3415

Нет статьи - нет проблемы

“Думаем про народ, традиции, но только не про девушек”: нужно ли менять законы, связанные с похищением невест?

Нет статьи - нет проблемы

В начале августа уполномоченный по правам человека в Казахстане Артур ЛАСТАЕВ предложил ввести в Уголовный кодекс отдельную статью 125-1 “Похищение лица с целью заключения брака”.

Раньше в нашем законодательстве была подобная статья. Она предусматривала наказание за принуждение к вступлению в брак (речь шла о психологическом давлении) и похищение с целью заключить брак. В первом случае - до одного года лишения свободы, во втором - до трех лет. Причем загреметь мог не только “жених” или его родственники, но и близкие девушки, с чьего молчаливого согласия воплощали в жизнь сюжет “Кавказской пленницы”.

В новый УК, который вступил в силу 1 января 1998 года, эти нормы не вошли: дескать, применяли их редко, обывателям традиция похищения невест казалась чем-то из прошлого, вот и убрали за ненадобностью. С тех пор привлечь к ответственности женихов-самозванцев можно только по статье “похищение человека”.

Казалось бы, закон есть. Зачем придумывать что-то еще? Однако наши соседи действовали именно так. Отдельные нормы, касающиеся принуждения к заключению брака, есть в Кыргызстане, Узбекистане и Туркменистане. Причем в Кыргызстане наказание за такое преступление серьезно ужесточили всего несколько лет назад - теперь оно от 5 до 7,5 года лишения свободы. Казахстан, похоже, тоже пойдет по этому пути.

“Ты позоришь наш народ!”

- Еще в 2012 году мы предлагали выделить в Уголовном кодексе Казахстана отдельную статью за принуждение к браку, расписать ее подробно, конкретизировать и ужесточить наказание по некоторым пунктам. Но депутаты, к которым мы тогда обращались, нас не поддержали: “Это единичные случаи. Зачем заострять на них внимание?! У нас есть статья “похищение человека”, ее достаточно”, - вспоминает опыт десятилетней давности руководитель общественного объединения “Лига женщин творческой инициативы” Асия ХАЙРУЛИНА.

 - На самом деле случаев принуждения к браку немало, просто мы о них не знаем. Это щекотливая, чувствительная для восприятия обществом тема. Большинство семей, оказавшихся в роли потерпевшей стороны, предпочитают молчать. Специалисты, которые ведут статистику на государственном уровне, в первую очередь ориентируются на интересы страны. Эти цифры портят общую картину восприятия Казахстана на международной арене, поэтому никто особо не стремится актуализировать данные.

Когда эксперты ОО “Лига женщин творческой инициативы” проводили исследования на эту тему, дело шло со скрипом: было непросто найти женщин, которые даже анонимно соглашались рассказать свою историю похищенной невесты.

- Чаще всего это безмолвные девушки из сельской местности южных и западных регионов. Другой, непонятный многим горожанам мир, тихий омут, в котором огромную роль играет общество: родители договариваются между собой, и невеста поневоле вынуждена жить судьбой, которую выбрала не она, - описывает типичную картину Хайрулина. - Особенно эта проб­лема актуальна для представителей не­многочисленных народов, проживающих в Казахстане. Однажды я участвовала в ток-шоу, главным героем которого был мужчина (не буду конкретизировать его этнос). Его дочь-девятиклассницу похитили прямо из школы. Он вернул ее домой и добивался, чтобы “жениха” наказали. На передаче присутствовал глава местной национальной общины, и он при всех сказал: “Ты позоришь наш народ!” Это типичная реакция: думаем про народ, традиции, но только не про девушек. Отношение нужно менять!

Как? Асия Укеевна убеждена: общество должно активнее реагировать на факты кражи невест. Говорить об этом громко и открыто. На восприятие этой темы далеко не в последнюю очередь влияет именно уголовное законодательство. Нет отдельной статьи - нет проблемы.

“Зачем ломать кому-то жизнь?”

Поддерживает общественницу и адвокат Асель ТОКАЕВА.

- Да, в Уголовном кодексе есть статья “похищение человека”, но далеко не все знают или не до конца понимают, что серьезное наказание можно получить и за кражу невесты. Считают, что это не преступление. Возникает непонимание: “Это традиции! Наши предки так делали. За что судить?!” - комментирует она. - Молодой человек похищает девушку, как ему кажется, с благой целью (он ведь хочет на ней жениться, а не продать в рабство или требовать выкуп!), а потом оказывается, что его могут за это надолго посадить.

Статья в нынешней ее редакции предусматривает от четырех до семи лет лишения свободы в зависимости от тяжести преступления - это большой срок. Вовлечен в него не только сам “жених”, но и его друзья и чаще всего родственники, которые становятся соучастниками преступления.

По закону их тоже нужно привлекать к ответственности. Даже если близкие девушки пишут заявление в полицию, к ним приходят родственники молодого человека, стараются договориться, чтобы дело не дошло до суда. Зовут аксакалов, вспоминают про уят и традиции: “Зачем ломать кому-то жизнь?” Правоохранительные органы зачастую делают все, чтобы дело закончилось примирением сторон: мол, парень не понимал меру ответственности, а наказание строгое, опять же, традиции.

- Что мы имеем в итоге? Закон есть, но он не работает, - признает адвокат. - Если же в Уголовном кодексе появится отдельная статья именно за похищение невест, это изменит ситуацию. Информация на слуху. Больше не скажешь: “Я не знал” - и сто раз подумаешь, прежде чем воровать понравившуюся девушку.

Асель Токаева считает, что нужно сохранить уголовную ответственность за похищение невест, но смягчить наказание по этой статье и оставить возможность примирения сторон (обстоятельства похищения могут быть разными - все зависит от них). Если нет отягчающих обстоятельств, можно применять условный срок (а если реальный, то небольшой). Тогда правоохранительные органы оставят попытки увести от ответственности молодых людей, похищающих девушек, и наказание станет реальным, обоснованным и предупредительным.

Прикрываясь законами ислама

Есть в этой истории еще одна сторона, на которую обращает внимание Асия Хайрулина.

- В казахстанском обществе идет рост патриархальности, и явления, связанные с похищением невест, становятся еще более опасными. Мы должны говорить и про принудительные браки с несовершеннолетними, - настаивает Асия Укеевна. - Семьи девочек начинают действовать, прикрываясь законами ислама. В органах загса ранние браки не регистрируют, родители обращаются к мулле. Он совершает обряд неке (религиозное бракосочетание). Это нарушение законодательства, которое не поддерживает официальное духовенство, но негласно эти браки все равно регистрируют. Мы предлагали ввести ответственность для имамов, которые соглашаются заключить исламский брак с несовершеннолетней, с девушкой, которую к этому принуждают. Но, опять же, никто на это не пошел.

Эксперт предлагает ужесточить ответственность за похищение несовершеннолетней девочки и принуждение ее к браку. Это должна быть отдельная статья, учитывающая только интересы ребенка.

- Мы не должны смотреть, обратились ли родители потерпевшей в полицию. Сейчас любой свидетель может заявить о факте бытового насилия. Почему этот принцип не работает в данном случае? - задается вопросом Хайрулина. - Более того, родители малолетней девочки, давшие добро на ранний религиозный брак, тоже должны нести за это ответственность.

Известно, что Генеральная прокуратура предложение омбудсмена поддержала. Какими будут поправки в законодательство и сроки наказания, пока неясно.

Цифра в тему

- С 2019 года в Казахстане зарегистрировано 214 уголовных правонарушений по статье “похищение человека”. Сколько из них касалось кражи невест, неизвестно - нет отдельного состава правонарушения, а значит, статистики. Правозащитники подчеркивают, что девушки, вступившие в принудительный брак, нередко становятся жертвами бытового насилия, их лишают права на образование и загоняют в полную зависимость от супруга.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Опрос в тему

Если бы вам предложили участвовать в похищении невесты, как бы вы отреагировали?

- Ни за что, дикость какая!

- Конечно, соглашусь - приятеля или родственника надо поддержать в любой ситуации.

- Если невеста согласна, почему бы не поучаствовать? Это народная традиция.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Зачем понадобилось создавать национального администратора сети электрозаправочных станций и развития автомобилизма?

- Чтобы ускорить внедрение экологичного вида транспорта...............5%

- Чтобы создать несколько новых хлебных должностей...................33%

- Чтобы государственные деньги достались не кому попало, а нужным бизнесменам от автопрома........62%

Поделиться
Класснуть

Свежее