Про паразитов и формы реформы
Кто мешает жилищной реформе, обсуждали в Алматы парламентарии, общественники и управдомы
Обсуждение процесса жилищной реформы не снижает градус накала. Особенно после того, как депутаты мажилиса оставили КСК в законе. Эти же парламентарии прибыли в Алматы, чтобы выслушать предложения экспертов и жителей города и решить, как теперь существовать всем формам управления многоэтажками.
В неформальной обстановке…
Встреча с депутатами началась неформально - во дворе многоквартирных домов микрорайона “Самал-1”. На той самой детской площадке, которую с помощью нашей газеты местные жители отстояли у частного владельца, а акимат потом вернул в коммунальную собственность. Правда, утром депутаты пригласили тех экспертов, которые всячески поддерживают КСК, а после обеда назначили встречу с ярыми сторонниками ОСИ. Видимо, чтобы эти две противоборствующие группы не передрались между собой.
Председатель общественной палаты при мажилисе и его депутат Айдос САРЫМ начал с того, что граждане должны иметь возможность выбора:
- В газете “Время” и на других ресурсах были разные материалы: и за КСК, и против КСК, и за ОСИ, и против ОСИ. А задача “слышащего государства” - выслушать все мнения.
Его самого тоже задела реформа: в доме, где проживает Сарым, только за один год управдом сменился четыре раза.
Председатель ПКСК “Самал-1” Ерлан БИСЕМБАЕВ поделился своим опытом домоуправления, в котором не обошлось без нарушений закона. А все потому, что по закону работать было невозможно, утверждает он.
- Закон о жилищных отношениях с самого начала был написан для однодомных КСК, но мы создали многодомный. А в 2011 году вышло положение, что на каждый дом должно быть два счета: текущий и накопительный (на капремонт). Для 40 домов мне нужно было открывать 80 счетов! И чтобы дворники, состоящие в штате ПКСК, получили зарплату, мне пришлось бы снимать по чуть-чуть денег с каждого счета, ведь они обслуживали все эти дома! В те годы обслуживание одного счета стоило 2000 тенге, это 160 000 каждый месяц, а в год - более миллиона. За эти деньги можно сделать ремонт одного подъезда! - подсчитал Бисембаев.
- Прокурор предупредил, что возбудит в отношении меня уголовное дело. Тогда я пошел в банк, открыл требуемые счета, но ни копейки туда не вложил. И до новых поправок в закон, которые вступили в силу в 2020 году, я работал с одним счетом в банке на весь ПКСК. Зато за два года мы привели в порядок крыши в сорока домах. А если бы копили деньги на капитальном счете, то для крупного дома мы бы собрали сумму на ремонт только за 5-7 лет, а для малоквартирного - 7-8. Все это время, получается, я должен был копить и ничего не делать, а тем временем инфляция бы съела деньги, - не без гордости, во всяком случае, в душе заметил опытный управдом.
Он утверждает, что в законе необходимо прописать именно многодомные КСК для тех малоквартирных домов, которые не выживут поодиночке, в отличие от крупных ЖК.
- Что такое качественная форма управления? Это когда есть деньги и грамотный специалист. А деньги есть только в крупных жилых комплексах или в многодомных КСК, больше нигде, - уверен Бисембаев.
Депутат мажилиса Екатерина СМЫШЛЯЕВА попыталась ответить перед всеми собравшимися на вопрос: в чем была ошибка реформы?
- От одной крайности пришли в другую, выбора фактически не оставили, - считает она. - В основу модели ОСИ лег опыт некоммерческих общественных объединений, общественных фондов. Такие прецеденты были почти во всех городах: жильцы дома объединялись, создавали ОО и сами управляли многоэтажкой, потому что их не устраивала работа КСК. В старой редакции закона это не возбранялось.
Моментами перестройка системы управления домами пробуксовывала, поэтому и откладывали норму о ликвидации КСК, причем дважды. Первый раз жилищные кооперативы должны были уйти в небытие с 1 июля 2022 года. Позже этот срок отложили на год. И вот теперь запрет на КСК решили вообще убрать.
- Реальная картина показывает, что есть успешные кооперативы. У нашей рабочей группы будет несколько месяцев работы для того, чтобы сделать правовой баланс между всеми формами управления (КСК/ПКСК, ОСИ, ПТ, НСУ. - Е. Т.). Не убивать, не ограничивать, а сделать нормальный баланс, - предложила Смышляева.
Председатель Ассоциации кооперативов собственников помещений Турксибского района Алматы Бибигуль ЖУНУСПАЕВА подсчитала, что ОСИ финансово применимы и привлекательны только для домов, в которых насчитывается 80-100 квартир. А малоквартирные дома объединяются, чтобы выжить. В их ассоциации изначально было 112 КСК, теперь 63, то есть происходит укрупнение управленцев.
Жунуспаева подняла другую важную проблему, которую никак не решили многочисленные поправки в закон, - проблему неплательщиков за содержание и обслуживание многоэтажек:
- У нас есть паразиты, которые просто не платят. Мы говорим жителям: ваши деньги не председатель украл, эти деньги в кармане у вашего соседа, который не платит! А иждивенчество еще и поощряют: люди ходят жаловаться в акимат, а там... уговаривают списать долги! В законе нет ничего правоприменительного для неплательщиков. Нотариусы уже не хотят этим заниматься, потому что должники добиваются отмены исполнительных надписей для взыскания долгов!
