет.

В Министерстве внутренних дел этот нюанс тоже выделили и даже провели в начале августа совещание со всеми заинтересованными сторонами. Предложили и новые “нельзя”, пока, к слову, нигде официально не закрепленные. Например, о том, что вес водителя самоката должен превышать 30 килограммов - явно для того, чтобы ссадить с быстроходного средства детей. Или о том, что самокатерам нельзя ездить по неосвещенным и загородным трассам. Об этом сообщила старший инспектор по особым поручениям комитета административной полиции Актоты БОРАНОВА.

Впрочем, в Казахстане стандарт с требованиями к электросамокатам и их эксплуатации (СТ РК 3769-2022) вступил в силу еще в июле 2022 года. Именно благодаря ему стало вообще возможно обозначить электросамокаты в ПДД и Административном кодексе.

По стандарту не допускается модернизировать устройство, вносить конструктивные изменения, увеличивать его скоростные возможности. В нем же прописано требование к производителям указывать максимальный и минимальный вес, рост и возраст пользователя.

Мажилисмены, принимавшие законопроект, говорили (не ясно, впрочем, почему) об ограничении веса для пользователя в 80 кило­граммов: мол, если ездок будет весить больше, при столк­новении с ним пешеходы или иные участники дорожного движения могут быть травмированы серьезнее. Однако ограничения по весу для самокатеров законодательно нигде не закреплены.

Кстати, представители кикшеринговых компаний не раз обращались к родителям подростков и детей, которые повадились гонять на арендных двухколесных. Система сдачи электросамоката в аренду блокирует детские карты. Однако за поездку детишки расплачиваются картами родителей с их же согласия. В этом случае к ответственности за ДТП на дорогах с участием электросамокатов будут привлекать родителей несовершеннолетних лихачей.

Это в городе. Но в пригородах детворы на электросамокатах и мопедах не меньше. И ДТП случаются с пугающей, но закономерной регулярностью. Словно и нет статьи 127 КоАП, по которой родителей, приобретающих несовершеннолетним это транс­портное средство, а потом позволяющих им передвигаться на нем по улицам, можно привлечь за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Предусмотрен штраф за первое нарушение 10 МРП (34 500 тенге).

Кто будет контролировать

Запреты для самокатеров такие же, как и для водителей любого транспортного средства. Например, нельзя вставать за руль в алкогольном или наркотическом опьянении. Или передавать управление кому-нибудь “под веществами” - ответственность на водителе самоката. Спалившемуся лишение прав, конечно, не грозит: все-таки электросамокат не механическое транспортное средство. Штраф прилетит за распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление пьяным на публике - 5 МРП (17 250 тенге) по статье 440 КоАП. Нельзя управлять и неисправным транспортным средством - без тормозов, без фары, без габаритных огней.

В остальном поправки в законодательство пока не подкреплены системой зубастых штрафов. И вводить в административный кодекс спецпоправки под микромобильный транспорт пока не планируется.

- Есть норма статьи 620 КоАП “иные нарушения, допускаемые участниками дорожного движения”. Она предусматривает штраф в размере 3 МРП (10 350 тенге. - Ю. З.) либо предупреждение. Эта норма как раз будет распространяться на все нарушения, которые допускаются водителями электросамокатов, - ответил ранее заместитель главы МВД Игорь ЛЕПЁХА.

А вот за провоз пассажиров и грузов на электросамокате штрафанут по статье 593 КоАП - 5 МРП (17 250 тенге).

Туманно отвечают в профильном ведомстве и о главном - как и кто будет фиксировать нарушения. Не появится же у нас отдельный полк дорожных полицейских, натасканных исключительно на самокатеров!

Бдить предлагают населению, например фиксировать нарушение на фото и видео и отправлять в приложение “102”. Возможно, это сработает с арендными самокатами: полицейские предлагают бизнесу создать единые базы, где по идентификационному номеру и отслеживанию времени заказа можно выявить нарушителя. Но как быть, если на штраф нарывается случайный гражданин на частном самокате? Госномера-то у самоката нет.

Не ясно и с фиксированием скорости - сегодня даже на проезжей части самокатер под прицел “Сергека” не попадает, а на тротуаре и камер-то нет. Одна из инициаторов новых правил и ограничений депутат мажилиса Екатерина СМЫШЛЯЕВА, отвечая на этот вопрос ранее, предположила, что “в случае судебных разбирательств можно будет сравнить скорость движения самоката со скоростью пешеходного потока”. А у полицейских готов план действий только на случай ДТП с участием микромобильного транс­порта.

- Технической возможности определять скорость передвижения самоката у полиции практически нет. В случае ДТП можно рассчитать его скорость согласно скольжению, пути торможения. По заключению судебно-медицинской экспертизы и будут привлекать к ответственности нарушителя, - отметил председатель комитета административной полиции МВД Кайсар СУЛТАНБАЕВ.

Кстати, серьезное ДТП, виной которому стал самокатер, может быть основанием и для лишения его прав на вождение, и даже для ареста.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Теперь, когда правила для передвижения на электросамокатах закрепленыв законе о дорожном движении,будут ли самокатеры их соблюдать?

- Да.

- Нет, потому что они об этом даже не знают.

- Нет, потому что отсутствует контроль за ними.

- Оставьте уже нас в покое!

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Если бы вам предложили участвовать в похищении невесты, как бы вы отреагировали?

- Ни за что, дикость какая!.............60%

- Конечно, соглашусь - приятеля или родственника надо поддержать в любой ситуации..... 1%

- Если невеста согласна, почему бы не поучаствовать? Это народная традиция............ 39%

Поделиться
Класснуть