Зелёный свет только “зелёному” транспорту?
Как казахстанцев хотят пересадить на электромобили
Казахстан взял курс на развитие экологически чистого транспорта. Для этого парламентарии подготовили специальный законопроект, содержащий внушительные преференции для владельцев электромобилей: оборудованные электрозаправками парковки, на которых запретят стоять другому транспорту, право ездить по выделенной для автобусов полосе, свободно заезжать в особо охраняемые природные зоны, полное освобождение от платы за первичную регистрацию и другие “плюшки”.
По информации экспертов Института парламентаризма, сегодня казахстанцы не спешат менять автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на авто с электродвигателем по двум причинам. Первая - дороговизна электрокаров. Например, цена производимого в нашей стране JAC iEV7S составляет 22 млн тенге. Однако электрокары китайского конгломерата BYD Co Ltd можно купить и за 6 тысяч долларов (около 2,7 млн тенге).
Основная причина высокой стоимости отечественных электромобилей - дорогой литийионный аккумулятор и другие запчасти, которые полностью импортируются. Собственно, производство электромобилей в Казахстане заключается лишь в сборке.
Вторая причина - отсутствие развитой инфраструктуры для эксплуатации электрокаров, прежде всего зарядных станций.
Под присмотром государства
Законопроект по вопросам популяризации экологически чистого транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей в прошлом году начали разрабатывать депутаты парламента седьмого созыва, но ни на одном пленарном заседании мажилиса его еще не представляли. Ожидается, что после летних каникул парламентарии вернутся к рассмотрению документа уже на пленарных заседаниях.
Эксперты в сфере электромобилизма отмечают, что отрасль сегодня находится в частных руках и это не дало никаких результатов. Поэтому законопроект предусматривает создание национального администратора сети электрозаправочных станций (ЭЗС) и развития электромобилизма - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале.
В задачи национального администратора входит развитие электромобилизма и необходимой инфраструктуры, организация производства автотранспорта на электрической тяге и электрозаправочных станций, организация утилизации батарей электромобилей, создание и содержание единого сервера по управлению сетями ЭЗС.
“Национальный администратор вправе привлекать и использовать любые источники финансирования, не запрещенные законами страны. Национальный администратор несет ответственность за реализацию проектов по развитию электромобилизма и необходимой инфраструктуры в рамках выполнения государственного задания и привлеченных инвестиций” - так описаны полномочия акционерного общества в законопроекте.
В то же время документ предусматривает создание и содержание единого центра по управлению сетями электрозаправочных станций. Единый центр - это облачная платформа, включающая управление системой электроснабжения, электрозаправками, пользователями, финансами.
Парковочные привилегии
Предлагаемые нормы направлены главным образом на то, чтобы стимулировать автовладельцев пересаживаться на электрические автомобили.
Так, в законопроекте предлагается освободить от уплаты сбора за первичную государственную регистрацию транспортных средств категории М1 с электродвигателями, за исключением гибридного транспорта, до двух лет, включая год выпуска.
Для электромобилей предлагают обустроить специальные парковки, оснащенные ЭЗС, на которых будет запрещено парковаться другому транспорту. Нарушение запрета повлечет штраф в размере 10 МРП, за повторное нарушение в течение года штраф составит 25 МРП.
Такие электропарковки будут обозначать специальными дорожными знаками и дорожной разметкой для лучшей узнаваемости. А на платных парковках, то есть на оборудованных паркоматами, электромобилям будет разрешено находиться бесплатно.
Помимо этого законопроект содержит нормы о том, что зарядная инфраструктура для электромобилей должна быть на открытых парковках строящихся и существующих объектов, в частности жилых, офисных и торговых комплексов.
Ни пробок, ни шлагбаумов
Для идентификации электромобилей предлагают ввести государственные регистрационные номерные знаки особого образца. Отличительные знаки необходимы, так как у экологически чистого транспорта будут преимущества на дороге.
Так, его освободят от платы за въезд на особо охраняемые природные территории, которые к тому же оборудуют электрозаправочными станциями. А для того чтобы ускорить развитие электромобильной инфраструктуры, упростят порядок получения земельных участков под ЭЗС.
“Предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется юридическим лицам, осуществляющим деятельность по развитию инфраструктуры для электромобилей, под размещение электрозаправочных станций”, - говорится в законопроекте.
В то же время законодатели предлагают запретить въезд в охранную зону государственных национальных природных парков автомобилям с двигателями внутреннего сгорания для предупреждения и ликвидации загрязнения атмосферного воздуха.
Вместе с тем электромобилистам дадут право бесплатного проезда по платным дорогам. Они смогут также свободно передвигаться по Bus Line, предназначенной, как известно, только для общественного транспорта, карет скорой медицинской помощи и противопожарной службы.
Конечно, не факт, что все предложенные депутатами поправки войдут в окончательный вариант законопроекта.
В данный момент документ находится в правительстве для оценки и заключения.
Цифры в тему
По информации Бюро национальной статистики, по состоянию на июнь 2023 года в республике насчитывалось:
- 4,1 млн единиц транспорта (легкового, грузового, автобусов) на бензине;
- 354 тысячи единиц на дизельном топливе;
- 10,4 тысячи единиц транспорта на газобаллоне;
- 373 тысячи единиц на смешанном виде топлива;
- 3590 единиц электрического транспорта, в том числе 3229 легковушек, 226 грузовиков и 135 автобусов.
Мнения экспертов
Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза:
- Как только на территориях нацпарков установят зарядные станции, тогда можно говорить о запрете въезда автомобилей с ДВС, чтобы, например, электрические автобусы могли возить туристов. Пока инфраструктуры нет, ни о каких запретах не должно идти речи. А создание инфраструктуры - это дело, возможно, десяти, а то и более лет. В некоторых нацпарках даже электричества нет. Поэтому внесение соответствующей поправки пока не очень реально.
Идея о национальном администраторе в целом хороша, но не получилось бы, как ранее, когда “дочка” “Оператора РОП” занималась установкой электростанций. Они рапортовали, что установили в Астане и Алматы по 50 ЭЗС. Но ни одна из них не работает! Это была очередная профанация, это отмывание денег.
Елдос АБАКАНОВ, депутат мажилиса седьмого созыва, один из разработчиков законопроекта:
- Сегодня электрозаправочные станции имеют статус компаний, которые перепродают электроэнергию. Соответственно, они должны иметь лицензию для осуществления такой деятельности. Многие из таких компаний сегодня сталкиваются с проблемой получения разрешений. В этой связи необходимо предусмотреть для них процедуру упрощенного лицензирования и прийти к ОКЭД. Необходимо также обратить внимание на развитие сервисной инфраструктуры для электромобилей - СТО, магазины автозапчастей, предусмотреть для них налоговые льготы.
И, конечно, нужна подготовка специалистов (механиков, электриков) для обслуживания электромобилей. С начала этого года электромобили завозят в нашу страну в большом количестве, спрос на них растет. Сейчас на сайте kolesa.kz размещено около двух тысяч объявлений о продаже электромобилей. Использование электрокаров - это большая экономия на топливе. На электричество автовладелец как минимум в четыре раза меньше потратит, чем на бензин. Так, двухлитражка для езды по городу в месяц потребляет бензина в среднем на 25-40 тысяч тенге, а на электромобиль уйдет около 10 тысяч тенге. Кроме того, электромобили не требуют замены масла, фильтров, у них в три раза меньше, чем у других авто, расходных деталей, которые требуют замены. То есть эксплуатация дешевле.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана
Опрос в тему
Зачем понадобилось создавать национального администратора сети электрозаправочных станций и развития автомобилизма?
- Чтобы ускорить внедрение экологичного вида транспорта.
- Чтобы создать несколько новых хлебных должностей.
- Чтобы государственные деньги достались не кому попало, а нужным бизнесменам от автопрома.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Что нужно сделать в первую очередь, чтобы предотвратить пожары в казахстанских высотках?
Вернуть госприемку новых домов с участием пожарной инспекции......................................22%
- Разрешить пожарным устранять заторы из припаркованных с нарушением автомобилей любыми способами.....................8%
- В каждом доме провести учения, как действовать при пожаре, приближенные к реальной обстановке........5%
- Все вместе...................46%
- Ни одно из этих предложений не поможет.................19%