- Будем вводить административную ответственность, - пообещала депутат Смышляева, согласившись со злободневностью этой проблемы и признав, что у жилищной инспекции ограничены полномочия.
Несмотря на то что встреча была в основном с экспертами по старым формам управления, здесь оказался председатель ОСИ “Вертикаль 50” Еркин СУЛТАНГАЗИЕВ. Новый управленец создал объединение собственников имущества с нуля, не судился с КСК, не требовал от него ранее накопленных денег жильцов дома на ремонт. Дом из 80 квартир с тарифом на содержание… всего 25 тенге с квадратного метра. Как же выживает эта многоэтажка?
- На нашем доме стоят антенны сотовой связи, рекламный баннер. Мы пригласили все эти службы, поговорили, заключили договор на аренду - каждый платит ОСИ по 140 тысяч тенге, - объяснил секрет низкого тарифа на содержание председатель ОСИ.
Согласитесь, любопытный опыт. Но хватит ли на всех таких антенн и баннеров?..
…и официальной
Парламентариев пригласили в зал маслихата Алматы. Туда же, за круглый стол, сели и общественники, которые никогда ранее не комментировали тему ЖКХ. Видимо, эта реформа достала всех.
- Сегодня было правильное замечание о том, что у нас нет стандарта обслуживания жилого фонда. И применять какие-то общие лекала к домам даже в рамках одной улицы невозможно. Дома разные по возрасту, количеству квартир, классу жилья.
Нам предстоит грамотно отрегулировать этот вопрос на уровне закона, чтобы не страдали ни маленькие дома, ни огромные жилые комплексы, - отметила Смышляева. - Мы не против КСК, не против ОСИ, мы за людей. И мы хотим сформировать такую систему управления жилищным фондом, чтобы каждому гражданину жилось комфортно.
Председатель алматинского городского филиала РОО “Общественный защитник” Талгат МУХАМЕДГАЛИЕВ по-прежнему верен своему давно сложившемуся мнению: оставлять КСК - большая ошибка, трехлетний опыт реформы показал, что председатели КСК все время саботировали ее.
- После того как вышли поправки в закон о жилищных отношениях, КСК начали выводить денежные средства под любым предлогом: якобы на санитарную обрезку деревьев, на замену окон, в то время как в доме течет крыша. И теперь, по истечении трех лет, мы возвращаем управление домов в эти руки?! Это глупость какая-то. Люди, которые принимали такое решение - оставить КСК, - далеки от реальности и от того, что происходит на местах… Мы сейчас бьемся за то, как привести людей на избирательные участки, они отвыкли это делать. Разве институт ОСИ - это не первая базовая ячейка самоуправления, о котором говорил президент? Когда люди поймут, что их ответственность не заканчивается на пороге квартиры, они пойдут на выборы.
Председатель ассоциации КСК Аркадий РУБЦОВ не согласился с предыдущим оратором. И неудивительно - они частенько встречались в суде по разные стороны баррикад, один защищал КСК, другой - ОСИ.
- Необходимо исправить принципиальную ошибку. Две рабочие группы, работавшие в парламенте по поправкам (в закон. - Е. Т.), не имели в своем составе поставщиков коммунальных услуг. Ни газовиков, ни тепловиков, ни электриков. У них есть свое отраслевое законодательство. И то, что мы видим здесь и сейчас, - не саботаж, как говорит господин Мухамедгалиев, это просто закономерность невыработки единых норм и подходов к реализации местного законодательства на уровне поставщиков коммунальных услуг, - пояснил свою позицию Рубцов. - Их необходимо включить в рабочую группу, они часть системы, поставляют коммунальные услуги.
Он спросил у депутатов, смогут ли они внести поправки в Административный кодекс.
- Если это не получится, то уровень новых поправок будет рамочным. Каждый из вас говорит: нам ничего не стоит зайти в Адмкодекс, однако за пять лет ни у кого так и не получилось это сделать! - подметил Рубцов.
Подождём до осени
После окончания встречи я обратилась к Екатерине Смышляевой:
- Под каким названием будет новый пакет поправок в жилищное законодательство?
- “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам управления жилищным фондом”. Он будет комплексным. Например, что касается формы ПКСК - потребительских кооперативов собственников квартир. То они, когда им удобно, пользуются законом о жилищных отношениях как КСК. А когда им неудобно, перепрыгивают на закон о потребительских кооперативах. Наша задача - убрать все коллизии! КСК несут имиджевые потери из-за ПКСК, а простые люди не видят разницы.
- А будут ли разъединять многодомные КСК по принципу одного ОСИ?
- Если будет выбор форм управления, то ничего менять не надо. Зачем нам тогда эти количественные ограничения? Они будут бессмысленны. Ограничения по количеству как раз вводили из-за ограниченных форм управления.
Мы в рабочей группе будем работать все лето и зайдем с этим пакетом поправок осенью, после каникул. Я надеюсь, что это будет финальный пакет поправок.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы