1206

Беглый клык

В Петропавловске закон об ответственном обращении с животными приходится исполнять в особо сложных условиях

Беглый клык
Фото Владимира ЗАИКИНА.

По программе реновации 1400 семей переселились из ветхих частных домов в благоустроенные квартиры. Но мало кто из них забрал с собой своих питомцев. Сотрудники ветеринарной станции Петропавловска отмечают, что бездомных животных в городе стало гораздо больше. Увеличилось и число нападений на людей, с начала этого года за медицинской помощью обратились 158 укушенных горожан.

Любовь МЕЛЬНИК от последствий встречи с крупной бродячей собакой лечится уже месяц. Все произошло внезапно: животное выскочило из-за мусорки, мимо которой шла женщина.

- Я инвалид по зрению, поэтому не сразу ее заметила, - говорит Любовь. - А собака даже не лаяла, просто вцепилась мне в бедро. Спасла меня женщина, которая проходила мимо. Мы вместе отогнали пса. Прошло три недели, а раны от клыков до сих пор кровоточат. Я получила одну прививку от столбняка и пять от бешенства. Ну и перевязки делаю регулярно.

Соседи помогли женщине вызвать скорую и полицию. Привлекать к ответственности, конечно, было некого: собака оказалась бездомной. Но заявление в полиции приняли, собрали показания у свидетелей и вызвали специалистов ветеринарной станции для принятия исключительных мер.

По новому закону об ответственном обращении с животными, который действует уже больше года, бездомную собаку следует отловить, вакцинировать, чипировать и стерилизовать. Еще десять дней она должна восстанавливаться после этих процедур в пункте передержки. А потом ее отпускают в то же самое место, где отловили.

Закон разрешает и умертвить животное “в случае нападения на человека”. Однако ликвидировать опасное животное следует в специальном помещении, куда его нужно доставить специально оборудованным транспортом. Умерт­вить должны методами, исключающими предсмертные страдания. Но специалисты местной ветстанции почему-то решили действовать по старинке: ружье, дротик с парализующим препаратом.

Фото с мертвой собакой, лежащей посреди улицы, попало в сеть и спровоцировало скандал, ухудшив и без того натянутые отношения зоозащитников с ветстанцией. Досталось и Любови Мельник:

- Откуда-то они узнали мой телефон. Позвонил человек и сказал, что, если я посмею еще раз вызвать отловщиков, они обольют меня бензином и подожгут! Я тогда удалила свои аккаунты. Теперь боюсь ходить по нашему району. Дело в том, что отстрелили вовсе не ту собаку, которая меня покусала, а другую из той же стаи. А эта так и ходит, я ее часто вижу.

Предпринимать новые попытки сотрудники службы отлова не стали. Они признаются: лишние проблемы им не нужны, имея в виду конфликты с зоозащитниками. Они давно по разные стороны баррикад: не сходятся в подходах к регулированию численности бездомных животных. Но и теперь, когда действуют новые правила весьма гуманного отношения к четвероногим, объединить усилия не получается.

Директор петропавловской ветеринарной станции Сыргабек БАЙЖАНОВ просит его не фотографировать. Говорит, что не хочет лишний раз провоцировать своих оппонентов. Он рассказал, как однажды у его машины прокололи все четыре колеса.

- Нам сейчас стало гораздо сложнее реагировать на обращения людей, - сетует Байжанов. - Мы заманиваем собак и кошек в клетки с приманкой. Стараемся оставлять их под присмотром охранников соседних предприятий или баз, например. И вот они нам звонят - собака попалась. Мы выезжаем, а животного нет. Клетка открыта!

“Спасают” узников группы зоо­защитников. Они же призывают всех следовать их примеру. Главный аргумент - в ожидании службы отлова животное мучается взаперти и жалобно лает на всю округу. По словам Байжанова, службе отлова запрещают ставить клетки рядом со школами: мол, дети не должны видеть собак за решеткой. В то же время родители школьников жалуются на стаи бездомных собак, которые нападают на детей.

- За один месяц ко мне обратились шесть человек с просьбой что-то сделать с бродячими животными, - рассказывает депутат областного маслихата Юлия ПРОНИНА. - Очевидно, что эта проблема захлестнула город! Собак очень много, они голодные. Я считаю, что в первую очередь чипировать животных надо в тех районах, где планируется снос жилья, чтобы потом спросить с владельцев этих собак и кошек! Именно на разъяснительную работу должны быть направлены усилия наших зоозащитных организаций, вместо того чтобы выливать негатив на тех, кто обращается с жалобами на стаи бродячих животных. Они ведь действительно опасны.

С 10 апреля этого года в Петропавловске отловили всего 37 собак и кошек. Выпустили простерилизованными 27. Это капля в море по сравнению с тем, сколько в городе бездомных животных и тех, кого хозяева отпус­кают на свободный выгул. Но увеличить темпы не получается: в местной ветстанции всего два специалиста. Здесь рады бы увеличить штат, да никто не идет на зарплату в 70 тысяч.

Стерилизацию, чипирование и послеоперационное содержание отдали в конкурентную среду. Сейчас этим занимается одна из ветеринарных клиник города. На каждую собаку выделяют по 69 тысяч тенге, на кошку - около 50 тысяч. А вот ловить и доставлять животных никто не хочет.

- Мы предлагали зоозащитным организациям: зарегистрируйтесь и участвуйте в тендере, у нас есть для этого бюджетная программа, - рассказывает руководитель отдела областного управления ветеринарии Наталья ТАРАКАНОВА. - Но никто не хочет этим заниматься. Это проблемно, нужны навыки, оборудованный транспорт… Поэтому приходится это делать специалистам ветстанции за оклад. А им еще и палки в колеса вставляют.

Недавно стало известно, что из бюджета города все-таки выделят деньги на разработку ПСД для строительства пункта временного содержания животных. Здание построят на государственные деньги, но потом в управлении ветеринарии очень хотят всю работу с бездомными животными отдать в аутсорсинг. Хотя и тут не все гладко: для каждого этапа зачем-то создали свою бюджетную программу! И запросто может получиться так, что тендер на стерилизацию и вакцинацию выиграют одни, на чипирование другие, на временное содержание третьи, отлавливать будут четвертые. И придется возить несчастных собак по всему городу “на процедуры”. Региональные управления очень просят Минэкологии объединить эти программы. Но там пока думают.

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть