4412

Зелёный свет только “зелёному” транспорту?

Как казахстанцев хотят пересадить на электромобили

Зелёный свет только “зелёному” транспорту?

Казахстан взял курс на развитие экологически чис­того транспорта. Для этого парламентарии подготовили специальный законопроект, содержащий внушительные преференции для владельцев электро­мобилей: оборудованные электрозаправками парковки, на которых запретят стоять другому транспорту, право ездить по выделенной для автобусов полосе, свободно заезжать в особо охраняемые природные зоны, полное освобождение от платы за первичную регистрацию и другие “плюшки”.

По информации экспертов Института парламентаризма, сегодня казахстанцы не спешат менять автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на авто с электродвигателем по двум причинам. Первая - дороговизна электрокаров. Например, цена производимого в нашей стране JAC iEV7S составляет 22 млн тенге. Однако электрокары китайского конгломерата BYD Co Ltd можно купить и за 6 тысяч долларов (около 2,7 млн тенге).

Основная причина высокой стоимости отечественных электромобилей - дорогой литийионный аккумулятор и другие запчасти, которые полностью импортируются. Собственно, производство электромобилей в Казахстане заключается лишь в сборке.

Вторая причина - отсутствие развитой инфраструктуры для эксплуатации электрокаров, прежде всего зарядных станций.

Под присмотром государства

Законопроект по вопросам популяризации экологически чистого транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей в прошлом году начали разрабатывать депутаты парламента седьмого созыва, но ни на одном пленарном заседании мажилиса его еще не представляли. Ожидается, что после летних каникул парламентарии вернутся к рассмотрению документа уже на пленарных заседаниях.

Эксперты в сфере электромобилизма отмечают, что отрасль сегодня находится в частных руках и это не дало никаких результатов. Поэтому законопроект предусматривает создание национального администратора сети электрозаправочных станций (ЭЗС) и развития электромобилизма - акцио­нерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

В задачи национального администратора входит развитие электромобилизма и необходимой инфраструктуры, организация производства автотранспорта на электрической тяге и электрозаправочных станций, организация утилизации батарей электромобилей, создание и содержание единого сервера по управлению сетями ЭЗС.

“Национальный администратор вправе привлекать и использовать любые источники финансирования, не запрещенные законами страны. Национальный администратор несет ответственность за реализацию проектов по развитию электромобилизма и необходимой инфраструктуры в рамках выполнения государственного задания и привлеченных инвестиций” - так описаны полномочия акционерного общества в законопроекте.

В то же время документ предусматривает создание и содержание единого центра по управлению сетями электрозаправочных станций. Единый центр - это облачная платформа, включающая управление системой электроснабжения, электрозаправками, пользователями, финансами.

Парковочные привилегии

Предлагаемые нормы направлены главным образом на то, чтобы стимулировать автовладельцев пересаживаться на электрические автомобили.

Так, в законопроекте предлагается освободить от уплаты сбора за первичную государственную регистрацию транспортных средств категории М1 с электродвигателями, за исключением гибридного транспорта, до двух лет, включая год выпуска.

Для электромобилей предлагают обу­строить специальные парковки, оснащенные ЭЗС, на которых будет запрещено парковаться другому транспорту. Нарушение запрета повлечет штраф в размере 10 МРП, за повторное нарушение в течение года штраф составит 25 МРП.

Такие электропарковки будут обозначать специальными дорожными знаками и дорожной разметкой для лучшей узнаваемости. А на платных парковках, то есть на оборудованных паркоматами, электромобилям будет разрешено находиться бесплатно.

Помимо этого законопроект содержит нормы о том, что зарядная инфраструктура для электромобилей должна быть на открытых парковках строящихся и существующих объектов, в частности жилых, офис­ных и торговых комплексов.

Ни пробок, ни шлагбаумов

Для идентификации электромобилей предлагают ввести государственные регистрационные номерные знаки особого образца. Отличительные знаки необходимы, так как у экологически чистого транспорта будут преимущества на дороге.

Так, его освободят от платы за въезд на особо охраняемые природные территории, которые к тому же оборудуют электрозаправочными станциями. А для того чтобы ускорить развитие электромобильной инфраструктуры, упростят порядок получения земельных участков под ЭЗС.

“Предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется юридическим лицам, осуществляющим деятельность по развитию инфраструктуры для электромобилей, под размещение электрозаправочных станций”, - говорится в законопроекте.

В то же время законодатели предлагают запретить въезд в охранную зону государственных национальных природных парков автомобилям с двигателями внутреннего сгорания для предупреж­дения и ликвидации загрязнения атмосферного воздуха.

Вместе с тем электромобилистам дадут право бесплатного проезда по платным дорогам. Они смогут также свободно передвигаться по Bus Line, предназначенной, как известно, только для общест­венного транспорта, карет скорой медицинской помощи и противопожарной службы.

Конечно, не факт, что все предложенные депутатами поправки войдут в окончательный вариант законопроекта.

В данный момент документ находится в правительстве для оценки и заключения.

Цифры в тему

По информации Бюро национальной статистики, по состоянию на июнь 2023 года в республике насчитывалось:

- 4,1 млн единиц транспорта (легкового, грузового, автобусов) на бен­зине;

- 354 тысячи единиц на дизельном топливе;

- 10,4 тысячи единиц транспорта на газобаллоне;

- 373 тысячи единиц на смешанном виде топлива;

- 3590 единиц электричес­кого транспорта, в том числе 3229 легковушек, 226 грузовиков и 135 авто­бусов.

Мнения экспертов

Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза:

- Как только на территориях нацпарков установят зарядные станции, тогда можно говорить о запрете въезда автомобилей с ДВС, чтобы, например, электрические автобусы могли возить туристов. Пока инфраструктуры нет, ни о каких запретах не должно идти речи. А создание инфраструктуры - это дело, возможно, десяти, а то и более лет. В некоторых нацпарках даже электричества нет. Поэтому внесение соответствующей поправки пока не очень реально.

Идея о национальном администраторе в целом хороша, но не получилось бы, как ранее, когда “дочка” “Оператора РОП” занималась установкой электростанций. Они рапортовали, что установили в Астане и Алматы по 50 ЭЗС. Но ни одна из них не работает! Это была очередная профанация, это отмывание денег.

Елдос АБАКАНОВ, депутат мажилиса седьмого созыва, один из разработчиков законопроекта:

- Сегодня электрозаправочные станции имеют статус компаний, которые перепродают электроэнергию. Соответственно, они должны иметь лицензию для осуществления такой деятельности. Многие из таких компаний сегодня сталкиваются с проблемой получения разрешений. В этой связи необходимо преду­смотреть для них процедуру упрощенного лицензирования и прийти к ОКЭД. Необходимо также обратить внимание на развитие сервисной инфраструктуры для электромобилей - СТО, магазины автозапчастей, предусмотреть для них налоговые льготы.

И, конечно, нужна подготовка специалистов (механиков, электриков) для обслуживания электромобилей. С начала этого года электромобили завозят в нашу страну в большом количестве, спрос на них растет. Сейчас на сайте kolesa.kz размещено около двух тысяч объявлений о продаже электромобилей. Использование электрокаров - это большая экономия на топливе. На электри­чество автовладелец как минимум в четыре раза меньше потратит, чем на бензин. Так, двухлитражка для езды по городу в месяц потребляет бензина в среднем на 25-40 тысяч тенге, а на электромобиль уйдет около 10 тысяч тенге. Кроме того, электромобили не требуют замены масла, фильт­ров, у них в три раза меньше, чем у других авто, расходных деталей, которые требуют замены. То есть эксплуатация ­дешевле.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Опрос в тему

Зачем понадобилось создавать национального администратора сети электрозаправочных станций и развития автомобилизма?

- Чтобы ускорить внедрение экологичного вида транспорта.

- Чтобы создать несколько новых хлебных должностей.

- Чтобы государственные деньги достались не кому попало, а нужным бизнесменам от автопрома.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Что нужно сделать в первую очередь, чтобы предотвратить пожары в казахстанских высотках?

Вернуть госприемку новых домов с участием пожарной инспекции......................................22%

- Разрешить пожарным устранять заторы из припаркованных с нарушением автомобилей любыми способами.....................8%

- В каждом доме провести учения, как действовать при пожаре, приближенные к реальной обстановке........5%

- Все вместе...................46%

- Ни одно из этих предложений не поможет.................19%

Поделиться
Класснуть

Свежее