2969

Спасибо, пользуйтесь сами!

Отечественную разработку, призванную помочь инвалидам по зрению, незрячий раскритиковал в пух и прах

Спасибо, пользуйтесь сами!
Инвалид по зрению увидел большой подвох.

Алматинец Анатолий МИГАЙ (на снимке) не видит с рождения, что, однако, не помешало ему получить юридическое образование и видеть откровенные косяки там, где их быть не должно. Подсказывает в том числе и чутье.

Не обмануло оно, судя по всему, и в этот раз: Анатолию в руки попал продукт казах­станской компании QazTech Development - приложение SoileApp, позиционируемое как отечественное программное обеспечение экранного доступа и синтеза речи на казахском и русском языках.

Анатолий заинтересовался им по двум причинам. Во-первых, как потенциальный клиент: если хороша разработка, то надо срочно брать на личное вооружение. Вторая причина: занимаясь реализацией технических средств реабилитации (ТСР) для разных групп инвалидов, почему бы не пополнить витрину made in KZ ПО, которое еще и стоит дешевле, чем у конкурентов?

Анатолий купил ПО через ипэшку друга (забегая вперед, заметим: продавать ее напрямую физлицам QazTech Development не хочет - приобрести можно только через ИП, но об этом ниже) и, дабы оценить новинку сполна, решил разобрать ее по винтикам, но не сам, а уступил это дело профессионалу в сфере IT, причем такому же инвалиду по зрению. Чтобы не быть голословными, итоговое видео работы с программой Анатолий выложил в соцсети.

- По своему функционалу SoileApp напоминает программу из 90-х - операционную систему Windows 95 с функцией “говорящая мышь”. Вот эту анахроническую “мышь” разработчики и реанимировали, выдав за свежее решение. Ничего общего с программным обеспечением экранного доступа ПО не имеет! Считаю, это просто издевательство над государственным языком и над незрячими пользователями, которым компания пытается это продать! - возмущается теперь уже очевидно несостоявшийся клиент.

С функционалом и правда беда: языки переключаются с задерж­кой, сама озвучка выбранных объектов мало того что запаздывает за курсором, так еще и произношение ни в какие ворота! Готовый текст программа “перечитать” не способна, зато при наборе каждого символа гипертрофированный голос с дурным акцентом повторяет весь текст. Войти в интернет и почитать новости - отдельный квест: “помощник” не уведомляет, грузится ли браузер вообще, разделы сайта комментирует выборочно... В общем, перечислять минусы можно долго.

Под выложенным видео стали набираться негативные комментарии, среди которых появился и от некой Акмарал: “Это первая публичная версия нашей программы, на данный момент разработчики работают над ее улучшением в разных режимах взаимодействия с пользователем. Все дальнейшие обновления и улучшения будут доступны нашим пользователям”. Уверяет представитель компании и об акценте на казахоязычных пользователях, и о проведенном опросе фокус-группы незрячих по их опыту использования подобных программ, а конструктивные комментарии “будут учтены в дальнейшем развитии проекта”.

Анатолий попытался было завязать диалог с Акмарал, но ответов не дождался, а спустя какое-то время комментарий девушки и вовсе исчез из ветки. Но интернет-то все помнит…

- Разработчики таким образом мягко признались в своем фейле. А это фейл и есть: называть казахстанской разработкой продукт, который работает на основе киргизского синтезатора (это показал установочный файл), который есть в открытом доступе, и продавать его за 150 тысяч тенге - самый настоящий обман! - утверждает наш собеседник. - Да дело даже не в цене - сама программа никудышная, - вновь подчеркивает Анатолий. - Она не рассчитана на людей с инвалидностью, никаких тестирований с участием незрячих явно не проводилось.

И его вердикт:

- Такие программы должны создаваться людьми, которые знают, что значит быть инвалидом!

Ну и третий момент: разработчики, не проведя никакой публичной презентации “уникального” IT-решения, втихаря навязывали свой продукт региональным управлениям занятости и соцзащиты населения, которые ответственны за обеспечение людей с особыми потребностями разными ТСР. От одного из управлений Анатолий о нем и узнал. Реклама была разослана во все профильные организации, некоторые из них уже порекомендовали программу поставщикам: цена ниже аналогов и успешно укладывается в стоимость размещения на портале социальных услуг. А еще хромоногой программой могут прошить ноутбуки, которые выдают незрячим через портал социальных услуг, и тогда промучиться с ПО придется все пять лет!

- И вот тут очевидная хитрость, почему разработчики пытаются продавать свой продукт через юрлица. Они будут их использовать на манер прокладки: если конечного потребителя не устроит программа, то все претензии будут не к разработчикам, а к поставщикам - самой программы или ноутбука с ней. А с конторы взятки гладки - они свои деньги получили! - уверен в своей версии Анатолий.

Как оказалось, на товар уже нашлись покупатели: Мигай, оформляя покупку, подписал договор под номером три. Кстати, сделка тоже с изюминкой: компания, по сути, не продает продукт, а всего лишь предоставляет его по лицензионному договору на пять лет (случайна ли здесь связь со сроком службы выдаваемых ноутбуков?), что, по словам Анатолия, абсолютно противоестественно: во всем мире подобные программы бессрочны, и где-нибудь в Европе разработчики уже нарвались бы на крупный штраф.

- Ситуация вполне себе серьезная. Я разослал соответствующие письма информационного характера во все локальные управления соцзащиты, в том числе в Министерство труда и социальной защиты населения. Разработчики, очевидно, в курсе, как работает портал соцуслуг и как туда можно пропихнуть свой недопродукт, минуя нормативные правовые акты в этой сфере, - разводит руками Анатолий.

Ну что же, претензии серьезные. То, что рекламу рассылали, - правда. В частности, шымкентское управление отказалось от предложения. А вот в столичное оно пока не поступало. Правда, в ответ на вопрос “А что будете делать, если все же поступит?” деликатно промолчали.

Но сами разработчики молчать не стали. И… невольно подтвердили одно из главных опасений Анатолия Мигая!

Получился у меня с ними весьма лаконичный диалог:

- К нам в газету обратился инвалид по зрению, который, приобретя ваше приложение, остался недоволен…

- Руководство прокомментировало: пусть обращается к тому, кто ему продал ноутбук!

- Дело не в ноутбуке. Программу использовал незрячий человек, ему не удалось с ней справиться!

- Комментарий уже знаете…

Странную, конечно, позицию заняла компания. Если Анатолий Мигай прав во всех своих претензиях, то почему бы разработчикам, если уж не оправдаться и исправить недочеты, то хотя бы попытаться отстоять свою правоту? Может, и тут Анатолий прав, утверждая, что собранное на коленке приложение кто-то усиленно проталкивает на рынок, в очередной раз пытаясь срубить денег на инвалидах?

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

Поделиться
Класснуть